Внесение изменений в законодательство о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим в связи с проведением специальной военной операции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 427 раз

Библиографическое описание:

Хайрулина, Д. Р. Внесение изменений в законодательство о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим в связи с проведением специальной военной операции / Д. Р. Хайрулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104073/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена обзору изменений, внесенных в законодательство о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим, в связи с проведением специальной военной операции.

Ключевые слова: безвестно отсутствующий, специальная военная операция, военнослужащий, члены семьи военнослужащих, объявление умершим.

В реалиях современного мира проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим являются как никогда актуальными. Роль и значение данного института еще больше повышаются в экстремальных ситуациях, например таких, как специальная военная операция.

Согласно статье 45 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, в течение шести месяцев. Военнослужащий же, или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Весьма длительный срок, учитывая, что у семей, пропавших без вести солдат, возникают юридические проблемы, которые требуют незамедлительного решения, но это не всегда выходит сделать при помощи действующих норм. Из-за бюрократических проволочек, они не всегда могут вовремя получить выплаты, социальные льготы или вступить в наследство.

Инициативной группой сенаторов и депутатов в марте 2023 года в Государственную Думу были внесены законопроекты, которые предлагали упростить процедуры и существенно сократить сроки признания участников боевых действий и проживавших в зоне боев граждан безвестно отсутствующими или умершими. Предлагалось рассматривать такие дела «с учётом особенностей», если речь идет об участниках специальной военной операции на территории Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и о тех, кто пропал в ходе «вооруженных провокаций» на границе России или в регионах РФ, прилегающих к зоне боевых действий, то есть мирных жителях тоже.

В самые короткие сроки законопроекты были рассмотрены, и результатом стали Федеральный закон от 14.04.2023 № 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 14.04.2023 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В последнем говорится о том, к каким именно категориям граждан будут применяться поправки: упрощенный порядок будет действовать в отношении граждан, участвовавших в СВО или в ходе вооруженной провокации на приграничной территории, в отношении военнослужащих, добровольцев, лиц, заключивших контракт с военными компаниями, сотрудников правоохранительных органов, лиц, выполнявших служебные и иные схожие функции в зоне СВО, а также граждан, проживавших или временно находившихся на указанных территориях.

Если в течение 6 месяцев в месте жительства такого гражданина нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан безвестно отсутствующим.

Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, и в течение 6 месяцев с момента возникновения таких обстоятельств в месте жительства этого гражданина нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлен умершим.

Если гражданин, был признан судом безвестно отсутствующим и с момента вступления в законную силу решения суда о признании этого гражданина безвестно отсутствующим прошло 3 месяца, этот гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть объявлен умершим.

Заинтересованные лица, обращающиеся с заявлениями о признании таких граждан безвестно отсутствующими или умершими, вправе представить в суд документы установленной формы, содержащие сведения об обстоятельствах исчезновения или о возможной гибели указанных граждан, выдаваемые в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ.

Указанные правила подлежат применению к отношениям, возникшим с 24 февраля 2022 года, если к 15 мая 2023 года в отношении гражданина не завершено особое производство по делу о признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим.

Федеральный закон № 118-ФЗ уточняет правила получения документа о смерти участника СВО. Так, в случае невозможности выдачи медицинского свидетельства о смерти военнослужащего в установленной форме, будет оформляться документ, являющийся основанием для государственной регистрации смерти. Порядок, форма и сроки выдачи соответствующих документов будут определены правительством РФ.

Также новые нормы обязывают командиров воинских частей заявлять о смерти бойцов в устной или письменной форме в орган ЗАГС или МФЦ. Эти заявления становятся основанием для совершения органом ЗАГС актовой записи о смерти и для выдачи соответствующего свидетельства.

Кроме того, принятый закон исключает из ГПК РФ положение, согласно которому для подачи заявления о признании военнослужащего пропавшим без вести или об объявлении его умершим необходимо указать день окончания военных действий. Это, как отмечается в сопроводительных документах к закону, позволит обеспечить более эффективную защиту интересов как пропавших без вести граждан, так и членов их семей.

При выдвижении данных законопроектов, законодатели также руководствовались тем, что принятие поправок позволит оперативно защитить права членов семей военнослужащих на получение социальных гарантий, страховых сумм и прочих выплат как федерального, так и регионального уровней.

Рассмотрим такую ситуацию: гражданин, участвующий в СВО, пропадает. Его семья через полгода признает его безвестно отсутствующим, а ещё через три месяца его признают умершим. После этого члены семьи смогут получить все положенные им выплаты.

Рассмотрим подробнее эти выплаты:

  1. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки семей военнослужащих, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. руб. в равных долях.
  2. До появления президентских выплат семьи погибших военнослужащих получали помощь от государства в рамках Федерального Закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации». Закон продолжает действовать и по сей день. В случае смерти на службе или в течение года после её окончания семье военнослужащего положена выплата. Каждый год она индексируется. С 1 января 2023 года посмертная выплата проиндексирована на 5,5 % и теперь составляет 4 млн 698 тысяч рублей (Постановление Правительства № 99 от 26 января 2023 года).
  3. Все участники спецоперации застрахованы. Минобороны заключает договор со страховой компанией, которая и выплачивает страховки в случае гибели перечисленных выше граждан. До конца 2023 года военнослужащие застрахованы в компании «Согаз».
  4. Размер выплаты в случае гибели (в том числе в течение года после получения травмы, заболевания на службе) составляет в 2023 году почти 3 млн. 132 тысячи рублей.
  5. Президентские, государственные и страховые выплаты — это поддержка семей на федеральном уровне. Помимо этого, выплаты можно получить от региональных властей: Москва, Владимирская, Магаданская, Московская, Новосибирская, Тюменская области и Югра выплачивают за гибель участника спецоперации 3 млн. рублей; Архангельская, Брянская, Ленинградская, Нижегородская, Тульская области, Татарстан, Краснодарский край — 2 млн рублей; другие регионы — 1 млн рублей.
  6. Помимо единовременных выплат назначаются также и ежемесячные. Пособие при гибели военнослужащего, пособие на его детей, пенсия по потере кормильца от военкомата или от Социального Фонда РФ.

Однако, не совсем понятно, что будет происходить после того, как военнослужащий, признанный безвестно отсутствующим и позднее объявлен умершим вдруг будет обнаружен живым и невредимым? Придется ли семьям возвращать все денежные средства в полном объеме, или же будет учтен тот факт, что если на момент получения выплат имелись основания для этого, то они не подлежат возврату?

В настоящее время в судебной практике еще не было ни одного прецедента, когда суду приходилось бы восстанавливать в правах военнослужащего или гражданина признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим на СВО. Но по гражданскому судопроизводству в случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Возбуждение нового дела не требуется. В рамках производства по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим суд принимает заявление об отмене ранее вынесенного решения.

Вот после этого и начинается всё самое интересное. Если суд отменяет ранее вынесенное решение и восстанавливает человека в правах, тем самым как бы «воскрешая» его, то получается, что все выплаты, члены семьи получили необоснованно? Что будет происходить дальше, будет решаться только путем возникновения судебных прецедентов. Так как никаких пояснений и комментариев к новым федеральным законам до сих пор нет.

Конечно же, реакция законодателя была своевременной, и упрощение процедуры признания граждан безвестно отсутствующими и объявление умершими в условиях специальной военной операции было очень важно, но в то же время совершенно ясно, что необходимо срочно дорабатывать законодательство в отношении новых поправок.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994.
  2. Федеральный закон от 14.04.2023 № 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
  3. Федеральный закон от 14.04.2023 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
  4. Упрощена процедура признания бойцов пропавшими без вести. — Текст: электронный // Государственная Дума Федерального Собрания РФ: [сайт]. — URL: http://duma.gov.ru/news/56840/ (дата обращения: 01.06.2023).
  5. Упрощен порядок признания участников специальной военной операции безвестно отсутствующими и объявления их умершими. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/79982.html (дата обращения: 25.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданин, отсутствующий, специальная военная операция, объявление умершим, выплата, умерший, член семьи, внесение изменений, Гражданский кодекс.


Ключевые слова

военнослужащий, специальная военная операция, безвестно отсутствующий, члены семьи военнослужащих, объявление умершим

Похожие статьи

Некоторые проблемы квалификации самовольного оставления части или места службы, предусмотренной статьей 337 УК РФ

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы квалификации уголовной ответственности при самовольном оставлении части или места службы, предусмотренной ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, рассматриваются причины оставлен...

Правовое положение военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу

В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования положения военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу. Автор обращает внимание на то, что действующие нормы уголовного и уголовно-исполнительного законода...

Особенности и порядок предоставления военнослужащим служебных жилых помещений

Обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями является государственной обязанностью. Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» жилыми помещениями должны быть обеспечены все военнослужащие на период прохождения военной службы.

Ограничение реализации активного избирательного права военнослужащих в Российской Федерации на местных выборах

В связи с особым статусом и условиями службы реализация активного избирательного права военнослужащими отличается от тех, кто не проходит военную службу по призыву. Есть пробел в законодательстве не реализующее такого права на местном уровне, чье мес...

Пополнение резерва российской армии путем отмены верхнего возрастного предела для заключения первого контракта о прохождении военной службы

В статье отражен правовой анализ Федерального Закона от 28 мая 2022 года «О внесении изменений в статью 34 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающей отмену верхнего возрастного предела для заключения первого кон...

Особенности прекращения уголовного дела с назначением уголовно-правовой меры в виде судебного штрафа

Статья посвящена проведению исследования основания для прекращения уголовного дела или судебного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, назначенного судом в связи с возмещением ущерба и заглажив...

Коллизии в военном праве в период частичной мобилизации

В статье отражен правовой анализ Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».

Уклонение от медицинского обследования как вид правонарушения в области воинского учета

В статье рассматривается один из видов правонарушений в области воинского учета — уклонение от медицинского обследования. Анализируется действующее законодательство, исследуются правовые проблемы, которые способствуют совершению данного административ...

Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

В статье проведен анализ действующего законодательства в сфере военного положения, также приводится попытка исследования особенностей ограничения прав и свобод человека и гражданина в период действия военного положения.

Особенности привлечения иностранных граждан к административной ответственности на территории Российской Федерации

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются аспекты привлечения указанной категории граждан к ответственности при совершении ими административных ...

Похожие статьи

Некоторые проблемы квалификации самовольного оставления части или места службы, предусмотренной статьей 337 УК РФ

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы квалификации уголовной ответственности при самовольном оставлении части или места службы, предусмотренной ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, рассматриваются причины оставлен...

Правовое положение военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу

В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования положения военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу. Автор обращает внимание на то, что действующие нормы уголовного и уголовно-исполнительного законода...

Особенности и порядок предоставления военнослужащим служебных жилых помещений

Обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями является государственной обязанностью. Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» жилыми помещениями должны быть обеспечены все военнослужащие на период прохождения военной службы.

Ограничение реализации активного избирательного права военнослужащих в Российской Федерации на местных выборах

В связи с особым статусом и условиями службы реализация активного избирательного права военнослужащими отличается от тех, кто не проходит военную службу по призыву. Есть пробел в законодательстве не реализующее такого права на местном уровне, чье мес...

Пополнение резерва российской армии путем отмены верхнего возрастного предела для заключения первого контракта о прохождении военной службы

В статье отражен правовой анализ Федерального Закона от 28 мая 2022 года «О внесении изменений в статью 34 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающей отмену верхнего возрастного предела для заключения первого кон...

Особенности прекращения уголовного дела с назначением уголовно-правовой меры в виде судебного штрафа

Статья посвящена проведению исследования основания для прекращения уголовного дела или судебного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, назначенного судом в связи с возмещением ущерба и заглажив...

Коллизии в военном праве в период частичной мобилизации

В статье отражен правовой анализ Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».

Уклонение от медицинского обследования как вид правонарушения в области воинского учета

В статье рассматривается один из видов правонарушений в области воинского учета — уклонение от медицинского обследования. Анализируется действующее законодательство, исследуются правовые проблемы, которые способствуют совершению данного административ...

Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

В статье проведен анализ действующего законодательства в сфере военного положения, также приводится попытка исследования особенностей ограничения прав и свобод человека и гражданина в период действия военного положения.

Особенности привлечения иностранных граждан к административной ответственности на территории Российской Федерации

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются аспекты привлечения указанной категории граждан к ответственности при совершении ими административных ...

Задать вопрос