В статье автор дает психолого-педагогическую характеристику старшего школьного возраста, обосновывает необходимость учета возрастных и психолого-педагогических особенностей старшеклассников при обучении их иностранному (английскому) языку.
Ключевые слова: английский язык, старшая школа, психолого-педагогические особенности, самоопределение.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью для современного учителя знать психолого-педагогические особенности обучающихся, с которыми ему предоставляется возможность работать. Понимание возрастных особенностей обучающихся является существенным как для проектирования общей системы обучения, так и для определения отличительных особенностей преподавания английского языка. При условии, что учитель обладает данной информацией, у него есть возможность установить благоприятный психологический климат на уроке, построить доверительные отношения с обучающимися, оценить их эмоциональное состояние, измерить поведенческие установки и повысить уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Рассмотрим же вышеупомянутые особенности подробнее.
Возрастная и педагогическая психология относит к группе старшего школьного возраста детей в возрасте от 15–16 до 17–18 лет, обучающихся в 10–11 классах школы. Данный период также именуется ранней юностью.
Как отмечает И. Ю. Кулагина, «раннюю юность считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни» [2]. При переходе из средней школы в старшие классы молодой человек вступает в новую социальную ситуацию развития. Согласно И. А. Зимней, «эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей» [1]. Соответственно, в этом возрасте принципиально важной становится ценностно-ориентационная активность, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой.
По мнению В. И. Слободчикова, «главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [3].
Самоопределение предполагает отступление от детских фантазий, в которых имелась возможность стать представителем любой наиболее интересной профессии. Перед старшеклассником теперь стоит задача иметь представление о различных профессиях, уметь в них ориентироваться. Более того, необходимо суметь рационально оценить свои интересы, способности и склонности, уровень учебной подготовки, материальные условия семьи, здоровье и другие значимые факторы.
В это время начинает активно развиваться нравственная устойчивость личности, повышается уровень контроля за своим поведением, проявлением эмоций, развиваются такие волевые качества, как упорство, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, самообладание, решительность. У старших школьников открывается новая черта — самокритичность, которая способствует более строгому и объективному самоконтролю. В связи с этим, логичным является внедрение в образовательный процесс достаточно большого объема самостоятельной работы, подготовка таких заданий, которые помогут старшекласснику извлечь для себя необходимую пользу в рамках своих возможностей.
Важное место в развитии старшеклассника отводится общению. В общении старшеклассников со сверстниками проявляется такая тенденция, как существенное расширение окружения и социального пространства — близкими друзьями юношей и девушек становятся учащиеся других школ, студенты колледжей, высших учебных заведений и т. п. Общение играет значительную роль и на уроках иностранного языка, учитывая то, что первостепенная цель овладения любым иностранным языком — научиться говорить на нем. В старших классах наиболее ярко проявляется коммуникативная направленность обучения, в связи с достаточным уровнем подготовки обучающихся появляется возможность реализовать такие коммуникативные образовательные технологии, как проектная деятельность, обсуждения и дискуссии, дебаты, погружение в иноязычную культуру (чтение художественной литературы, медиа-текстов, просмотр фильмов и сериалов и т. п. с последующим обсуждением), ролевые игры.
В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Юноши и девушки все еще остаются школьниками, однако их учебная деятельность приобретает совершенно новое содержание и направленность, а именно ориентированность на будущее. В первую очередь стоит отметить качественные изменения в структуре учебной мотивации старшеклассника — для него учеба является прежде всего средством реализации поставленных на будущее целей, имеющихся жизненных планов. Помимо внутренних мотивов получения знаний, умений и навыков в имеющих для старшеклассника личностную смысловую ценность научных областях и учебных предметах, возникают внешние социальные и узколичные мотивы, среди которых особое место занимает мотив достижения.
Подчинение учебы будущей профессиональной деятельности проявляется и в отношении обучающихся к английскому языку как к предмету. Как утверждает А. Н. Щукин, «отсутствие мотивации в овладении иностранным языком или ее нечеткая выраженность отрицательно сказываются на уровне владения им. Внутренняя мотивация зависит от осознания учащимся важности иностранного языка для его будущей профессии, значимости информации, которая может быть получена через иностранный язык» [4]. В этой связи можно предлагать обучающимся тексты, видеофрагменты, подготовку проектов и т. п. связанную с выбранными ими направлениями. Данных подход сделает уроки более многогранными, поспособствует также развитию метапредметных умений и функциональной грамотности обучающихся, посодействует реализации принципа индивидуального подхода, позволит обучающимся оценить для себя важность овладения иностранным, в особенности английским языком, как возможность продвинуться в выбранном направлении.
В связи с тем, что в старших классах большинство школьников рассматривают учёбу как необходимую базу для будущей профессиональной деятельности, развивается и более сознательное отношение к учебной деятельности. Более осознанное отношение к учебе стимулирует совершенствование производительности познавательных процессов, способствует развитию навыков управления ими, подчинения их организации поставленным перед старшеклассником задачам жизни и деятельности.
Таким образом, на уроках английского языка в старшей школе учитель должен принимать во внимание такие психолого-педагогические особенности старшеклассников, как ориентированность на будущее и готовность к личностному и профессиональному самоопределению, отношение обучающихся к учебной деятельности на данном возрастном этапе, важность роли общения в жизни старшеклассников, изменения устойчивости личности, развитие самоконтроля и саморефлексии. При рациональном подходе к построению уроков иностранного языка с учетом вышеупомянутых особенностей, ценность таких уроков значительно возрастет для старшеклассников как с точки зрения их заинтересованности в предмете, так и с точки зрения важности владения иностранным языком для достижения обучающимися будущих целей.
Литература:
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школьная пресса, 2000–416 с.
- Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам [Текст]: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2006. — 480 c.