В статье автор анализирует функционал современных платформ, применяемых для построения портальных решений. Оценена доступность решений на рынке Российской Федерации в 2023 году. Все рассмотренные в статье решения могут применяться в организациях как платформа для построения корпоративного портала.
Ключевые слова: корпоративные порталы, веб-сервисы, CMS.
Уже не первое десятилетие российские и мировые крупные предприятия используют такой инструмент совместной работы, как корпоративный портал. Не теряет своей актуальности он и до сих пор. Рассмотрим определение корпоративного портала, наиболее точно характеризующее его с точки зрения функциональности.
Корпоративный портал — внутренний ресурс, который предоставляет сотрудникам доступ к информации и сервисам компании, позволяет планировать и организовывать совместную работу [3–4].
Ключевыми словами в определении являются:
- Внутренний ресурс — портал, как правило, предназначен не для взаимодействия с внешними клиентами или конечными пользователями производимого продукта, а направлен на внутреннего клиента.
- Доступ к информации и сервисам компании — назначение корпоративного портала состоит в организации рабочего места сотрудника, возможности получения помощи и актуальной информации быстро. Как следствие — за счет экономии времени работа сотрудника становится эффективной.
Эти 2 ключевые характеристики являются общими для всех корпоративных порталов, однако, с течением времени корпоративные порталы подстраивались под потребности организаций [1]. Производители таких решений архитектуру своих платформ и перечень доступных расширений, сами платформы приобретали различные новые функции [2]. Далее рассмотрим подходы к построению портальных решений.
Порталы первого периода использовались как инструмент для публикации информации от руководства для сотрудников компании. Они представляли собой сайт с информацией о компании, на одной из страниц которого мог быть организован простой внутренний форум. На портале можно было получить информацию о последних организационных изменениях в компании, ознакомиться с новостями. Кроме того, портал выполнял функции простого файлового хранилища. Начиная с 2000 года, сотрудники компаний начали использовать портал для поиска необходимой информации, для получения ответов на свои вопросы. Портальные технологии получили развитие в сторону структурирования и классификации данных, повышения скорости и эффективности поиска необходимой информации, а также обеспечения необходимого формата представления полученных результатов. В этот период корпоративные порталы начали выполнять функции баз знаний в различных предметных областях, связанных с деятельностью компании.
Аналитики IDC [3], на заре развития портальных решений в 2001 году уже выделяли три сегмента корпоративных порталов.
- Информационный портал (Enterprise information portal, EIP). Наиболее распространенный случай, когда решаются проблемы организации информации и доступа к ней с акцентом на одну или несколько задач из перечня: поиск структурированной или неструктурированной информации, управление данными, интеграция данных, управление документами. Примеры: порталы на основе платформы Oracle9i.
- Портал знаний (Enterprise knowledge portal, EKP). Акцент делается на коллаборативном взаимодействии пользователей, обмене информацией, формализации и накапливании знаний. Пример — порталы на основе платформы Hummingbird.
- Бизнес-портал (Enterprise application portal, EAP). Поддерживает конкретный бизнес-процесс и обычно развертывается на уровне подразделений: маркетинга, продаж и т. д.
К 2010 году рост количества программных продуктов, используемых организациями, сформировал потребность в предоставлении единой среды для получения информации из разных программных источников. Для решения этой задачи появились инструменты для интеграции программных приложений. Применение этих технологий при создании корпоративных порталов обеспечило единую точку доступа ко всем приложениям и контенту организации [1].
В настоящее время корпоративный портал в большинстве компаний заключает в себе все 3 направления использования, выделенные Gartner в 2001 году: информационный портал, для доступа к актуальной информации, базу знаний, средство поддержки или реализации какого-либо бизнес-процесса — кроме того, они объединены единой точкой входа.
По данным TAdviser за 2020–2022 год в России самыми популярными решениями по количеству внедрений стали 1С-Битрикс24, Microsoft SharePoint, Websoft HCM (ранее WebTutor), SAP, 1С-Битрикс: Управление сайтом, 1С-Битрикс: Корпоративный портал, Atlassian Confluence [4].
Рассмотрим эти и другие портальные решения с точки зрения их функционала и технической реализации. Стоит отметить, что все портальные решения, представленные сегодня на рынке, можно условно разделить на три группы:
- платформы для создания корпоративных порталов;
- коробочные продукты (готовые решения) на базе платформ;
- решения, предлагаемые как SaaS сервис (облачные решения).
Автором был составлен актуальный перечень платформ для корпоративных порталов, который представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ особенностей портальных решений
Название решения |
Краткая характеристика (назначение) |
Функционал (инструменты), примечания |
1С-Битрикс |
Платформа для создания портальных решений |
CRM, управление документами, постановка задач, управление временем и управление проектами, обмен контентом, чат |
1С-Битрикс: Управление сайтом, 1С-Битрикс: Корпоративный портал и другие. |
Готовые коробочные решение для совместной работы на базе 1С-Битрикс |
CRM, управление документами, постановка задач, управление временем и управление проектами, обмен контентом, чат |
1С-Битрикс24 |
Облачная платформа для совместной работы на базе 1С: Битрикс |
CRM, управление документами, постановка задач, управление временем и управление проектами, обмен контентом, чат |
Microsoft SharePoint |
Система управления корпоративным контентом и совместной работы, которую можно использовать в качестве корпоративного портала |
Общий доступ к документам, вики-сайты и блоги, шаблоны приложений для популярных задач, библиотека документов, списки, включающие ссылки, контакты, задачи, события, извещения, календарь, опросы. В настоящий момент решение не доступно для новых клиентов в РФ, однако существующие клиенты могут продолжать использовать решение |
Microsoft SharePoint 365 |
Облачная версия системы управления корпоративным контентом и совместной работы от Microsoft, которую можно использовать в качестве корпоративного портала |
Общий доступ к документам, вики-сайты и блоги, шаблоны приложений для популярных задач, библиотека документов, списки, включающие ссылки, контакты, задачи, события, извещения, календарь, опросы. В настоящий момент решение не доступно для новых клиентов в РФ |
Websoft HCM (ранее WebTutor) |
Платформа для создания корпоративного учебного портала или HR-портала |
система комплексной автоматизации бизнес-процессов, связанных с подбором, оценкой, тестированием и обучением персонала, систематизацией и хранением знаний, а также с управлением и взаимодействием между сотрудниками и HR-подразделением |
SAP NetWeaver Portal |
Готовое решение для работы с сервисами SAP и навигацией между ними |
Обмен файлами, управление документами, управление задачами, управление базами данных, чат в реальном времени, отчетность / аналитика. В настоящий момент решение не доступно для новых клиентов в РФ |
Atlassian Confluence |
Коробочное решение для управления знаниями и совместной работы |
Совместная работа с данными различных типов, такими как страница, запись блога, отчеты и другими. Возможно использование интерактивных элементов на них. В настоящий момент решение не доступно для новых клиентов в РФ |
Liferay Portal |
Коробочное решение корпоративного портала. Относится к классу свободного программного обеспечения |
Система управления контентом (веб-контент, документы, мультимедиа файлы) и организация совместной работы (календарь, wiki, форумы, блоги, мессенджер) |
ELMA Корпоративный портал |
Коробочный продукт. Главный элемент системы Elma, отвечает за обеспечение доступа ко всем приложениям Elma. Его нельзя приобрести отдельно, он поставляется вместе с приложениями |
Просмотр выполняемых задач, календарь, сообщения, архив имеющейся документации, веб-документы и отчетность |
Корус Консалтинг «K-Team» |
Облачное коробочное решение корпоративного портала для автоматизации HR-процессов на базе 1С-Битрикс24 |
Единое рабочее пространство с совместной работой над документами, проведение совещаний, почта, мессенджер. Структура и справочник, новости, социальная сеть |
А2Б |
Коробочное решение для совместной работы |
Файловое хранилище, документооборот, новостная лента, корпоративный чат |
DaOffice |
Платформа для создания корпоративной социальной сети и брендированных мобильных приложений |
База знаний, социальная сеть, документооборот, проектные задачи |
Drupal |
Система управления содержимым (CMS) (бесплатная) |
Базовые элементы: блок, страница, статья, комментарий, тег и др. Существует деление пользователей по ролям доступа. К базовым элементам подключаются расширения. |
Joomla! |
Система управления содержимым (CMS) |
Базовые элементы: структура сайта, материалы (страницы с текстами и изображениями), баннеры (реклама), контакты и др. Существует деление пользователей по ролям доступа. К базовым элементам подключаются расширения. |
WordPress |
Система управления содержимым (CMS) (бесплатная) |
Базовые элементы: записи, страницы, рубрики. Возможно использование различных медиафайлов. Существует деление пользователей по ролям доступа. |
Wix |
Система управления содержимым (CMS) |
Базовые элементы: меню и страницы, фон, виджеты для медиафайлов, менеджер стилей, блог, и другие модули, шаблоны с настроенным дизайном. Существует деление пользователей по ролям доступа. Платный функционал решения частично недоступен для клиентов в РФ. |
Tilda |
Система управления содержимым (CMS) |
Базовые элементы: меню и страницы, фон, виджеты для медиафайлов, менеджер стилей, блог, и другие модули, шаблоны с настроенным дизайном. |
Следует отметить, что популярные CMS не являются корпоративными порталами с точки зрения их функциональных особенностей «из коробки», однако часто предоставляют возможности для построения ИТ-решений на своей основе, которые могут быть сопоставимы с корпоративными порталами по своему функционалу.
Результаты анализа, проведённого нами, показывают, что в условиях санкционных ограничений на российском рынке представлено несколько отечественных портальных решений, кроме того, некоторые их рассмотренных CMS являются свободным программным обеспечением и доступны по лицензии GNU GPL, что делает их использование легальным для любых целей и в любом регионе мира.
Доступные решения являются паритетными по функционалу тем решениям, которые временно недоступны для новых клиентов на территории нашей страны.
Таким образом, по нашему мнению, отечественные организации по-прежнему имеют возможность использовать современные полнофункциональные портальные решения, а выбор конкретного решения, как и обычно сводится к ограничениям и задачам какой-либо конкретной предметной области.
Литература:
1. Кириллова О. С., Газуль С. М., Демченко С. А. Особенности построения классификаций современных веб-сайтов // Hypothesis. 2021. № 1 (14). С. 34–40. EDN: LUZZBP
2. Соловей П. С., Газуль С. М. Инструменты и платформы для построения корпоративной метавселенной // Научные исследования современных проблем развития России: Цифровая трансформация экономики: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета. В 3-х частях, Санкт-Петербург, 17 февраля 2022 года / Под редакцией Е. А. Горбашко. Том Часть 2. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022. — С. 385–390. — EDN XTPLPY.
3. Корпоративный портал как зеркало информационной революции — 2 [Электронный ресурс] // inteligent enterprise [Сайт]. URL: https://www.iemag.ru/platforms/detail.php?ID=16496 (дата обращения 06.06.2023)
4. Enterprise portal, Корпоративные порталы [Электронный ресурс] // Tadviser [Сайт]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Корпоративные_порталы?cache=no&ptype=system#ttop (дата обращения 06.06.2023)