Представленная статья посвящена проблеме использования методики скорочтения в условиях начального школьного обучения детей. Ориентированая в большей степени на учителей начальных классов. В статье рассматриваются возможности использования метода скорочтения с детьми младшего школьного возраста.
Ключевые слова: инновационные методы обучения, чтение, младшие школьники, начальная школа, скорочтение.
The presented article is devoted to the problem of using the speed reading technique in the conditions of primary school education of children. Focused more on primary school teachers. The article discusses the possibilities of using the speed reading method with children of primary school age.
Keywords: innovative teaching methods, reading, elementary school students, elementary school, speed reading.
На сегодняшний день система образования остро нуждается в инновационных методах обучения младших школьников. Спрос на данные методы обусловлен несколькими факторами. Во-первых, современные технологии и информационные ресурсы позволяют создавать интерактивные учебные материалы, которые могут быть более привлекательными для детей. Во-вторых, существует понимание того, что каждый ребенок уникален и имеет свой индивидуальный стиль обучения, поэтому инновационные методы могут помочь учителям начальных классов адаптировать учебный процесс к потребностям каждого ребенка. В-третьих, современный мир требует от людей умения быстро адаптироваться к новым условиям и быстро усваивать новые знания, поэтому инновационные методы обучения могут помочь младшим школьникам развивать эти навыки. Стоит выделить, что в современной психолого-педагогической литературе наиболее эффективным и привлекательным методом выступает такой образовательный метод как скорочтение [4].
Прежде чем раскрыть, сущность и образовательные возможности метода скорочтения, вначале проанализируем важность развития навыков чтение в период младшего школьного возраста. Итак, чтение — это сложный процесс семантического восприятия письменной речи и ее осознания, который реализуется посредством сложной психологической деятельности. Посредством правильного и осознанного чтения в начальной школе реализуется основные задачи, такие как:
- Развитие речи и лексики: чтение помогает младшим школьникам расширять словарный запас и улучшать речь.
- Развитие мышления и воображения: чтение стимулирует детское воображение и помогает развивать логическое мышление.
- Повышение уровня образованности: чтение помогает учащимся начальных классов узнавать новые факты и понимать мир вокруг себя.
- Развитие эмоционального интеллекта: чтение помогает детям понимать чувства и эмоции других людей, что является важным навыком для социальной адаптации.
В целом, чтение является важным элементом развития младших школьников и помогает им успешно адаптироваться в обществе и в школе.
И. Т. Федоренко в своих исследованиях демонстрировал большое количество различных методов и приемов для обучения чтению обучающихся начальной школы, посредством управления этим процессом со стороны педагога [4]. Большое количество выдающихся личностей изучали проблему улучшения качества чтения среди обучающихся начальных классов, и свое отражение данная проблема нашла в стремительно развивающемся направлении — скорочтении.
Что же такое скорочтение? Многие думают, что это просто быстрое чтение, но это не так.
Скорочтение — это тренировка нашего мозга, которая развивает внимание, память, мышление и воображение, а плюсом к этому идет скорость чтения и понимание прочитанного.
О. А. Андреев характеризует процесс скорочтения так «быстрое чтение — это вид чтения, подразумевающий под собой использование нетрадиционных методов» [1, с. 20]. И. А. Головлева под понятием скорочтение подразумевает «методику, которая позволяет увеличить скорость чтения без ущерба для понимания текста [3].
Кроме того, исследования логопедов также показывают, что скорочтение может помочь детям с дислексией и другими нарушениями чтения. Тренировка глаз и мозга может помочь им улучшить свои навыки чтения и понимания текста.
В своей педагогической деятельности использую следующие наиболее эффективные методы и подходы по технике «Скорочтение»:
– это, прежде всего «Пальчиковая гимнастика», которая способствует развитию у ребёнка таких психических процессов как: мышление, внимание, память, воображение. Упражнения «Утка-камень», «пальцовка» и другие;
– не менее интересны и эффективны приёмы «Устный счёт», «Обведи двумя руками», «Чтение пирамидок слогов и слов»;
– активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления «Струп-тест» (автор: американский психолог Джон Ридли Струп). Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое;
– достаточно широко и активно используются на практике специальные клиновидные таблицы, таблицы Шульте. Это еще одна техника скорочтения, полезная для детей и взрослых;
– чтобы информация стала частью нас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты, для этого использую в своей работе технику скорочтения «Сбор урожая»;
– для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных текстов и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения. Например, в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать, текст может быть перевёрнутым от читателя на 90 градусов, может быть прикрыта часть предложений листом бумаги, вторую часть должны угадать. Читаем только выделенные буквы. Также при обучении скорочтению использую «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или полоски.
Таким образом, благодаря использованию методики обучения скорочтению возможно повышение успеваемости младших школьников, так как при использовании данной методики реализуются все необходимые условия осознанности восприятия содержания, прочитанного ребенком, что в совокупности позволяет развить не только конкретно навык чтения, но и речевую компетентность ребенка в целом. Внедрение такой методики в образовательный процесс позволит оптимизировать время и усилия, необходимые для приобретения определенного объема образовательных знаний, а также повысить мотивацию и личную заинтересованность в процессе обучения и самообразования.
Литература:
- Андреев О. A Техника быстрого чтения. М.: СмартБук, 2013. — 319 с.
- Белукова, В. Б. Умение читать: И. А. Бунин и А. Т. Твардовский / В. Б. Белукова // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («IV Смирновские чтения»). — Москва: Московский государственный областной университет, 2021. — С. 32–39.
- Головлева И. В. Самоучитель по скорочтению. М.: Мир книги, 2005. — 113.
- Камп П. Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее. М.: АСТ, 2015. — 438 с.