В данной статье авторами рассматривается взаимосвязь между креативностью и уровнем тревожности в подростковом возрасте.
Ключевые слова: креативность, тревожность, подростки
Проблема креативности, ее истоков и развития в процессе онтогенеза существует достаточно долгое время. Несмотря на то что накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность [1].
В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству.
Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [1].
В тоже время понятие тревожности нельзя отнести к числу малоисследованных. В отечественной науке терминами «тревога» и «тревожность», которые зачастую трактуются в качестве синонимов, описывается эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности и носящее негативный характер. Тревожностью также называют психологическую особенность личности, проявляющуюся склонностью к переживанию состояния тревоги [2].
На психологическом уровне тревожность выражается проявлением напряжения, нервозности и беспокойства на фоне переживания таких чувств как неопределенность, незащищенность, беспомощность [2].
Таким образом, в целях установить взаимосвязь между данными явлениями нами была сформирована тема нашего исследования как «Взаимосвязь между креативностью и уровнем тревожности в подростковом возрасте».
Нашу выборку составил 21 подросток в возрасте от 15 до 16 лет. Данный возраст был выбран нами не случайно, т. к. подростковый возраст является кризисным, следовательно, нами предполагалось повышенный уровень тревожности в выборке.
В качестве методик для исследования нами были выбраны следующие методики:
— Шкала явной тревожности для подростков (Прихожан А. М.);
— Тест «креативность» (Вишнякова Н.).
По результатам исследования, по методике Шкала явной тревожности для подростков Прихожан А. М. который измеряет 5 групп уровней тревожности, нами были получены следующие данные, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты по методике «Шкала явной тревожности»
Состояние тревожности не свойств-но |
Нормальный уровень тревожности |
Несколько повышенная тревожность |
Явно повышенная тревожность |
Очень высокая тревожность |
|
Кол-во в % |
9,5 % |
38 % |
24 % |
19 % |
9.5 % |
В данной таблице мы можем наблюдать, что состояние тревожности не свойственно 9.5 %, нормальный уровень тревожности у 38 %, несколько повышенная тревожность у 24 % и очень высокая тревожность у 9.5 % выборки.
По результатам теста «креативность» (Автор Вишнякова Н.) нами были получены результаты, изложенные в таблице 1:
Таблица 2
Результаты теста «креативность»
Шкала/Показатель |
низкий |
средний |
высокий |
Творческое мышление |
0 % |
71 % |
29 % |
Любознательность |
0 % |
62 % |
38 % |
Оригинальность |
0 % |
76 % |
24 % |
Воображение |
0 % |
86 % |
14 % |
Интуиция |
0 % |
76 % |
24 % |
Эмоциональность |
5 % |
62 % |
33 % |
Чувство юмора |
28 % |
39 % |
33 % |
Творческое отношение к профессии |
5 % |
76 % |
19 % |
В данной таблице проиллюстрировано, что:
— У 71 % респондентов средний показатель по шкале «Творческое мышление» и высокий у 29 %;
— По шкале «Любознательность» 62 % респондентов имеют средний уровень выраженности данного признака креативности и 38 % высокий;
— По у 76 % респондентов средний уровень креативности по шкале «Оригинальность» и у 24 % высокий;
— По шкале «Воображение» 86 % исследуемых имеют средний показатель, а 14 высокий;
— По шкале «Интуиция» 76 % респондентов имеют средний уровень выраженности данного признака креативности и 24 % высокий;
— По шкале «Эмоциональность» 5 % исследуемых имеют низкий показатель, 62 % средний и 33 % высокий;
— У 28 % респондентов низкий показатель по шкале «Чувство юмора», 39 % имеют средний и 33 % высокий показатели по данной шкале;
— По шкале «Творческое отношение к профессии» у 5 % низкое значение признака, у 76 % среднее и у 19 % высокое.
Далее нами был произведен корреляционный анализ при помощи метода математической статистики «Критерий ранговой корреляции Спирмена» (rₛ) и были получены следующие результаты:
— Тревожность — любознательность: rₛ= -0.164
— Тревожность — Оригинальность: rₛ= -0.051
— Тревожность — Воображение: rₛ= -0.282
— Тревожность — Интуиция: rₛ= -0.327
— Тревожность — Эмоциональность: rₛ= 0.132
— Тревожность — Чувство юмора: rₛ = -0.002
— Тревожность — Творческое отношение к профессии: rₛ= 0.009
По результатам корреляционного анализа ни одна шкала не проявила уровня статистической значимости.
Таким образом, нами не было выявлено взаимосвязи между креативностью и тревожностью в подростковом возрасте.
Литература:
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2009. — 434 с.
- Ибахаджиева Л. А. «Тревожность» как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021