В данной статье рассматривается понятие цифровых платформ, важность их внедрения в различные сферы жизни общества, приводятся примеры различных подходов к определению цифровых платформ, а также анализируются перспективы правовой трансформации вышеуказанного термина.
Ключевые слова: цифровые платформы, цифровые технологии, цифровизация, правовое регулирование внедрения и использования цифровых платформ.
В современных условиях развития информационного общества достигнуть эффективности развития в различных сферах без внедрения цифровых технологий невозможно. Для решения данного вопроса принято решение о цифровизации и информатизации государственного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлены задачи, которые необходимо выполнить правительству страны при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Среди ключевых — внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления и оказания государственных услуг [7].
Целью информатизации государственного управления является создание цифрового правительства (digital government), которое базируется на идеях клиентоориентированности, достижении максимальной полезности деятельности органов власти для граждан и «цифровизации по умолчанию» (digital by default). [1, с. 29]
Основные мероприятия по внедрению цифровых технологий сформулированы в федеральном проекте «Цифровое государственное управление», включенном в состав национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
В рамках федерального проекта выделено два ключевых направления:
– внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферы государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов предпринимательства;
– разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств–членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики. [8]
Немаловажное место отводится созданию платформенной модели в сфере государственного управления. Это подразумевает создание комплексной инфраструктуры для предоставления государственных услуг и повышения эффективности системы государственного управления. Развитие партнерства с компаниями, некоммерческими организациями и гражданами в рамках платформы позволяет значительно уменьшить трансакционные издержки и риски, а также увеличить производительность труда, качество обслуживания и уровень удовлетворенности потребителей. Государство исполняет функции создания и управления экосистемой, в которой взаимодействуют все участники платформы. В странах ЕС уже через 10 лет планируется полностью перевести в цифровой формат все государственные сервисы для граждан (открытие компании, поиск работы, запись в школу и детский сад и т. п.). [9]
Платформа для нормотворчества обеспечит цифровизацию процессов разработки, согласования и утверждения нормативных правовых актов. Для государственных служащих будет создано общее цифровое пространство, где они смогут готовить документы с использованием технологий совместной работы и инструментов интеллектуализации основных процессов нормотворчества.
Платформа даст возможность:
– обеспечить безбумажное взаимодействие участников процессов подготовки проектов нормативных правовых актов;
– осуществлять «горизонтальные» коммуникации между основными участниками процесса подготовки актов;
– совместно редактировать тексты проектов нормативных правовых актов в режиме онлайн, включая интеллектуализацию такой работы;
– создать панель управления для лиц, принимающих решения, которая позволяла бы в режиме реального времени отслеживать ход работы над проектами;
– полностью прослеживать процесс разработки нормативных актов. [10]
Шестнадцать задач (из 232), утвержденной Правительством Российской Федерации программы «Цифровая экономика», направлены на создание цифровых платформ, что диктует новые требования к системе государственного управления и структуре государственного аппарата, а также к их правовому регулированию. [7]
Как отмечает Габов А. В. в своей работе «Цифровая платформа как новое правовое явление» термин «цифровая платформа» все чаще встречается в нормативно-правовых документа, регламентирующих функционирование цифровой среды, однако, можно наблюдать бессистемность использования данного термина. [6, с. 30]
Зачастую понятия «цифровая платформа» и «государственные информационные системы» приравниваются законодателем к синонимам. Данные противоречия являются следствием законодательного не закрепления понятия «цифровая платформа».
Изучение различных научных подходов к определению цифровой платформы также показывает разрозненность и отсутствие единого определения. Так в одних работах по праву можно увидеть широкие понятия платформ, не позволяющие законодателю выявить отличительные особенности по отношению к другим цифровым технологиям. С другой стороны, приводятся достаточно примитивные определения платформ, не позволяющие оценить и понять особенности использования данных цифровых технологий. Примеры вышеуказанных работ представим в таблице 1.
Рассмотрим различные подходы к определению цифровой платформы (табл.1).
Таблица 1
Подходы к определению цифровой платформы
Источник |
Определение |
Видение ПАО «Ростелеком» «Цифровая платформа» [11] |
программная среда, которая позволит интегрировать и аппаратные средства, и прикладные решения для повышения эффективности и в экономике, и в улучшении качества жизни — таким образом, это затронет все стороны жизни общества |
Джеффри Паркер, Маршалл ван Альстин, Санджит Чаудари «Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику — и как заставить их работать на вас» [2, с. 26] |
предприятие, обеспечивающее взаимовыгодные взаимодействия между сторонними производителями и потребителями. Она дает открытую инфраструктуру для участников и устанавливает новые правила |
И. З. Гелисханов, Т. Н. Юдина, А. В. Бабкин «Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития» [3, с. 3] |
гибридные структуры (гибриды рынков, фирм, сообществ и технологических систем), ориентированные на создание ценности путем обеспечения прямого взаимодействия и осуществления трансакций между несколькими группами сторонних пользователей. |
Губин Е. П., Харитонова Ю. С. Цифровые платформы в Европе, Китае и России: основные подходы и тенденции правового регулирования [4, с. 11] |
Тип технологической архитектуры программного продукта. Платформы в этом смысле являются основой для более широкого диапазона применения информационных систем, таких как системы планирования, компьютерные операционные системы, интернет-коммуникационные каналы, веб-браузеры, сайты электронной коммерции и социальные медиасайты. |
Кашкин С. Ю., Алтухов А. В. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта: платформенные правовые модели. [5, с. 4] |
Платформы являются физическим воплощением сетевого взаимодействия. Цифровые платформы создают оборудование и программное обеспечение, необходимые для перевода традиционного производства на цифровые рельсы, что позволит снизить производственные издержки и превратить товары в услуги. |
Стратегия цифровой трансформации [12] |
Система средств, поддерживающая использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов значительным количеством субъектов цифровой экосистемы и обеспечивающая возможность их бесшовного взаимодействия. |
Видение Министерства экономического развития РФ [13] |
Бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией, включая предоставление продуктов/ услуг/ информации собственного производства. |
На сегодняшний день в России цифровые платформы используются лишь в формате социальных сетей, мессенджеров, поисковых систем, платежных систем, платформ в сфере электронной торговли, финансов, туризма, занятости, образования, пассажирских перевозок.
Несмотря на отсутствие законодательного закрепления понятия цифровых платформ существует нормативно-правовая база функционирования цифровой среды.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Одной из задач программы является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере.
Реализации этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», который курирует Министерство экономического развития Российской Федерации.
Федеральный проект предусматривает разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на снятие первоочередных барьеров, которые препятствуют развитию цифровой экономики.
Планируется также урегулировать сквозные для различных отраслей законодательства вопросы, связанные с идентификацией субъектов правоотношений в цифровой среде, электронным документооборотом, оборотом данных, в том числе персональных.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2035 года, несмотря на ограничивающие развитие цифровой экономике в регионе проблемы, отмечается важность внедрения платформенных решений и необходимость их правового регулирования для дальнейшего социально-экономического развития региона. [14]
Одним из ярких примеров внедрения платформенных решений в Псковской области при взаимодействии органов государственной власти и населения для быстрого реагирования на возникающие проблемы в регионе является возможность жителей региона напрямую обратиться к Губернатору через социальную сеть «Вконтакте».
Такой пример показывает, как цифровые платформы, исключая посредников и иерархический связи, помогают органам власти быстро реагировать на проблемы в регионе, тем самым повышая лояльность потенциальных избирателей.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость внедрения цифровых технологий является первостепенным вектором для развития региона. Отсюда возникает необходимость правового регулирования данной сферы, законодательного закрепления используемых понятий, а также устранение противоречий в законодательной базе.
В условиях быстро развивающихся цифровых технологий можно увидеть отстающие темпы применения и внедрения понятий, используемых в данной сфере как научными сообществами, так и законодателем. Отсюда следует вывод, что правовой трансформации понятия цифровой платформа в настоящее время неизбежна, и в дальнейшем также будет претерпевать значительные изменения.
Подводя итог вышеизложенному, справедливо отметить, что цифровые платформы, по нашему мнению, выполняют организационную роль, которая заключается в объединении участников взаимоотношений вне зависимости от сферы (экономическая, государственного управления, взаимодействия населения и власти и т. д.) для достижения каждым из участников своей выгоды.
В связи с этим, мы видим необходимость правового регулирования цифровых платформ, с точки зрения их особенности объединения участников взаимоотношений в различных сферах жизни общества.
Мы считаем, что под цифровой платформой следует понимать виртуальную площадку, позволяющую идентифицированным пользователям напрямую взаимодействовать друг с другом, исключая посредников и иерархические связи, вне зависимости от фактического местоположения каждого из участников взаимодействия. При этом следует отметить, что единственным создателем и регулятором цифровых платформ следует считать государство в лице соответствующего контролирующего органа, являющегося независимым по отношению к участникам взаимодействия, использующим цифровые платформы, для недопущения нарушения интересов и прав каждого участника и всего общества в целом.
В связи с чем считаем необходимым внести изменения в статью 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и дополнить ее приведенным нами выше термином цифровых платформ.
Литература:
- Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 с. —250 экз.
- Джеффри Паркер, Маршалл ван Альстин, Санджит Чаудари Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику — и как заставить их работать на вас: пер. с англ. / под ред. Манн, Иванов и Фербер, 2017. 304 с. [Geoffrey G. Parker, Marshall W. Van Alstyne, Sangeet Paul Choudary. Platform revolution. How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. New York: Academic Press, 2016]
- Гелисханов И. З., Юдина Т. Н., Бабкин А. В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 6. С. 22–36.
- Губин Е. П., Харитонова Ю. С. Цифровые платформы в Европе, Китае и России: основные подходы и тенденции правового регулирования // Право и экономика. 2020. No 8 (340). С. 6.
- Кашкин С. Ю., Алтухов А. В. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта: платформенные правовые модели // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2020. No 4 (68). С. 29.
- Габов А. В. Цифровая платформа как новое правовое явление / А. В. Габов // Пермский юридический альманах. — 2021. — № 4. — С. 13–82.
- Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf
- Федеральный проект «Цифровое государственное управление»: цифровая трансформация госуслуг и суперсервисы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bftcom.com/expert-bft/10220/
- Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 239, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/463148459.pdf
- Доклад РАНХиГС, 2019 [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://gspm.ranepa.ru/uploads/files/2019/01/17–01–2019_0.pdf
- Видение ПАО «Ростелеком» «Цифровая платформа» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Regional-Presence/CIS/Documents/Events/2017/09_Tashkent/Presentations/ITU %20Workshop %2019.09 %20- %20Nikolay %20Kovtun %20presentation %203.pdf
- Стратегия цифровой трансформации: [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://strategy.cdto.ranepa.ru/
- Видение Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/
- Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2035 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/5754fadce505fe4be46977d6a2450826/proekt_Psk_obl.pdf