В данной статье рассмотрены факторы риска, под воздействием которых ребенок может попасть в трудную жизненную ситуацию в семье, образовательной сфере и экстремальных ситуациях. Автор рассматривает возможные методы профилактики и минимизации негативных последствий для ребенка, которые могут возникнуть ввиду его ограниченной возможности влиять на улучшение собственного положения.
Ключевые слова: социальное воспитание детей, трудная жизненная ситуация, благополучие в семье, неблагополучная обстановка в семье, дети в трудной жизненной ситуации.
Всовременном мире существует постоянная угроза роста количества семей, находящихся в кризисном положении, обусловленным социально-экономическими факторами. Наша страна — не исключение. Безработица, межрегиональные военные конфликты, преступность, последствие вредных пагубных привычек, таких как алкоголизм, порождают в первую очередь проблемы в семьях и психологические травмы. Количество семей, вынужденных остаться без кормильца, лишиться части дохода из-за безработицы или пассивного экономического поведения одного из членов семьи, а также стать беженцами, достаточно велико. И в первую очередь от всех проблем, связанных с социально-экономическим положением семьи, страдают дети и подростки, так как они еще не являются дееспособными в решении вопросов безопасности жизнедеятельности, подвергаются риску здоровья и жизни, связанными с отсутствием благополучия в семье. Основная проблема кроется в том, что самые близкие люди не всегда способны помочь в трудной ситуации, а социальные институты для ребенка дистанцированы или недоступны в связи с воздействием взрослых. Такая ситуация усугубляет возможности роста девиантного поведения, алкоголизма и преступности, которые молодеют год от года. К большому сожалению, перевоспитание детей из семей с социально-экономическими проблемами или наличием алкоголиков и наркоманов является сложной задачей и часто не достигает желанных результатов в краткие сроки, а воздействие на ценности в семье с помощью повышение значимости роли семьи и детства через государственные программы происходит медленно и неравномерно. Все это обуславливает высокую актуальность изучения методов социального воспитания детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, которые могли бы способствовать организации должной помощи этим детям.
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Дети попадают в разные жизненные ситуации, обусловленные факторами, на которые они не могут оказать влияния. Испытывая зависимость от взрослых и условий, в которых они находятся, дети подвержены воздействию негативных событий, которые влияют пагубно на их здоровье и чуткую психику. Таким образом, лица до 18 лет, попавшие в тревожное положение, которое серьезно сказывается на безопасности жизнедеятельности, из которого они не могут выбраться только собственными усилиями, определены нами как дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию [7]. Такие дети нуждаются в помощи, в адекватном социально-педагогическом сопровождении.
На ситуацию нахождения ребенка влияет ряд факторов, негативно влияющих на благополучие семьи. В первую очередь, это материальные условия, в которых находится семья: жилищные условие, достаток, работоспособность родителей и их возможности обеспечить семью всем необходимым. Чем выше риск бедности в семье, тем, как правило, хуже условия жизни для ребенка.
Вторым, но не менее значимым, фактором является психологическая атмосфера в семье: наличие конфликтов между членами семьи, девиантные модели поведения взрослых, отсутствие должного внимания к детям, а также низкая эмпатия родителей к переживаниям детей формирует ряд психологических проблем ребенка, которые влияют на его развитие как личности, и в силу несформированной психики могут привести к катастрофическим последствием для ребенка, связанным с преступностью или агрессивными и суицидальными наклонностями. Наиболее острой проблемой со стороны конфликтности в семье является выявление ситуаций жестокого обращения с детьми [2], потому что часто этот факт замалчивается и родителями из страха наказания, и детьми — из страха наказания родителями и стыда за собственное положение в семье.
В качестве особого фактора хочется определить информационное влияние на слабую психику ребенка различных воздействий через сеть интернет или посредством распространения через рассылки или посредством популярности у детей. Существование атак на психику детей может подтолкнуть ребенка к агрессивным, преступным или суицидальным действиям. Поэтому контроль за контентом, которым пользуется ребенок, крайне необходим со стороны взрослых. К большому сожалению, он часто ослабевает в семьях, где нарушены благожелательные отношения или ребенок предоставлен сам себе.
На вышеизложенные факторы крайне негативно влияют такие сопутствующие неблагополучному положению в семье ситуации, как алкоголизм или наркомания в семье, отсутствие категоричного отношения к преступности, сложности взаимоотношений родителей, обусловленные рисками развода или скандалов. Но самым острым вопросом, тесно связанным со всеми факторами, является доход семьи, его стабильность, отсутствие дефицита необходимого минимума для жизни [3].
В связи с тесной зависимостью неблагоприятных факторов друг с другом, часто дети попадают в трудную жизненную ситуацию, обусловленную комбинацией проявления неблагополучия.
Социальное воспитание представляет собой важнейшую часть процесса социализации, которая регулируется педагогически и имеет своей целью формирование социально зрелой личности.
В процессе социального воспитания детей задействованы разные социальные институты, важнейшими из которых являются семья и образовательная сфера. Мы рассмотрели важнейшие факторы, которые способствуют попаданию детей в трудную жизненную ситуацию в семье. Крайними проявлениями трудностей в жизни детей, связанных с семьей, являются такие ситуации, как смерть родителей, их отказ от детей или неисполнение прямых родительских обязанностей. С точки зрения законов нашей страны, это происходит посредством вмешательства органов опеки и попечительства, в обязанности которых входит выявление и учет, а также устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
В образовательной сфере выявляются другие проблемы детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Важнейшей из них является проблема социализации, ограниченное общение со сверстниками или низкая степень доступа к культурным ценностям и развлечениям. Дезадаптация ребенка в образовательной среде — это сложная ситуация, которая, однако, может быть связана с отношениями ребенка в семье, ведь именно там закладываются основы и модели взаимоотношений между людьми. Кроме того, ребенок может оказаться в сложной жизненной ситуации в связи с какими-либо своими особенностями (внешними или мировоззренческими) или привязанностями к (например, той или иной субкультуре, стилю поведения, симпатиям или антипатиям). Очень остро стоит вопрос в школах по профилактике и выявлению травли детей в школьной среде (буллинг) [5], основанной, как правило, на крайне субъективных характеристиках. В силу социальной и психической незрелости дети способны самоутверждаться за счет унижения сверстников. Такая модель поведения не является нормой, но может проявиться во взаимоотношениях школьников, обостриться и стать серьезной воспитательной проблемой, а также кризисной ситуацией для ребенка, на которого эта травля направлена. Важнейшей задачей педагогического состава школы является не только передача знаний по предмету и норм поведения в школе и в обществе в целом, но и подача положительного примера детям в общении, трансляции толерантных ценностей и доброжелательности в школьной обстановке.
Наиболее острой с точки зрения пребывания в трудной жизненной ситуации является проблема сиротства (в том числе при живых родителях), а также детской инвалидности или ограничения здоровья детей, по причине которого становится невозможным полноценный доступ к каналам получения информации, что отпечатывается и на развитии ряда психических функций. В заботе и помощи нуждаются дети, попавшие в экстремальную ситуацию в связи с попаданием в сферу действия вооруженных конфликтов, техногенных и экологических катастроф, вынужденного отделения от родителей в следствие перечисленного, куда относятся дети из семей беженцем и других вынужденных переселенцев.
Отдельной стороной социального воспитания является воздействие на детей, лишенных свободы в результате подростковой преступной деятельности. Как правило, дети, попавшие в воспитательные колонии, впитали негативные модели поведения в среде близкого общения (родители, родственники, друзья) [4]. Они эмоционально напряжены и неудовлетворены собственной жизнью, часто либо агрессивны, либо, напротив, подавлены. Суть воспитания ребенка в колонии заключается адаптации к нормальному режиму жизни и благополучному вхождению в коллектив после отбывания повинности.
Выводы. Дети являются зависимыми от условий, в которых они проживают, и от того окружения, которое оказывает влияние на их жизнь. К трудным жизненным ситуациям могут относится следующие группы ситуаций:
– неблагополучная ситуация в семье, связанная с низким достатком, насилием, алкоголизмом и наркоманией, а также потеря родителей или неисполнение их прямых обязанностей;
– навязывание девиантных моделей поведения в семье, среди близких и сверстников, что может привести к преступной деятельности и стать причиной пребывания в воспитательной колонии;
– особенности здоровья и развития, связанные с ограничением передвижения или каналов получения информации;
– нездоровая обстановка среди сверстников, связанная с чрезмерным соперничеством или травлей по той или иной причине;
– попадание детей в зону действия экстремальной ситуации: вооруженный конфликт, экологическая или техногенная катастрофа.
Попадая в трудную жизненную ситуацию, дети нуждаются в еще большей заботе и внимании. Со стороны государства эта позиция отражена в ряде федеральных законов, но они не могут отразить все аспекты жизни, формирующие риски образования трудной жизненной ситуации для ребенка и подростка. Поэтому крайне важным становится внимательное отношение к поведению детей со стороны педагогического коллектива, а также профилактика доброжелательных отношений в коллективе, в который входят дети. Наиболее сложной и важной задачей является выявление нездоровой обстановке в семье, связанной с физическим или психологическим насилием над ребенком. Остро стоит вопрос о необходимости трансляции моральных ценностей, основанных на взаимоуважении и толерантности, а также контроля информации, которую ребенок получает в свободном доступе, в том числе в сети интернет. Слабая детская психика нуждается в опоре на положительные примеры со стороны общества в целом и ближайшего окружения ребенка в частности.
Литература:
- Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение. / С. Ф. Анисимов. — 2-е изд. Доп. М.: «Мысль», 1985. -158 с.
- Бондаренко А. Б. Насилие и права человека сегодня// Вестн. МГУ. — Сер. 7. — Философия. — 2002. — № 6.
- Воронов, А. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в Российской Федерации: постановка проблемы// Вестн. С. — Петерб. Университета. Сер.12.2010. Вып.4. С. 300–310.
- Воспитательная колония. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. (Ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Воспитательная_колония). Дата обращения — 08.06.2023 г.
- Маркина М. Что такое буллинг, или как стать изгоем ни за что. [Электронный ресурс]. (Cсылка: https://trends.rbc.ru/trends/social/62cd32e79a79470ca418bd15). Дата обращения — 08.06.2023 г.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ», глава 1, статья 1.
- Харчев, А. Г. Социология воспитания. / А. Г. Харчев. — М.: Политиздат, 1990 г.