В статье рассматривается понятие мелкой моторики рук. Особенности развития мелкой моторики в онтогенезе. Взаимосвязь мелкой моторики с развитием речи ребёнка. А также в статье представлены методы развития мелкой моторики рук, по большей части рассматривается такое пособие как бизиборд.
Ключевые слова: мелкая моторика, связная речь, бизиборд.
Мелкая моторика рук — это способность управлять движениями мышц рук, которые нужны для выполнения точных действий, таких как письмо, построение конструкций, игр и т. д. Развитие этой способности происходит на протяжении всего онтогенеза — жизненного цикла человека, и проходит через ряд особенностей. [4]
Сразу после рождения моторика ребенка еще очень несовершенна — он не умеет контролировать движения своих рук и ног, всё время теряет равновесие, падает. Но с каждым месяцем ребенок учится все больше и лучше контролировать свои мышцы, что проявляется в улучшении координации, точности движений и прочности захвата.
За первый год жизни мелкая моторика проходит через ряд важных этапов развития: к 4-м месяцам ребенок уже может удерживать игрушки в руке, а к 7-му — начинает их активно перекладывать из руки в руку, развивая тем самым моторику и координацию движений. Второй год жизни характеризуется особенностями развития моторики, которые связаны с учебой ребенка ходить и бегать. [3]
Затем ребенок начинает учиться пользоваться карандашом и рисовать, что также является важным этапом развития мелкой моторики.
Со временем развитие моторики у каждого ребенка по-своему. Однако важно заботиться о том, чтобы ребенок имел достаточно возможностей для движения и игры, которые способствуют развитию моторики, так как это позволит ребенку развиваться во всех основных направлениях и достигнуть своего полного потенциала.
Развитие мелкой моторики рук является одним из важных этапов развития ребенка и имеет прямую связь с развитием речи.
Очевидно, что без правильного развития мелкой моторики руки многие функции, связанные с письмом, рисованием и другими активностями, становятся для ребенка недоступными. Проблемы с мелкой моторикой могут существенно затруднить и развитие речи у маленьких детей.
Как правило, первые слова дети начинают произносить примерно в возрасте одного года, а к двум годам они могут использовать простые предложения. В этот период дети активно развивают свои моторные навыки, включая и мелкую моторику рук. Умение держать карандаш, вырезать фигурки и пальчиковые игры помогают укрепить руку и подготовить ее к набору и записи текста.
Согласно исследованиям, проведенным Чарльзом Нельсоном, профессором психологии и детского развития Гарвардского университета, существует прямая связь между растущей краткосрочной памятью и улучшением мелкой моторики рук. В своих исследованиях он также обнаружил, что дети, которые имеют более развитую мелкую моторику рук, лучше разговаривают и имеют более широкий словарный запас в сравнении с детьми, у которых мелкая моторика рук менее развита. [13]
Одной из наиболее популярных методик, которая способствует росту мелкой моторики малышей, является лепка из пластилина. Этот метод не только улучшает пальцевую ловкость и координацию движений, но и помогает развивать творческие способности детей. Кроме того, игры с конструкторами, настольными играми и мозаиками также способствуют развитию моторики и психических процессов ребенка. [11]
При развитии мелкой моторики детям можно давать следующие задания:
— нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
— игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
— строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
— лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
— занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
— игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы;
— игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
— работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
— аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
— мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
— прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка;
— рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
Большую роль в развитии мелкой моторики детей играют специально разработанные компьютерные программы. Такие игры помогают развивать координацию глаз и рук, а также фантазию, логику и самоконтроль.
Важно помнить, что игры, развивающие мелкую моторику — это не только потенциально полезный инструмент, но и интересная и веселая форма занятий для детей. Именно с помощью различных игр ребенок может получить множество необходимых навыков и подготовиться к успешному обучению и жизни.
Один из способов улучшения мелкой моторики рук у детей — использование бизиборда. Бизиборд — это пособие, которое состоит из доски с различными элементами, такими как замки, ключи, кнопки и многое другое, которые дети могут открывать и закрывать, поворачивать и передвигать. Эта игрушка позволяет детям улучшить свою мелкую моторику рук, учиться решать сложные задачи, а также развивать креативность и воображение. [11]
При использовании бизиборда маленькие дети могут тренироваться в следующих занятиях:
— использование магнитных или цветных шариков для тренировки мелкой моторики рук. Ребенок будет принимать шарики с помощью пальцев и перемещать их на пластине бизиборда;
— развитие способности говорить и слушать, особенно в случаях, когда на бизиборде находятся картинки с изображением зверей, птиц, цветов и т. д. Ребенок может называть объекты, а также выражать свои мысли об этих объектах;
— игры с использованием деталей-замочков, в которых необходимо повернуть, потянуть или передвинуть детали. Эти игры на бизиборде способствуют улучшению координации движений и развитию мышления.
Использование бизибордов при развитии мелкой моторики высоко ценится педагогами, терапевтами и родителями, так как эта игровая платформа дает детям возможность не только развивать мелкую моторику, но и учиться решать задачи, конструировать и создавать.
Кроме того, бизиборды помогают детям учиться решать задачи и принимать решения. Игры на бизибордах могут включать наблюдательность, логику, математическое мышление и другие навыки, что развивает умение детей анализировать, планировать и решать задачи на основе своих наблюдений.
Итак, использование бизибордов при развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет множество преимуществ. Активная игровая платформа помогает улучшить моторику рук и подготовить ребенка к выполнению точных действий. Кроме того, бизиборды содействуют развитию речи, развивают конструктивные и творческие способности детей. Применение этой игровой платформы является эффективным инструментом для повышения уровня развития ребенка и обучения его всех важных навыков.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук является важной составляющей физического и интеллектуального развития ребенка. Она также тесно связана с развитием речи у детей. Использование бизиборда для развития мелкой моторики является одним из самых эффективных способов развивать координацию движений и улучшать уровень речевых навыков детей.
Литература:
- Артемьева, А. В. Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.
- Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов / Е. Ф. Архипова — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 224 с.
- Бернштейн, И. А. О построении движения [Текст] / И. А. Бернштейн — М.: Просвещение, 2005–213 с.
- Бондарович, А. Развитие мелкой моторики / А. Бондарович. — Москва: Издательство АСТ, 2015. — 64 с.
- Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст]: Методическое пособие / Т. В. Буденная — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 64 с.
- Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 –144с.
- Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: Учебник / Л. С. Волкова. — М.: Знание, 2010. — 215 с.
- Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т. В. Волосовец,, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др — М.: Академия, 2000 г. — 200 с.
- Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста [Текст]: Библиотека практикующего логопеда. — М.: Знание, 2007. — 450 с
- Дудьев, В. П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология [Текст] / В. П. Дудьев. — Барнаул: БГПУ, 2005. — 359 с.
- Зиновьева, Л. С. Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 156–158. — URL
- Киселева, В. А. Развитие тонкой моторики [Текст]: Дошкольное воспитиние / В. А. Киселева. — М.: Чистые пруды, 2006. — № 1.- с.12–14
- Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст] / М. М. Кольцова — М.: Педагогика, 2005. — 143 с.
- Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]/ М. М. Кольцова, М. С. Рузина — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с.