Ключевые слова: миграционный учет, незаконная миграция, фиктивная постановка иностранных граждан и лиц без гражданства.
Проблема незаконной миграции в настоящее время является одной из самых актуальных. Особенности геополитического положения Российской Федерации, сложности экономической составляющей, политической и социальной ситуации делают ее наиболее привлекательной страной для выходцев из бывших республик СССР. Что, несомненно, оказывает большое влияние на криминогенную ситуацию в стране. Одним из существенных факторов, дестабилизирующих социальное и политическое положение в стране, создающих новые криминальные угрозы является незаконная миграция. Неконтролируемый поток лиц, прибывающих на территорию России, либо пересекающий ее транзитом, диктует необходимость организации качественного противодействия. Один из наиболее действенных способов противодействия организации незаконной миграции — установление и реализация уголовной ответственности за наиболее опасные деяния в рассматриваемой сфере.
Научный анализ рассматриваемой проблемы показывает, что в настоящее время законодателем не учтены некоторые аспекты российской действительности в миграционной сфере и общие принципы конструирования квалифицированных составов преступлений.
Незаконная миграция — въезд в Российскую Федерацию, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением российского законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации. Порядок пересечения Государственной границы РФ установлен Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ [2]. Ответственность за преступления в сфере незаконной миграции предусмотрена статьями 322–322.3 Уголовного Кодекса РФ [3].
Анализ научных работ позволяет сделать вывод о том, что незаконная миграция выражается в нарушении прежде всего норм миграционного законодательства, то есть, установленного порядка въезда, выезда, пребывания и транзита определенных лиц в РФ. Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации [1]. Целью миграционного учета является ведение государственного статистического наблюдения в сфере миграции (владение полной, достоверной, актуальной информацией о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий данных перемещений), для чего в ч. 1 ст. 7 ФЗ-109 закреплена обязанность иностранных граждан предоставлять достоверные сведения.
Как отмечает в своем исследовании В. В. Коваленко проблемным вопросом привлечения к ответственности за фиктивную постановку на миграционный учет является межотраслевая конкуренция норм уголовного и административного права. Речь идет об отграничении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации», от административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета» [8, с.39]. Автором отмечается отсутствие различий в степени общественной опасности указанных деяний, так как они являются правонарушениями против порядка управления. Схожими являются признаки объективной и субъективной сторон. Решение данного противоречия исследователи предлагают путем отграничения уголовного деяния от административного правонарушения. Наиболее перспективной, на наш взгляд, является точка зрения, предполагающая разграничение указанных деяний по степени повторяемости (систематичности). По мнению ряда ученых, именно систематичность совершенных правонарушений (например, более трех фактов аналогичных деяний) способствует организации незаконной миграции и предлагают квалифицировать систематически повторяющиеся административные проступки (предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета) как преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ. Данную норму предполагается закрепить путем введения в Уголовный Кодекс Российской Федерации состава с административной преюдицией.
То есть, будучи ранее привлеченным к административной ответственности за однократное правонарушение по ст. 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета», при его повторном совершении лицо подвергается уже уголовной ответственности.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что миграционное законодательство претерпевает значительные изменения в сфере миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, до настоящего времени остаются пробелы, позволяющие принимающей стороне избежать ответственности за фиктивную постановку на миграционный учет. Существовавшая до 2011 года норма, предусматривающая обязанность принимающей стороны уведомлять орган миграционного учета об убытии иностранного гражданина из места пребывания исключена из действующего законодательства. Что, в свою очередь, создает определенные сложности при доказывании вины принимающей стороны в случае выявления адреса фиктивной постановки на миграционный учет по месту пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, когда лицо, предоставившее ложные сведения, утверждает, что иностранный гражданин выехал сразу после постановки на миграционный учет.
Решение обозначенных проблемных вопросов видится прежде всего в совершенствовании уголовно-правовой нормы и устранения пробелов в действующем миграционном законодательстве. При разрешении вопросов, возникающих в правоприменительной практике по выявлению, документированию и раскрытию преступлений в сфере миграции ред исследователей видят в необходимости принятия Пленумом Верховного Суда РФ разъяснений по проблемным вопросам квалификации по делам о фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.
Регулирование процессов миграции и борьба с нелегалами — важная задача нашего государства. Все правовые средства страны направлены на то, чтобы миграция осуществлялась в рамках закона и способствовала интересам экономики и народа, что даст большой потенциал для развития гражданского общества и правового государства.
Литература:
- Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/ (дата обращения 16.01.2023г.)
- Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения 03.01.2023г.) 5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 03.01.2023г.)
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 03.01.2023г.)
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения 06.01.2023г.)
- Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография. — М.: ИНФРА–М, 2019. — 391 с.
- Голубева Э. Р. Организация незаконной миграции: уголовно-правовые и криминологические аспекты организации незаконной миграции: монография. Уфа, 2012.
- Кахбулаева Э. Х. Уголовно-правовые и криминологические аспекты организации незаконной миграции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.
- Коваленко В. В. О некоторых вопросах применения статьи 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации» / Научный портал МВД России № 1 (53) 2021 с. 34–40