Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Базанова, Ю. С. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста / Ю. С. Базанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104121/ (дата обращения: 17.10.2024).



Развитию мышления в старшем дошкольном возрасте придаётся основное значение, поскольку этот период является стадией интеллектуализации всех психических процессов. Мышление постепенно переходит от наглядно-образной формы к словесно-логической. Старший дошкольник оперирует словами и выстраивает логику рассуждений. Данное исследование даст дополнительный материал по использованию математических игр как средства развития логического мышления детей данного возраста.

Ключевые слова: мышление, математические игры, дети старшего дошкольного возраста.

Мышление — это высший познавательный процесс, который способствует порождению нового знания, активной формы творческого выражения и преобразования действительности. В мыслительной деятельности активно проявляются действия и система операций, имеющих ориентировочно-исследовательский, познавательный и преобразовательный характер.

Опираясь на положения отечественных психологов, можем отметить, что игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно она обладает значительным потенциалом и резервами для развития мышления [1]. Специалистами выделяется особый вид игры — математические игры.

Математические игры нацелены на моделирование закономерностей, математических отношений, рассчитанных на реализацию и освоение логических операций. Речь идёт об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, обобщении, классификации [2].

Однако наблюдается дефицит современных теоретических и практических исследований игровой деятельности с применением математических игр для развития логического мышления старших дошкольников, недостаточно проработана методическая сторона вопроса. Поэтому затронутая проблематика исследования является актуальной.

Объект исследования: логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: на теоретическом уровне аргументировать применение математических игр как средства развития логического мышления.

Гипотеза исследования: развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте будет проходить эффективнее при использовании в образовательной программе математических игр.

Методы и методики исследования:

  1. Методы теоретического анализа: анализ источников, осуществление сравнения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
  2. Обобщение и интерпретация данных научных исследований.
  3. Психодиагностические методики:

— методика выявления умений анализировать, сравнивать и обобщать «Самое непохожее» Венгера Л. А.; [3]

— методика выявление умения классифицировать «Классификация по заданному принципу» Агаевой Е. А.; [3]

— методика выявления способности выстраивать логическое высказывание «Последовательность событий» Бернштейна А. Н.; [3]

Введение

Анализ полученных результатов всех методик позволил выделить основные критерии и характеристики уровней сформированности логического мышления старших дошкольников.

Для выделения уровней подсчитывалось количество баллов по трём методикам (рис. 1).

Основные критерии и характеристика уровней сформированности логического мышления старших дошкольников

Рис. 1. Основные критерии и характеристика уровней сформированности логического мышления старших дошкольников

Выделенные критерии и характеристики позволили обозначить общую характеристику развития мышления старших дошкольников. Результаты представлены на рисунке 2.

Описание уровней развития логического мышления старших дошкольников

Рис. 2. Описание уровней развития логического мышления старших дошкольников

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе осуществлялся отбор диагностических критериев, определение методик исследования, описание уровня сформированности логического мышления старших дошкольников. Было проведено констатирующее исследование контрольной и экспериментальной групп старших дошкольников, а также анализ полученных результатов.

На втором этапе проведения исследования была разработана и апробирована программа по развитию логического мышления старших дошкольников посредством математических игр.

На третьем этапе проводилось повторное диагностическое исследование в контрольной и экспериментальной группах. Полученные данные были проанализированы, проведён сравнительный анализ результатов логического мышления старших дошкольников, полученных до и после реализации программы в SPSS.

На четвёртом этапе были составлены методические рекомендации по развитию логического мышления в старшем дошкольном возрасте для воспитателей и родителей.

Выводы

В ходе эмпирического исследования проверке подвергалась гипотеза о том, что, воздействия на мыслительные операции посредством математических игр, можно повысить уровень развития логического мышления.

В качестве диагностического материала было выбрано три методики, которые позволили выявить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, а также выстраивать логические умозаключения старшими дошкольниками.

Анализ результатов позволил нам определить основные критерии и систему характеристик уровней сформированности (высокого, среднего и низкого), а также обозначить общую характеристику.

Литература:

  1. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребёнка// Молодой учёный. 2017. № 4 (138). С. 324–326.
  2. Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования// Вестник науки и образования. 2018. № 1. С.86–89.
  3. Кузина А. Ю. Психодиагностика ребенка: учебно-методическое пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. 111 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление старших дошкольников, логическое мышление, старший дошкольный возраст, игра, средство развития, SPSS, критерий, развитие мышления, характеристика уровней, экспериментальная группа.


Ключевые слова

мышление, дети старшего дошкольного возраста, математические игры

Похожие статьи

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Пропедевтический курс информатики для дошкольников старшего возраста

В статье рассматриваются особенности использования элементов теории графов через игры с дошкольниками с использованием ИКТ. Вектор интеллектуального развития дошкольника состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложны...

Похожие статьи

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Пропедевтический курс информатики для дошкольников старшего возраста

В статье рассматриваются особенности использования элементов теории графов через игры с дошкольниками с использованием ИКТ. Вектор интеллектуального развития дошкольника состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложны...

Задать вопрос