Анализ рекламного рынка России в 2020–2022 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 19.06.2023

Статья просмотрена: 979 раз

Библиографическое описание:

Шведов, Г. С. Анализ рекламного рынка России в 2020–2022 гг. / Г. С. Шведов, О. Н. Макушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/archive/471/103404/ (дата обращения: 18.12.2024).



В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Анализ рекламного рынка России в 2020 году

Кажется, реклама существовала всегда. Кризис 2020 года оказал непосредственное влияние практически на все рекламные рынки мира. В то же время, в отличие от большинства кризисов, он имел множество особенностей. Он возник неожиданно и быстро развивался. В январе 2020 года не обсуждалась возможность появления каких-нибудь кризисных явлений, а вот в марте многие секторы рынка обвалились под его давлением.

Кризис «COVID» носит преимущественно антропогенный и административный характер. Если какие-то «обычные» кризисы возникают, как правило, по объективным экономическим причинам, то в данном случае они стали проявляться в основном административными запретами — оставаться дома, не водить машину, запретили поход в рестораны и развлекательные мероприятия, торговля резко ограничилась, а большинство работало удаленно.

За все кризисы не происходило решительных изменений в медиа предпочтениях аудитории. Однако, на этот раз, в разгар кризиса, произошло глобальное перераспределение аудитории, в результате чего перераспределились бюджеты рекламы между медиасегментами. Главной задачей современной рекламы является привлечение клиентов к товару или услуге, чтобы увеличить прибыль. Телевизионная и интернет-аудитория увеличилась, поскольку люди были вынуждены оставаться дома, но все остальные сегменты сократились. Пресса сильно пострадала, поскольку количество торговых точек, продающих газеты и журналы, значительно сократилось из-за ограничений, связанных с пандемией. 2/3 радиослушателей слушают радио в машине, но с ограничением автомобильного движения значительно сократилось и количество посетителей.

Объем рекламы в средствах ее распространения в 2020 году

Рис. 1. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2020 году

Динамика объема рекламы в средствах ее распространения в 2020 году следующая: телевидение — -4 %, радио — -30 %, пресса — -47 %, Out of Home — -27 %, Интернет — 4 %. В отдельные месяцы просмотры наружной рекламы снижались в три-четыре раза. Рекламные бюджеты на наружную рекламу, радио и прессу в определенные месяца сокращались в два-три раза, но в конце года ситуация стала постепенно улучшаться. Суммарная доля радио, наружной и печатной рекламы на рекламном рынке России только за один год сократилась с 15,2 % до 10,8 %.

Анализ рекламного рынка России в 2021 году

За вычетом налога на добавленную стоимость общий объем рекламы в средствах ее распространения достиг больше 578 миллиардов рублей, что больше на 22 %, чем годом ранее. Это самая высокая динамика рынка с 2008 года и самый большой объем рынка в истории страны. Рекламный рынок России существенно вырос не только к 2020 кризисному году, но и к докризисному году, показав рост на 17 %.

Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году

Рис. 2. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году

Динамика объема рекламы в средствах ее распространения в 2021 году следующая: телевидение — 17 %, радио — 25 %, пресса — -2 %, Out of Home — 40 %, Интернет — 24 %. Объем сегмента маркетинговых услуг достиг 109,1 миллиардов рублей. Если учесть рекламные бюджеты, потраченные на создание креативных решений, на оплату услуг рекламных агентств и технологических посредников, а также на производство рекламной продукции, то общий объем рынка России в сфере коммуникационного маркетинга составил примерно 810–830 миллиардов рублей.

Анализ рекламного рынка России в 2022 году

В 2022 году в связи с резким ухудшением геополитический ситуации, сложности, ударившие по российскому рекламному рынку, существенно затронули сегмент наружной рекламы, который вновь продемонстрировал высокую устойчивость в очень неблагоприятных условиях. Рынок наружной рекламы, по подсчетам АКАР достиг 47,6 миллиардов рублей, т. е. почти достигли значений 2008 года, когда был отмечен исторический максимум объемов продаж.

Важным фактором, предотвратившим крах наружной рекламы, стала низкая доля иностранных рекламодателей в общем объеме продаж. В 2021 году их доля в наружной рекламе не превышала 10–12 %, в отличие от телевидения, где она обеспечивала почти половину доходов от рекламы. Уход с российского рынка большого количества иностранных компаний или приостановка рекламной деятельности оказали заметное негативное влияние только во втором квартале 2022 года на сектор наружной рекламы.

Объем рекламы в средствах ее распространения в 2022 году

Рис. 3. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2022 году

Динамика объема рекламы в средствах ее распространения в 2022 году следующая: радио — 5 %, пресса — -41 %, Out of Home — 6 %, Интернет — -2 %. Восстановлением объемов и затем их ростом по сравнению с предыдущим годом характеризовалось второе полугодие. Наиболее высокий рост в 2022 году показали категории товаров, которые связаны с интернетом и электронной коммерцией. Годовой рост в этих отраслях превысил 50 %. Медийная реклама (в части, ориентированная на Интернет), девелоперы, финансы и лекарства также выросли.

Литература:

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.09.2018 № 243-ФЗ) «О рекламе». — М.: Норматика. — 2019. — 53 с.
  2. Варданян, Г. А. PR и реклама: взаимосвязь и применение при продвижении, — М.: Аллея науки. — 2020. — Т. 1. — № 3(42). — 734 с
  3. Щепилова, Г. Г. Основы рекламы: учебник для. — М.: Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019. — 14 с
  4. akarussia.ru [Электронный ресурс]: Ассоциация Коммуникационных Агентств России: АКАР. Режим доступа: https://www.akarussia.ru/
  5. Sostav.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sostav.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): наружная реклама, рекламный рынок России, динамик объема рекламы, реклама, Интернет, объем, пресс, радио, распространение, средство.


Задать вопрос