Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: из опыта работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Еремеева, О. А. Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: из опыта работы / О. А. Еремеева, А. И. Сафеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 376-377. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104076/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья представляет собой описание опытно-практической работы по развитию изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Описаны три этапа опытно-экспериментальной работы: констатирующий формирующий, контрольный.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, дошкольники, изобразительные навыки, опытно-экспериментальная работа.

Введение. Современная система образования в России ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков — не цель, а одно из средств достижения этой главной цели. Одно из важнейших условий развития ребёнка — это проявление и совершенствование его изобразительной деятельности. Рисование является важным средством реализации ФГОС и основным видом изобразительной деятельности, поскольку способствует овладению детьми основами реалистического рисунка и художественного мастерства. Приобретая опыт организации самостоятельной деятельности при рисовании, дети смогут перенести его потом на другие занятия и виды деятельности. Занимаясь творчеством и изо деятельностью, дети начинают самостоятельно развиваться на эстетическом уровне, осознавать всю важность миссии искусства в создании материальной и культурной среды обитания человечества.

Современная методика располагает значительными исследованиями, посвященными различным аспектам развития изобразительных навыков дошкольников, между тем вопрос эффективных педагогических условия развития изобразительных навыков дошкольников остаётся открытым.

Основная часть. Для полного раскрытия темы было организовано опытно-экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 74» г. Нижнекамска. В эксперименте участвовало 60 детей в возрасте 5–6 лет двух групп детского сада. Дети были разделены на две группы: контрольную (12 группа) и экспериментальную (5 группа) по 30 человек. Работа проходила в естественном образовательном процессе.

Целью опытно-практического исследования стало определение эффективных педагогических условий для формирования изобразительных умений у старших дошкольников.

Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента на основе диагностических материалов Р. Б. Стеркина были использованы критерии:

— умение наиболее выгодно разместить рисунок на бумаге, выполнения композиционных задач

— умение выявлять и изображать расположения предметов в пространстве;

— умение передачи в рисунках соотношений размеров предметов;

— умения определять форму и строение предметов.

На констатирующем этапе у дошкольников контрольной и экспериментальной групп выявлен низкий уровень сформированности изобразительных навыков: дети не умеют представить конструкцию предметов, их форму и объем; вызывают трудности определение формы и строения предметов в процессе рисования; дети не соблюдают пропорции, или пропорции в рисунках не узнаваемы; не соблюдают соотношение и соразмерность каждой из отдельных частей предметов к целому, нет соотношения предметов между собой.

Поэтому был решено провести целенаправленную работу на развитие изобразительных навыков в экспериментальной группе детей.

На занятиях в процессе рисования мы учили обучающихся в первую очередь, выяснять приемы и способы передачи в рисунке расположения предметов в пространстве (ближе, дальше). Все трудности в заданиях нарастали постепенно, процесс обучения постепенно усложнялся. Сперва мы проводили рисование одного предмета, потом группы предметов. Объяснили детям правило изображения ближних и дальних предметов в рисунке. Требования к законченности композиции повышали постепенно. В первых заданиях мы ограничивались тем, что обучающиеся правильно строили рисунок. Наряду с повышением требований к передаче в рисунке формы, пропорций и расположения предмета на листе бумаги было уделено внимание выявлению объемной формы светотенью. На занятиях мы формировали умения видеть в натуре различную степень освещения: свет, полутень и тень. На первых рисунках дети рисовали тени механически, так, что одна сторона предмета оставалась освещенной, а другая в тени. Постепенно дети стали рисовать более сознательно, на основе внимательного наблюдения образца. Также мы создали предметно-развивающую среду в группе детского сада.

Проведенная работа была направлена на формирование умений наиболее выгодно разместить рисунок на бумаге, выполнения композиционных задач, умение выявлять и изображать расположение предметов в пространстве, умение передавать в рисунках соотношений размеров предметов, умение определять форму и строение предметов.

Опытно-экспериментальная работа позволила достичь положительной динамики формирования изобразительных навыков у детей дошкольного возраста. На контрольном срезе количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем изобразительных навыков увеличилось, а количество детей с низким уровнем — уменьшилось.

Заключение. Подводя итоги, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы с родителями: увеличилось число детей с высоким и средним уровнем сформированности изобразительных умений.

Литература:

  1. Газизова Ф. С., Шехурдина Е. Е. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе рисования по замыслу /Ф. С. Газизова, ЕЕ Шехурдина //Молодой ученый Международный научный журнал. № 15 (253). 2019. URL https://moluch.ru/archive/253/57983/ С.255–256.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 1998. 120 c
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. — М.: Карапуз-Дидактика, 2018. — 208 c.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, изобразительная деятельность, опытно-экспериментальная работа, ребенок, строение предметов, умение, группа, дошкольный возраст, изобразительный навык дошкольников, навык, проведенная работа, процесс рисования, расположение предметов, рисунок, рисунок соотношений размеров предметов, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: теоретический обзор

Статья представляет собой теоретический обзор по проблеме развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие «изобразительные навыки», выделены критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, ...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...

Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

В статье приводятся данные исследования особенностей сотрудничества старших дошкольников в различных видах деятельности. Раскрываются научные направления исследования данного вопроса и возможности развивающей работы по данной проблематике в русле раз...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

В статье рассмотрены методологические аспекты и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, рассмотрены примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора.

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Похожие статьи

Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: теоретический обзор

Статья представляет собой теоретический обзор по проблеме развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие «изобразительные навыки», выделены критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, ...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...

Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

В статье приводятся данные исследования особенностей сотрудничества старших дошкольников в различных видах деятельности. Раскрываются научные направления исследования данного вопроса и возможности развивающей работы по данной проблематике в русле раз...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

В статье рассмотрены методологические аспекты и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, рассмотрены примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора.

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Задать вопрос