В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, обоснована необходимость проведения бинарных уроков и применение технологии критического мышления как эффективного средства повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, бинарный урок, технология развития критического мышления.
В настоящее время остаётся актуальная проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Важной частью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является часть планирования результатов, которые определяются не только предметными, но метапредметными и личностными результатами учащихся.
Универсальные учебные действия (далее — УУД) — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Моделирование уроков по формированию универсальных учебных действий — дело непростое, но сегодня — это требование времени.
Одним из основных блоков универсальных учебных действий являются познавательные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность учащегося к общеучебным действиям, действиям постановки и решения проблем, и логические действия.
В последние годы в образовательных учреждениях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Инклюзивное образование предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования — создать им для этого соответствующие условия.
Сегодняшние дети сильно изменились с того времени, когда была создана ранее существовавшая система образования. Нет ничего удивительного в том, что появились некоторые проблемы с обучением и воспитанием детей с ОВЗ. Из-за того, что взрослые акцентируют свое внимание только на интеллектуальное развитие ребенка, вместо духовно-нравственного воспитания и личностного развития. Следовательно, у обучающихся теряется интерес к учению, а также их искаженная информативность. Это связано с тем, что до настоящего времени источниками получения информации об окружающем мире, людях, обществе, живой и неживой природе были образовательное учреждение и уроки, то теперь средства массовой информации, Интернет являются способом формирования картины мира у подрастающего поколения, при том, что встречается также и недостоверная информация.
Психолого-педагогическое освещение данной проблемы мы находим в многочисленных работах отечественных ученых Л. С. Выготского, Н. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, С. В. Молчанова, Г. В. Бурменской и др.
Л. А. Бессчетнова в своих исследованиях дает следующее определение: «познавательные универсальные учебные действия — это общеучебные действия, которые включают в себя самостоятельную постановку познавательной цели, поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств, смысловое чтение, моделирование». [1, с. 36].
Познавательные УУД играют важную роль в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями и способствуют формированию личности учащихся. Таким образом, дети усваивают навыки самостоятельного поиска информации, выделения и обработки нужных сведений, хранения и использования информации. На начальном этапе обучения очень важно формирование у детей познавательных УУД, ведь именно в этот период человек учится обдумывать свои действия, а затем приниматься за их выполнение [3, с. 25].
На основе анализа различных источников по данной проблематике был сделан следующий вывод: «Познавательные УУД — познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности» [4, с. 18]. Рассмотрев особенности формирования познавательных УУД у «особенных» детей, отметим, что каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД.
Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ОВЗ не исключался бы из общества детей с нормальным развитием [2, с. 56].
Инклюзия в образовании — это система ценностно-ориентированного отношения к образовательному процессу, совокупность внешних и внутренних условий, необходимых для обучения, воспитания и личностного развития детей, а также их индивидуальных образовательных стратегий. Она призвана обеспечить право ребенка на получение образования, независимо от тяжести нарушения развития, способности цензового уровня образования и вида учебного заведения.
Низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий наиболее выражен у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учащихся с низким уровнем познавательных УУД характерно то, что они не готовы к решению трудной познавательной проблемы, слабо владеют способами приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях, недостаточно способны в постановке цели и ее достижение, а также плохо соотносят результат с заранее заданным эталоном.
Мы предлагаем в качестве педагогического условия формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования подготовку и проведение бинарных уроков, так как они позволят расширить рамки обычного урока, увеличить коррекционно-развивающие возможности для каждого ученика, активизировать познавательную деятельность.
Формировать познавательные УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья использовать технологию развития критического мышления. Она помогает учащимся овладеть навыками работы с информацией на разных уровнях знаний, а это особенно важно в современных условиях, когда поток информации постоянно увеличивается.
Можно с уверенностью сказать, что такой нетрадиционный подход в организации учебного занятия, как проведение бинарных уроков, а также использование технологии развития критического мышления, способствуют включенности всех участников образовательного процесса в освоении общеобразовательной программы в начальной школе, в том числе и в формировании познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Литература:
- Бессчетнова Л. А. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе [Текст]: научный журнал «Поволжский педагогический поиск» / Л. А. Бессчетнова. — 2015. — № 2. — с. 36–39.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 332 с. — (Антология мысли). — ISBN 978–5-534–11695–3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518576
- Ковалева Г. С. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 109 с.
- Хнычкина Е. Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка — стратегия развития учителя [Текст]: теоретический журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» / Е. Е. Хнычкина. — 2014. — № 4. — С. 18–20.