В данной статье рассматривается сущность оценки бизнеса как одного из ключевых инструментов инвестиционной деятельности компании, которая базируется на двух подходах, основанных на расчете дисконтированной стоимости компании и сравнительном анализе конкурентов на рынке, а также рассмотрены основные методы расчета стоимости бизнеса.
Ключевые слова: бизнес, деловая среда, доходный подход, дисконтированная стоимость
Оценка бизнеса является неотъемлемым процессом деятельности компании, который позволяет определить ее экономическую стоимость. Она проводится для различных целей: как для установления стоимости бизнеса при его продаже, так и для целей привлечения инвесторов. Принимая правильные инвестиционные решения относительно продажи и покупки компании или присоединения любого другого компании, необходимо, чтобы рассматриваемые решения принимались на основе оценки стоимости компании.
Оценка стоимости компании должна осуществляться в соответствии с рекомендациями Международных стандартов оценки стоимости компании, а также в соответствии с основными принципами: оценка компании как общеэкономическая, оценка может производиться не на основе достигнутых результатов, а на основе ожидаемых результатов. Это обусловлено тем, что многие инвестиции осуществляются с учетом долгосрочной перспективы основе детального исследования деятельности компании.
Владельцам необходимо не только понимать, чего стоит их бизнес сегодня, но и знать, что поддерживает и стимулирует эту ценность. Слишком часто из-за чрезмерной самоуверенности или апатии владельца этот шаг либо игнорируется, либо преуменьшается, либо, как минимум, основывается на неполных данных или предположениях. В этом случае оценка обычно служит проверкой реальности для владельцев с предвзятой или неосведомленной точкой зрения на то, сколько стоит их бизнес.
Необходимость оценки стоимости бизнеса заключается в том, что оценки необходимы для решения налоговых или юридических вопросов. Тем не менее, оценки на самом деле выполняются по множеству причин, включая, помимо прочего, продажу или приобретение бизнеса, поскольку она отражает справедливую стоимость активов компании.
Оценка часто необходима при дарении или пожертвовании акций компании в рамках благотворительного взноса, при разрешении споров с IRS или акционерами или при преобразовании корпорации. В соглашении о покупке/продаже, партнерстве или акционерном соглашении могут быть требования, требующие оценки бизнеса.
Кроме того, владельцы обычно проводят оценку при попытке привлечь стратегический капитал или получить кредит Ассоциации малого бизнеса (SBA). Реализация плана владения акциями сотрудников, безусловно, потребует первоначальной и ежегодной оценки [4, c. 45].
Формальная оценка бизнеса может помочь согласовать предполагаемые мнения о стоимости, а в сочетании с анализом конкурентоспособности она может помочь владельцу бизнеса определить относительную стоимость на рынке в целях повышения ее инвестиционной привлекательности.
Точная оценка закрытого бизнеса является важным инструментом для владельца бизнеса для оценки как возможностей, так и альтернативных издержек, поскольку они планируют будущий рост и возможный переход. Он обеспечивает либо оценку относительной стоимости для владельца на определенный момент времени, либо, возможно, цену, по которой покупатель был бы готов приобрести бизнес.
На первый взгляд, оценка бизнеса на самом деле является относительно простой и понятной концепцией. Квалифицированный специалист сначала анализирует финансовую отчетность рассматриваемой компании и рассматривает сопоставимые сделки, отраслевые коэффициенты и другую количественную и качественную информацию. Затем вносятся соответствующие корректировки, чтобы привести рассматриваемую компанию в соответствие с отраслевым стандартом или эталоном. Результатом является обоснованная оценка справедливой стоимости, обычно выполняемая в соответствии с Едиными стандартами профессиональной оценки [2].
Однако, несмотря на преимущества, многие владельцы бизнеса опасаются того, чего ожидать при прохождении процесса оценки. В некоторых случаях оценки могут выявить области бизнеса, которые на самом деле снижают стоимость, такие как слабый финансовый и бухгалтерский контроль, неэффективные активы и более низкие операционные коэффициенты по сравнению с аналогичной группой. Весь процесс оценки может дать обзор сильных и слабых сторон рассматриваемой компании [1, c. 121].
В процессе осуществления оценки стоимость бизнеса применяется несколько основных подходов:
1) Доходный подход. Он основан на расчете ожидаемого дохода. Доход в данном методе выступает в качестве решающего фактора при формировании конечной стоимости корпорации. Соответственно, чем выше доход, тем выше стоимость бизнеса. Кроме того, должен учитываться ряд факторов: перспективы развития конкретной отрасли, показатели общеэкономического характера, возможные риски и т. д. Этот метод особенно актуален при покупке перспективной организации с целью дальнейшего расширения производства. Он не требует комплексной ревизии и обеспечивает эффективное использование активов. Также в данном случае учитывается ставка дисконтирования, которая позволяет более точно прогнозировать предполагаемый доход и возможные риски. Данный подход нередко используется для оценки положения компании на глобальном рынке.
2) Сравнительный подход. Рассматриваемый метод основывается на сравнительном анализе конкурентов на рынке, производящих соответственно аналогичные товары. Предпосылкой применения подхода является существование идентичной деловой среды. В данном случае в качестве основных источников информации выступают финансовые рынки. Основным преимуществом этого метода является то, что стоимость корпорации может быть оценена по результатам осуществленных торгов акциями, а цена отражает конкретную позицию на рынке в любой данный момент времени. Также в него включается метод операций, рынок капитала и отраслевые показатели. Показатель капитала отражает позицию корпорации по сравнению с основными конкурентами. При наличии актуальных и достоверных данных оценка бизнеса может произведена максимально точно. Однако, в том случае, если показатели сопоставляемых корпораций значительно отличаются, применяются соответствующие мультипликаторы.
3) Затратный подход. Этот метод основан не на доходах, а на затратах на организацию конкретного вида бизнеса. Тщательная переоценка позволяет сбрасывать балласт. Вычитая все обязательства, вы можете вывести точную рыночную стоимость компании. Подход, основанный на затратах, включает только существующие активы, которые исключают несущественные переменные. Он эффективен для оценки молодых компаний, холдингов и инвестиционных компаний. Недостатком является отсутствие долгосрочных бизнес-прогнозов. При оценке используются два разных метода: чистые активы и ликвидационная стоимость. Из-за частой ненадежности балансовой и рыночной стоимости компании этот метод особенно не пользуется спросом.
Менеджментом компаний и инвесторами самостоятельно определяется, какой подход к оценке следует использовать. Иногда целесообразно использовать несколько методов, чтобы уменьшить риск ошибки.
Каждый подход включает в себя несколько методов оценки стоимости бизнеса. Рассмотрим несколько методов оценки стоимости бизнеса:
1. Ликвидационная стоимость.
Ликвидационная стоимость — это стоимость компании, если она ликвидируется, то есть ее активы продаются, а долги выплачиваются. выключенный. Эта стоимость рассчитывается путем вычета расходов на ликвидацию бизнеса (сокращение выплаты сотрудникам, налоговые расходы и другие типичные расходы на ликвидацию) от скорректированного чистая стоимость.
2. Оценка дисконтированных денежных потоков.
Метод дисконтированных денежных потоков представляет собой наилучшую адекватную оценку деятельности инвестора. Владелец бизнеса уверен, что он покупает не просто набор тех или иных активов в виде нематериальных ценностей: машин, зданий, сооружения, оборудования и т. д., а поток будущих доходов, который позволит ему окупить в приобретённой цене вложенные средства, в том числе повысить своё благосостояние. К тому же фактическая стоимость денег может измениться под влиянием инфляции. Так, например, денежные средства в форме банковских депозитов могут с одной стороны принести прибыль, но с другой, при выдаче кредита возникает существенный риск, связанный с недополучением возвратной суммы. Как следствие именно на текущую дату происходит определение стоимости будущего денежного потока. На основе данного метода можно рассчитать не только оценку бизнеса и эффективность инвестиционных проектов, но и окупаемость при составлении плана для бизнеса
3. Капитализация оценки прибыли.
Метод оценки капитализации прибыли подобен расширению метода оценки DCF. Он включает в себя расчет стоимости бизнеса на основе его денежного потока, годовой рентабельности инвестиций, прогнозируемой прибыли и стоимости. Он подходит для стабильных компаний, которые не ожидают больших колебаний в своих общих финансах.
4. Метод чистых активов.
Оценка на основе активов — это форма оценки в бизнесе, которая фокусируется на стоимости активов компании или справедливой рыночной стоимости ее совокупных активов после вычета обязательств. Активы оцениваются, и определяется справедливая рыночная стоимость. Например, землевладельцы могут сотрудничать с оценщиками для определения рыночной стоимости недвижимости. Со временем стоимость собственности увеличивается, и владелец может понять, что сегодня часть собственности стоит больше, чем пять лет назад. Новое значение котируется и используется в подходе, основанном на активах. С другой стороны, обязательства часто имеют реальную рыночную стоимость. Как правило, дальнейшие расчеты не производятся. Оценка активов определяет стоимость воссоздания аналогичного бизнеса.
5. Оценка на основе активов.
Оценка на основе активов является эффективным методом оценки бизнеса, он включает в себя определение общей стоимости чистых активов компании и вычитание стоимости ее обязательств. Компании, которые собираются продолжать свою деятельность, должны использовать метод непрерывности деятельности для оценки стоимости компании. С другой стороны, компании, которые собираются закрыться или работают с предположением, что бизнес будет завершен в ближайшем будущем, должны проводить оценку ликвидационной стоимости на основе активов. В таком сценарии стоимость определяется на основе чистых денежных средств, которые останутся у владельцев в случае прекращения бизнеса.
6. Метод сделок.
Этот метод оценки стоимости бизнеса предполагает, что стоимость компании на сегодняшний день является цена, которую заплатили в прошлом за такую же компанию. Этот метод помогает оценить стоимость компании на данный момент. Данный метод является достаточно сложным в расчётах. Сложность заключается в том, что на данный момент некоторые данные по цене данной компании будут не так актуальны, не все данные сопоставимы с новыми реалиями. Метод сделок оценивает бизнес на основе ценовых мультипликаторов, полученных в результате продажи компаний, аналогичных рассматриваемой компании.
Подводя итог, можно сделать вывод, что соответствующая модель оценки экономического субъекта должна не только информировать об общей стоимости, но и указывать на структуру источников ее создания. Поэтому методы оценки бизнеса должны учитывать как можно больше составляющих компании, влияющих на ее стоимость.
В настоящее время процесс оценки уже движется в этом направлении, примером чего является одновременное использование, чаще всего, методов, основанных на активах, доходах и сопоставимых компаниях, для определения конечной стоимости компании. Использование нескольких методов оценки в ходе применяемой процедуры дает возможность принимать рациональные решения относительно конечной стоимости компании. Такой инструмент приведет к желаемой гармонизации методики оценки основных параметров, обслуживающих оценку, с такой степенью качества, которая обеспечит получателям этой информации выбор точных решений для принятия решений. варианты в будущем.
Литература:
- Буга, А. В. Основные инструменты оценки стоимости компании: цели проведения, подходы и методы оценки / А. В. Буга, М. А. Марченко // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2019. № 6(8). С. 117–126.
- Имяреков С. М., Плеханова Е. А., Хранина О. А. Основные подходы к оценке стоимости бизнеса // Экономика и социум. 2018. № 11 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-stoimosti-biznesa (дата обращения: 09.06.2023).
- Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса + приложение в ЭБС: учебник для вузов/ Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 373 с.
- Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса: учебник и практикум для вузов / Е. А. Спиридонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. 317 с.
- Федотова, М. А. Оценка стоимости активов и бизнеса: учебник для вузов / М. А. Федотова, В. И. Бусов, О. А. Землянский; под редакцией М. А. Федотовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. 522 с.