В статье рассматривается половая социализация, особенности освоения половых ролей и гендерная идентичность. Предметом исследования являются особенности половой социализации. Также в статье представлены результаты исследования особенностей половой социализации подростков.
Ключевые слова: гендерная идентичность, половая роль, половая социализация, социализация, социальная идентичность, социально-психологическая адаптация.
The article deals with sexual socialization, the peculiarities of mastering sexual roles and gender identity. The subject of the study is the peculiarities of sexual socialization. The article also presents the results of a study of the characteristics of sexual socialization of adolescents.
Keywords: gender identity, sexual role, sexual socialization, socialization, social identity, socio-psychological adaptation.
В современном мире человек находится в большом потоке информации, через многочисленные виды информационных каналов индивид усваивает социальный опыт, знания, умения и навыки, которые необходимы для эффективной адаптации и комфортной жизни в обществе, тем самым человек социализируется в социальной среде. Это и обуславливает актуальность изучения половых особенностей социализации. Цель нашего исследование — изучить особенности социализации подростков и выяснить влияние пола на процесс социализации. Мы предположили, что подростки имеющие низкий уровень развития гендерной идентичности имеют низкий уровень социальной адаптации и испытывают трудности с готовностью быть членом общества.
Пол является частью социального взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни индивида, а именно на выбор профессии, систему ценностей, сферу саморазвития, выбор хобби и одежды. Тем самым, через половую социализацию индивид воспринимает и обрабатывает любую информацию и передаёт её в социальную среду. Половая социализация — это процесс усвоения половых ролей и осознание себя принадлежащим к группе мужчин или женщин. Половая роль выражается в понятиях мускулиность (мужественность) и феминность (женственность) [2, с. 15].
С самого рождения общество начинает приписывать человеку половые различия в одежде, в выборе игрушек, модели поведении и т. д., тем самым создаются стереотипы половой роли. В обществе, в связи с сложившейся культурой, мальчики должны быть сильными, быстрыми, стремящимся к достижениям, занимающими лидирующие позиции, а девочки должны проявлять чувствительность, эмоциональность, сдержанность, эмпатичность. Человек начинает осознавать свою принадлежность к полу к трем годам жизни, ориентируясь по внешним признакам. Ребенок начинает вести себя так или иначе, потому что так сказали родители. Дальше, в юношеский периоде ребёнок начинает подражать кумиру, сверстникам, значимым людям и начинает задумываться о паттерном поведении. У подростка происходит пересмотр половой роли, так как индивид сталкивается с кризисом идентичности [3]. Идентичность рассматривается как результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития. Гендерная идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли [4]. Индивид, находящийся в юношеском возрасте, сталкивается с проблемой половой социализации, т. к. от него ждут определенное поведение, и тем самым подросток сталкивается с проблемой готовности быть членном общества, принимать нормы, правила и, как следствие, жертвовать своей индивидуальностью, однако при этом чувствовать определенную степень защиты и безопасности [1, c. 185].
В ходе нашего исследования среди 50 учащихся мужского и женского пола в возрасте от 15 до 17 лет из средне общеобразовательного учреждения нами было обнаружено шесть гендерно-половых групп: адрогинные-мужчины, маскулинные-мужчины, феминные-мужчины, адрогинные-женщины, маскулинные-женщины, феминные-женщины. Мы выявили, что подростки в большей степени (32 %) обладают достигнутой гендерной идентичность, это значит, что они имеют позитивное самоотношение, связанное с их внутренним самоощущением, стереотипами и правилами в социуме. Также, нами был определен уровень социальности и обнаружено, что подростки в силу своего психологического развития 30 школьников (60 %) имеют достигнутую идентичность и 38 % (12 мальчиков и 18 девочек) псевдпозитивную идентичность. Также, мы заметили, что девочки в большей степени имеют оптимальный уровень выраженности социальной идентичности, чем мальчики. По данным нашего исследования, 58 % тестируемых школьников (16 девочек и 13 мальчиков) имеют средний уровень социально-психологической адаптации и высокий — 10 школьников мужского пола и 11 школьников женского пола (42 % опрошенных). Учащиеся как мужского, так и женского пола в большей степени имеют средний уровень самопринятия и принятия других. Можно сказать, что опрошенные нами учащиеся имеют способности жить в соответствие с приписанными общественными требованиями и с собственными взглядами и мотивами.
При анализе полученных результатов нашего исследования особенностей половой социализации нами сделан вывод, при низком уровне развития гендерной идентичности у подростков будет наблюдаться низкий уровень социально-психологической адаптации, но при этом они не испытывают трудности в готовности быть членом общества, это указывает на то, что наша гипотеза подтвердилась частично.
Литература:
- Девятых, С. Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи: монография / С. Ю. Девятых. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 187 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978–5–534–10424–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517053 (дата обращения: 10.04.2023).
- Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. — 3-е изд. испр. и доп. — Москва: МПСИ, 2011. — 624 c. — Текст: непосредственный.
- Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе. — Текст: электронный // allbest.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 15.04.2023).
- Портная, С. А. Влияние гендерной идентичности на становление личности / С. А. Портная. — Текст: непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 37. — С. 46–52.