В статье автор исследует роль платформенной занятости в рамках трудовых отношений.
Ключевые слова: платформенная занятость, цифровые платформы, рынок труда, самозанятость.
Работа на цифровых трудовых площадках — это абсолютно новая форма трудозанятости, и ее невозможно определить в привычных рамках трудовых отношений, таких как работа по найму или самостоятельная занятость. Основная функция — помочь клиентам избежать трансакционных издержек, связанных с поиском контрагента, решением вопроса доверия, ценообразованием и оплатой.
Что же такое виртуальная (цифровая) платформа? И какой интерес она может представлять в социально-экономической интерпретации? Можно сказать, что это занятость, представляющая собой бизнес-организации, которые могут выступать в роли брокера на рынке труда (job broker), которые получают ренту по каждой сделке и концентрируют экономическую власть в компаниях, контролирующих эти технологии.
Занятость, по сути, есть производственные отношения, включающие материальное и нематериальное производство, услуги производству и человеку. Цифровизация характеризует организационно-техническую сторону трансформации занятости. Глобальный капитализм и национальные государства формируют ее социально-экономическую динамику. [8, c. 7]
Цифровая платформа — особая организационная структура, которая построена по принципу сети и обеспечивает взаимовыгодное взаимодействие между производителями и потребителями.
С ростом платформенной экономики связано развитие платформенной занятости. Онлайн-платформы позволяют: во-первых, предоставлять алгоритм эффективного взаимодействия поставщиков и потребителей рабочей силы; во-вторых, снижать транзакционные издержки до микротранзакций; в-третьих, предоставлять услуги для снижения и управления рисками (устраняются неполнота информации о продавцах рабочей силы, риски мошенничества и т. п.).
Главная задача платформы — создать связи между пользователями и содействовать обмену товарами и услугами, способствуя созданию ценности всеми участниками.
Подобные бизнес-модели привлекательны тем, что, воспроизведение и распространение любой онлайн-платформы обеспечивает доступ с предельными издержками, близкими к нулю. Однако неустойчивые социально-трудовые отношения в сегменте платформенной занятости служат серьезным ограничением для формирования и развития стабильной занятости в благоприятных условиях труда, социальной защищенности работников и формирования востребованных конкурентоспособных навыков. [5, c. 1117]
Появление цифровых онлайн-платформ занятости зависит от развития цифровых технологий. Именно благодаря им выполняются специализированные задачи, такие как присмотр за детьми, репетиторство, веб-дизайн, выгул собак, а также транспортные, ремонтные, туристические или юридические услуги и др.
Онлайн-платформы воспроизводят трехсторонние отношения между платформой, исполнителем и заказчиком работы или услуги. Платформы занятости не ограничиваются исключительно электронными досками объявлений. Они предоставляют определенные услуги. Примерами могут быть: обработка платежей, рейтинги или обзоры, проверка данных и информация об учетных данных сотрудника. Однако существует проблема, и это отсутствие гарантий контроля над обменом данными между исполнителем и заказчиком. Платформа осуществляет контроль над различными условиями работы, но, пожалуй, самая важная форма контроля, это процесс установления стоимости выполнения заданий или размера вознаграждения.
В соответствии с подходом Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (Еврофонд) к определению категории «платформенная работа» — это форма занятости с использованием цифровой платформы, обеспечивающей организациям или физическим лицам доступ к другим организациям или частным лицам для решения конкретных проблем или предоставление определенных услуг в обмен на оплату. Работники платформы (исполнители) и подрядчики (заказчики) — это люди, которые получают доход от работы, облегченной цифровыми платформами работы/услуг, будь то основной источник дохода или в дополнение к другой работе. Цифровые платформы объединяют интересы независимых профессионалов в определенной сфере и людей, имеющих собственный бизнес. [5, c. 1118]
Платформенная экономика начала формироваться в Европе в середине 2000-х годов, движимая технологическими, экономическими и социальными достижениями и быстро расширилась в масштабах. Она представляет собой новый вид экономики, появившийся в результате развития сети Интернет. В основе платформенной экономики лежит коллективная деятельность онлайн-платформ, где онлайн-платформы— это онлайн-сервисы или торговые площадки, способствующие согласованию спроса и предложения услуг, предоставляемых платформенными занятыми.
С начала 2010-х гг. число платформ, соединяющих клиентов и бизнес, возросло в несколько раз.
Цифровые платформы набирают популярность во всем мире как средство стимулирования экономического развития, наряду с расширением распространения информационных технологий во многих странах. Благодаря цифровым платформам компании ускорили свое вхождение в цифровую экономику, тем самым повышая свою производительность и расширяя рыночную долю. Платформенная занятость предоставляет новые возможности для экономического роста и создания рабочих мест и обладает потенциалом для содействия реализации целей в области устойчивого развития. Основная цель заключается в том, чтобы содействовать поступательному, всеохватывающему и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.
Сегодня цифровые платформы выступают важным источником капитализации и представляют собой с экономической точки зрения структуры, ориентированные на создание ценности путем обеспечения прямого взаимодействия и осуществления трансакций между несколькими группами сторонних пользователей.
Среди различных типов цифровых платформ выделяются цифровые платформы в сфере дистанционного труда (трудовые платформы). В последнее время они привлекают к себе особое внимание исследователей, политиков и общественности благодаря быстрому росту и способности изменять характер занятости и целые сектора экономики. [8, c. 7]
Специализация платформ распределилась следующим образом: доставка товара — 49 %, оказание онлайн-услуг (IT-разработка, web-дизайн) — 36 %, транспортные услуги (такси и грузоперевозки) — 14 %. Такие площадки, как правило, служат источником дополнительного дохода. Численность участников платформенной занятости зафиксировать невозможно из-за отсутствия общих методических рекомендаций по такой оценке. [3, c. 23]
Люди, выбирающие услуги через платформы, ценят их за то, что они остаются одним из немногих пространств относительной экономической свободы, не зарегулированных государством: «На платформе ты сам себе хозяин». Часто платформа становится промежуточным этапом для тех, кто уже хочет уйти от работы по найму, но еще не решается открыть собственное дело. Тогда онлайн-платформа — достаточно безопасный старт, чтобы «попробовать себя», набрать профессиональный опыт и клиентскую базу. [9, c. 176]
Благодаря широкому распространению мобильных устройств и повышению доступа к высокоскоростному интернету цифровые трудовые платформы меняют характер занятости, снижая при этом роль географических, временных и иных факторов, влияющих на процессы в социально-трудовой сфере.
Изменения, происходящие в России и в мире в связи с формированием цифровой экономики, а также в связи с преодолением пандемии коронавируса COVID-19, определяют новые вызовы для социально-экономической безопасности и ускоренного внедрения информационных и коммуникационных технологий. Пандемия коронавируса спровоцировала рост платформенной экономики с точки зрения численности вовлеченных в нее работников во многих странах мира. [11, c. 468]
Пандемия коронавируса способствовала развитию платформенной занятости. однако сами платформы продолжают настаивать на том, что они не являются работодателем, а лишь оказывают коммуникационные услуги. Профсоюзы же настаивают на том, чтобы признать платформы работодателями — со всеми вытекающими обязательствами. Учитывая отставание правового регулирования на международном и национальном уровнях, необходимо приветствовать добровольные инициативы, реализуемые самими онлайн интерне-платформами.
Отечественное трудовое законодательство на данный момент не регулирует труд на онлайн интернет-платформах. Онлайн интернет-платформы позиционируют себя в качестве посредников между заказчиком и исполнителем, хотя на практике действия отдельных цифровых трудовых платформ в отношении исполнителей могут свидетельствовать о постепенном сближении этих функций с полномочиями работодателя в трудовых отношениях.
Оценить количество занятых на цифровых трудовых платформах затруднительно. На это есть ряд причин. Во-первых, сами платформы не всегда предоставляют такую информацию. Во-вторых, на разных платформах могут быть зарегистрированы и работать одни и те же работники. В-третьих, одни люди работают 1–2 часа в неделю, другие — полный рабочий день. Для кого-то эта работа является основным источником дохода, для других — дополнительным заработком. [4, c. 108]
Крупные выборочные исследования Росстата содержат информацию об основных характеристиках занятости респондента, однако не позволяют даже приблизительно оценить масштабы платформенной занятости. В результате, на текущий момент практически единственным источником данных о численности платформенных работников в России становятся материалы выборочных исследований и опросов населения, которые, в силу методологических ограничений, следует также рассматривать с осторожностью, учитывая формат проведения опросов и особенности формирования выборок; их сопоставление позволяет получить «вилку» оценок, а в перспективе, при условии повторения опросов в рамках одной методологии — более точное представление о динамике развития этого сегмента экономики.
15 марта 2023 года в первом чтении Госдумы был принят закон «О занятости населения», где под платформенной занятостью понимается организованная через цифровые ресурсы деятельность по личному выполнению работ на основе договоров. Однако из этого закона исключены положения о регулировании платформенной и самозанятости — они войдут в отдельный закон-спутник, который пока обсуждается.
Как выстроить отношения между цифровой платформой и исполнителем? В каких правовых отношениях они должны находиться? Сегодня нет ответа на этот вопрос. Платформы заявляют о том, что они «только платформы», что позволяет им оставаться в стороне от ответственности и рисков, которым подвергаются обе стороны реального исполнения услуг — клиент и работник. Если пострадавший клиент решит обратиться в суд, то ответчиком будет работник, но не платформа. При этом работник полностью зависим от платформы. Некоторые платформы даже вводят штрафы за ненадлежащее исполнение заказов, а вот проконтролировать добросовестную работу платформ невозможно, их алгоритмы работы непрозрачны ни для работника, ни для клиента.
Основными рациональными мотивами к включению в платформенную занятость являются легкий вход, не требующий вложений, доступ к широкой аудитории заказчиков, гибкая занятость и возможность самостоятельно определять свою загрузку, а также возможность быстрого заработка, не привязанного к графику выплат заработных плат.
Платформы позволяют преодолевать дефицит потребительского спроса на местных рынках, обеспечивают занятость и доход без необходимости переезда.
Платформенная занятость — эффективный инструмент получения дохода как на эпизодической, так и на регулярной основе. Она повышает гибкость рынка труда, содействует росту благосостояния населения.
Международные организации (МОТ, Европейская комиссия, Европейский парламент и другие), а также профсоюзные организации активно добиваются регулирования платформенной занятости.
В мире больше 50 %, а в некоторых странах 70–80 % работников трудятся в неформальной экономике. Это отчаянное положение, когда у людей нет никаких прав или гарантий. Все это дает повод для отчаяния, озлобления и ожесточенности с их стороны. И платформенная занятость становится частью такой системы, когда нет работодателя, который гарантировал бы минимальный размер оплаты труда и с которым можно было бы вести коллективные переговоры. [3, c. 23]
Фрилансеры сегодня действительно заметно ущемлены в социальном плане. В частности, у них нет возможности добровольно, по желанию платить взносы в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Таким образом, они оказываются незащищенными в случае, например, временной нетрудоспособности, получения производственной травмы, декретного отпуска.
Платформенная занятость играет важную роль в качестве канала расширения опыта населения в самозанятости и индивидуальном предпринимательстве: платформы позволяют сменить род деятельности, стать независимыми, реализовать предпринимательскую инициативу, получить дополнительный заработок.
Основные вызовы и угрозы в сфере социально-экономической безопасности России по-прежнему остаются: стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции; усиление дифференциации населения по уровню доходов; усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации и др.
Россия демонстрирует хорошие результаты в плане развития инфраструктуры, страна входит в число мировых лидеров по доступу в интернет; процент россиян, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, сопоставим с показателями развитых стран. Эта модель не только поощряет граждан быть активными пользователями и получателями цифровых государственных услуг, но и развивает поведение пользователей и адаптацию к цифровым платформенным моделям. Сегодня Россия может служить ориентиром для стран с развивающейся экономикой в плане успешного развития экономики платформы. Национальные платформы показывают заметные результаты по сравнению с основными международными платформами и даже превосходят большинство из них по ряду показателей. Российские платформенные компании используют бизнес-модели, которые быстро эволюционируют в модели развития бизнеса, чтобы захватить соседние ниши цифрового рынка и сохранить свои позиции в сценарии «победитель принимает участие». Некоторые ключевые секторы экономики, такие как сельское хозяйство, здравоохранение и строительство, еще не вступили на путь цифровой трансформации, которая приведет к широкому использованию цифровых платформ. Уроки, извлеченные из развития многофункциональных цифровых платформ в России, а также результаты цифровизации в таких отраслях, как нефть и газ, должны побудить политиков и бизнес-лидеров понять происходящие изменения и полностью перенять платформенную модель традиционной деловой активности в России.
Литература:
- Катрин Е. В. «Цифровизация»: научные подходы к определению термина // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022 № 5 (28) С. 49–54
- Еремина Н. В., Трубицина А. А. Фриланс как будущее развитие экономики // Деловой вестник предпринимателя. 2020. № 2 (2). С. 52–54.
- Глотова Н. И., Герауф Ю. В. Платформенная занятость — главный тренд развития рынка труда в современных условиях // Экономика Профессия Бизнес. 2021 № 4 С. 22–27
- Петровская Н. Е. Цифровые платформы как доминантный вектор развития глобального рынка труда // Управление. 2021 № 2 (9) С. 103–113
- Мирзабалаева Ф. И., Шичкин И. А. Особенности развития платформенной занятости // Экономика труда. 2020 № 12 (7) С. 1117–1134
- Баник Ниланджан, Падалкар Милинд Распространение гигномики: тренды и эффекты // Форсайт. 2021 № 1 (15) С. 19–29
- Томашевский К. Л. Цифровизация и ее влияние на рынок труда и трудовые отношения (теоретический и сравнительно-правовой аспекты) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020 № 2 (11) С. 398–413
- Бобков В. Н., Черных Е. А. Платформенная занятость: масштабы и признаки неустойчивости // Мир новой экономики. 2020 № 2 (14) С. 6–15
- Черных Е. А. Социально-демографические характеристики и качество занятости платформенных работников в России и мире // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021 № 2 (14) С. 172–187
- Чесалина О. В. Трудово-правовые гарантии для лиц, занятых посредством онлайн-платформ // HERALD OF THE EURO-ASIAN LAW CONGRESS 2020 № 1 С. 108–117
- Савельева Е. А. Подходы к нормативно-правовому регулированию платформенной занятости в контексте обеспечения социально-экономической безопасности России при переходе к цифровой экономике // Экономическая безопасность. 2020 № 4 (3) С. 469–488