Внеурочная деятельность как профилактика правонарушений у подростков на примере МБОУ Гимназия г. Шагонара | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 647 раз

Библиографическое описание:

Хертек, О. С. Внеурочная деятельность как профилактика правонарушений у подростков на примере МБОУ Гимназия г. Шагонара / О. С. Хертек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 423-424. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104072/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье затрагивается проблема профилактики правонарушения у подростков. В зависимости от того, как реализует себя подросток в социуме, зависит его будущее и будущее других. Очень важно уделять большое внимание несовершеннолетнему и тому, чем он занимается, что его интересует, каковы его взгляды, способности, каково отношение к окружающему миру, чего он хочет достичь в своей жизни. Количество совершаемых правонарушений зависит от типа занятости подростка.

Ключевые слова: профилактика правонарушения, подросток, занятость, несовершеннолетний, социум, внеурочная деятельность.

Данная тема является актуальной, так как в настоящее время занятость подростков играет большую роль в социуме. Именно в подростковом возрасте у несовершеннолетнего складываются жизненные установки, взгляды. В этом возрасте характер у подростков очень уязвим, поэтому в случае возникновения неудач он может прибегнуть к непредсказуемым поступкам.

С каждым годом увеличивается число подростков, совершавших правонарушения. Причин отклоняющегося поведения много, но прежде всего мы видим их во внешних факторах: просмотр телепередач, фильмов, транслирующих агрессию, злость; интернет-ресурсы, склоняющие к деструктивному и суицидальному поведению; внутрисемейные конфликты, психическое состояние современных детей и многое другое.

Современные дети отличаются от сверстников десятилетней, двадцатилетней давности. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни; они смелее и самоувереннее. Они лучше развиты интеллектуально, но вместе с тем более инфантильные, менее управляемые и более возбудимые, подростки часами могут проводить за телефонами и ноутбуками, но совершенно не знают интересных игр на улице, в которые играли их родители. Встречаясь с друзьями на улице, они бесцельно бродяжничают по городу, совершая различные правонарушения.

Подростки хорошо знают свои права, но забывают про свои обязанности. Склонность несовершеннолетних к постоянным разрушительным эмоциональным реакциям, вызывают соответствующие формы поведения. Это и упрямство, замкнутость, негативизм, бродяжничество, деструктивные поступки и преступления.

В настоящее время, как никогда актуальна организация внеурочной деятельности подростков как профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Чем больше подросток будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

В МБОУ Гимназии г. Шагонар обучаются более 360 учащихся, из них по состоянию на июнь 2023 г. на профилактическом учете ПДН состоят 7 учащихся, внутришкольном учете 1 учащейся, количество учащихся, состоящих на социально-опасном положении — 4. Самая распространенная причина постановки на учет является кража. Все подучетники привлечены к внеурочным занятиям, 100 %.

В основе организации досуга детей лежит создание единого воспитательного пространства в городе, целью которого является адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу.

В 2022–2023 учебном году проводились внеурочные занятия разной направленности: «Улусчу ужурлал», «Разговор о важном», «Спортивные игры», «Волшебный бисер», «Юнармия», «ОДНКНР», «Кем быть?», «Функциональная грамотность», «Хуреш», «Робототехника», «Театр» и т. д..

Все дополнительные занятия в школе проводятся в удобное для обучающихся время.

Все компоненты учебно-воспитательного процесса гимназии направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их во внеурочную деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость детей в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Также мы знаем, что детей «группы риска» всегда тяжело вовлечь в социально значимую деятельность. Поэтому классными руководителями принимаются все меры по привлечению детей таких детей в кружки, клубы и спортивные секции.

В сентябре учащиеся стали участниками Всероссийской Акции «Минута телефона доверия» и мероприятия «Кадык салгал».

В октябре ученики активно приняли участие в всероссийском конкурсе «Я копия папы». Учащиеся начальных классов вместе отцами приняли участие в соревнованиях «Веселые старты», получили заряд бодрости и веселое настроение.

Учащиеся активно приняли участие во Всероссийской акции «БумБатл» по сбору макулатуры. Было собрано около 16 кг макулатуры.

Также в этом учебном году благодаря занятости во внеурочной деятельности «Хуреш» ученики 4 Б, 7 А, и 7 Б класса стали победителями в Первенстве Улуг-Хемского кожууна по вольной борьбе.

В течении учебного года гимназисты стали участниками различных акций: «Мывместе», «Я копия мамы», «Оваарымчалыг, сээн телефонун — сээн харысаалган», «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Тыва хевим чоргааралым», «Фронтовая открытка», «Письмо солдату» и т. д..

Кроме этого учащиеся посещают спортивные секции нашей гимназии и активно участвуют в соревнованиях по национальному борьбу «хуреш», шашкам, футболу, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам.

Привлекая детей в физкультурно-оздоровительные мероприятия, мы обеспечиваем позитивную содержательную занятость детей в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Таким образом, можно сказать, что подростковый возраст самый трудный и сложный этап из всех периодов в онтогенезе человека. Именно этот период является самым ответственным в становлении личности. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей. Формированию отклоняющегося поведения в различной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни, такие как развод родителей, смерть любимого человека, рождение нового ребёнка в семье и переключение внимания родителей на малыша, различные формы насилия в семье и т. д.

У подростков с противоправным поведением не сформированы важнейшие социальные качества личности. Они характеризуются как неуспевающие ученики, систематически не выполняющие домашние задания и работу в классе, пропускающие уроки и нарушающие дисциплину. На уроках такие подростки пассивны, медлительны, невнимательны. У них слабо развиты произвольное внимание и память, ослаблены волевые процессы. Подростки с противоправным поведением выделяются своими яркими индивидуально-психологическими особенностями — капризностью, упрямством, заносчивостью, болезненным самолюбием, высоким самомнением и уровнем притязаний.

Мотивом для совершения правонарушений подростками является отсутствие интересов, мотивов, наклонностей. Также необходимо учесть, что причиной может являться отсутствие возможностей применения своих способностей, поэтому необходимо создавать такие кружки, секции, организовывать такие мероприятия, которые бы с удовольствием посещали подростки. Чем выше уровень занятости подростков, тем ниже уровень совершаемых правонарушений.

Литература:

  1. Гришанова, Н. В. Программа «Досуговая деятельность подростков в системе профилактики правонарушений и преступлений» / Н. В. Гришанова // Наука и образование: новое время. — 2015. — № 2(7). — С. 418–421. — EDN UCWUGJ.
  2. Еремина, Е. А. Школьные мероприятия по профилактике правонарушений среди подростков / Е. А. Еремина // Национальные проекты в системе приоритетов развития российской экономики: социальные, правовые и духовные аспекты: Материалы ХVII очной международной студенческой научно‐практической конференции, Елец, 23 апреля 2020 года. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2020. — С. 394–397. — EDN YXEUOV.
  3. https://gym-shagonar.rtyva.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, подросток, время, Всероссийская акция, отклоняющееся поведение, подростковый возраст, позитивная содержательная занятость, противоправное поведение, ранняя профилактика правонарушений, совершение правонарушений.


Ключевые слова

подросток, социум, занятость, несовершеннолетний, внеурочная деятельность, профилактика правонарушения

Похожие статьи

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Безопасное поведение как элемент политической культуры

При изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла в профессиональных образовательных организациях преподавателю необходимо регулярно планировать наличие в содержательной части учебного занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жи...

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников

В данной статье авторами рассматривается вопрос профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной категорией подростков, их родителями и педагогами.

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления

Актуальность выбранной темы обусловлена серьезной проблемой большого количества подростков, находящихся в сложных условиях развития и социализации. Поэтому обеспечение их прав на жизнь, развитие и защиту считается высшим приоритетом современной педаг...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе

Данная статья посвящена проблеме осознанного выбора профессии учащимися старших классов в школе. Раскрывается взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения.

Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников)

В статье анализируется формирование коммуникативных навыков у младших школьников, которое является весьма актуальной проблемой, от которой зависит не только дальнейшая результативность их обучения, но и весь процесс развития их личности и социализаци...

Похожие статьи

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Безопасное поведение как элемент политической культуры

При изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла в профессиональных образовательных организациях преподавателю необходимо регулярно планировать наличие в содержательной части учебного занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жи...

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников

В данной статье авторами рассматривается вопрос профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной категорией подростков, их родителями и педагогами.

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления

Актуальность выбранной темы обусловлена серьезной проблемой большого количества подростков, находящихся в сложных условиях развития и социализации. Поэтому обеспечение их прав на жизнь, развитие и защиту считается высшим приоритетом современной педаг...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе

Данная статья посвящена проблеме осознанного выбора профессии учащимися старших классов в школе. Раскрывается взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения.

Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников)

В статье анализируется формирование коммуникативных навыков у младших школьников, которое является весьма актуальной проблемой, от которой зависит не только дальнейшая результативность их обучения, но и весь процесс развития их личности и социализаци...

Задать вопрос