Статья представляет собой описание опытно-практической работы по развитию изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Описаны три этапа опытно-экспериментальной работы: констатирующий формирующий, контрольный.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, дошкольники, изобразительные навыки, опытно-экспериментальная работа.
Введение. Современная система образования в России ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков — не цель, а одно из средств достижения этой главной цели. Одно из важнейших условий развития ребёнка — это проявление и совершенствование его изобразительной деятельности. Рисование является важным средством реализации ФГОС и основным видом изобразительной деятельности, поскольку способствует овладению детьми основами реалистического рисунка и художественного мастерства. Приобретая опыт организации самостоятельной деятельности при рисовании, дети смогут перенести его потом на другие занятия и виды деятельности. Занимаясь творчеством и изо деятельностью, дети начинают самостоятельно развиваться на эстетическом уровне, осознавать всю важность миссии искусства в создании материальной и культурной среды обитания человечества.
Современная методика располагает значительными исследованиями, посвященными различным аспектам развития изобразительных навыков дошкольников, между тем вопрос эффективных педагогических условия развития изобразительных навыков дошкольников остаётся открытым.
Основная часть. Для полного раскрытия темы было организовано опытно-экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 74» г. Нижнекамска. В эксперименте участвовало 60 детей в возрасте 5–6 лет двух групп детского сада. Дети были разделены на две группы: контрольную (12 группа) и экспериментальную (5 группа) по 30 человек. Работа проходила в естественном образовательном процессе.
Целью опытно-практического исследования стало определение эффективных педагогических условий для формирования изобразительных умений у старших дошкольников.
Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента на основе диагностических материалов Р. Б. Стеркина были использованы критерии:
— умение наиболее выгодно разместить рисунок на бумаге, выполнения композиционных задач
— умение выявлять и изображать расположения предметов в пространстве;
— умение передачи в рисунках соотношений размеров предметов;
— умения определять форму и строение предметов.
На констатирующем этапе у дошкольников контрольной и экспериментальной групп выявлен низкий уровень сформированности изобразительных навыков: дети не умеют представить конструкцию предметов, их форму и объем; вызывают трудности определение формы и строения предметов в процессе рисования; дети не соблюдают пропорции, или пропорции в рисунках не узнаваемы; не соблюдают соотношение и соразмерность каждой из отдельных частей предметов к целому, нет соотношения предметов между собой.
Поэтому был решено провести целенаправленную работу на развитие изобразительных навыков в экспериментальной группе детей.
На занятиях в процессе рисования мы учили обучающихся в первую очередь, выяснять приемы и способы передачи в рисунке расположения предметов в пространстве (ближе, дальше). Все трудности в заданиях нарастали постепенно, процесс обучения постепенно усложнялся. Сперва мы проводили рисование одного предмета, потом группы предметов. Объяснили детям правило изображения ближних и дальних предметов в рисунке. Требования к законченности композиции повышали постепенно. В первых заданиях мы ограничивались тем, что обучающиеся правильно строили рисунок. Наряду с повышением требований к передаче в рисунке формы, пропорций и расположения предмета на листе бумаги было уделено внимание выявлению объемной формы светотенью. На занятиях мы формировали умения видеть в натуре различную степень освещения: свет, полутень и тень. На первых рисунках дети рисовали тени механически, так, что одна сторона предмета оставалась освещенной, а другая в тени. Постепенно дети стали рисовать более сознательно, на основе внимательного наблюдения образца. Также мы создали предметно-развивающую среду в группе детского сада.
Проведенная работа была направлена на формирование умений наиболее выгодно разместить рисунок на бумаге, выполнения композиционных задач, умение выявлять и изображать расположение предметов в пространстве, умение передавать в рисунках соотношений размеров предметов, умение определять форму и строение предметов.
Опытно-экспериментальная работа позволила достичь положительной динамики формирования изобразительных навыков у детей дошкольного возраста. На контрольном срезе количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем изобразительных навыков увеличилось, а количество детей с низким уровнем — уменьшилось.
Заключение. Подводя итоги, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы с родителями: увеличилось число детей с высоким и средним уровнем сформированности изобразительных умений.
Литература:
- Газизова Ф. С., Шехурдина Е. Е. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе рисования по замыслу /Ф. С. Газизова, ЕЕ Шехурдина //Молодой ученый Международный научный журнал. № 15 (253). 2019. URL https://moluch.ru/archive/253/57983/ С.255–256.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 1998. 120 c
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. — М.: Карапуз-Дидактика, 2018. — 208 c.