Вакцинная дипломатия РФ как инструмент мягкой силы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 20.06.2023

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Дугужева, О. А. Вакцинная дипломатия РФ как инструмент мягкой силы / О. А. Дугужева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104135/ (дата обращения: 16.10.2024).



С возникновением коронавируса появился новый инструмент мягкой силы — вакцинная дипломатия, которая использовалась странами для распространения своего влияния и повышения статуса. Россия тоже включилась в этот процесс, когда начала распространять «Спутник V». В статье представлены данные о продаже вакцины, целях вакцинной политики, достоинствах российской вакцины.

Ключевые слова: COVID-19, коронавирус, вакцинная дипломатия, Спутник V, мягкая сила, российская вакцина.

Создание вакцины от COVID-19 можно рассматривать как показатель эффективности системы здравоохранения государства, его научно-технологического развития, готовности справиться с проблемой внутренними ресурсами в экстремальных условиях. США, ведущие страны ЕС, Китай, Россия придавали значительное дипломатическое значение производству и распространению вакцин.

Появился термин «вакцинная дипломатия» — разработка вакцины от COVID-19 и последующая открытая продажа другим странам. Основные причины появления «вакциной дипломатии»:

  1. тяжелые последствия пандемии COVID-19 для мира;
  2. геополитическая конкуренция, недоверие и протекционизм;
  3. неравномерное распределение производства и распространения вакцин в мире [5].

В мире появилось новое отображение проблемы «Север — Юг», развитых стран и развивающихся. Страны разделились на тех, кто производил вакцины от COVID-19, и на тех, кто закупал их. Сформировался «вакцинный рынок», где производители и продавцы могли устранить общую угрозу, что повышало их статус. В связи с этим рассмотрим политику России в отношении производства и продвижения вакцины «Спутник V».

Россия проводила вакцинную дипломатию для повышения своего имиджа [4]. На продажу вакцин оказывали влияние дипломатические отношения между странами. Например, Иран договорился о поставках в страну большой партии российской вакцины, Прибалтика и Украина не планировали использовать вакцины России, Тайвань наложила запрет на китайские вакцины.

В августе 2020 года РФ заявила о регистрации первой вакцины против COVID-19, получившей название «Спутник V». Но США сомневались в эффективности российской вакцины, называя ее «русской рулеткой» из-за ограниченного времени на разработку. Россия негативно отреагировала на высказывания западных СМИ и официальных лиц, обвинив их в «очернении (российских) достижений в глобальной гонке по победе над COVID-19» и ведении «дезинформационной войны против России» [2].

Научно-исследовательское британское издание «Lancet» в феврале 2021 г. сообщило итоги третьей стадии клинических испытаний этого препарата. Исследования показали высокий уровень безопасности и результативности вакцины. В процессе этих испытаний российский препарат показал степень эффективности до 91 % [7].

«Спутник V» был одобрен в 71 стране с общим населением 4 млрд. человек. Список стран включал страны Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, Европы, Африки, Азии. Вакцинация с использованием «Спутник V» началась в более чем в 50 странах на четырех континентах [8].

Россия заняла пятое место в мире по объемам производства и экспорта вакцин от COVID-19 (по сведениям ВОЗ). По состоянию на 30 ноября 2021, доля РФ в мировом экспорте вакцин от коронавируса составила 2,6 %. С момента начала поставок вакцины России удалось экспортировать более 90 млн. доз. Цена вакцины составляла менее 10 долларов за дозу. Такая цена делала ее доступной вакциной на рынке развивающихся стран.

Российская вакцинная дипломатия преследовала три цели — коммерческую, политическую и гуманитарную. Коммерческая цель: вакцина была самым востребованным препаратом в 2020–2021 гг., и обеспечение достаточного количества доз было приоритетом для всех стран. Продажа вакцины позволила заработать значительное количество денег.

Политическая цель. После присоединения Крыма в 2014 г., обвинения России во вмешательстве в американские выборы 2016 г., последовавших санкций, РФ необходимо было предпринять действия для улучшения репутации и статуса санкций на международной арене. Российская вакцина дала Москве возможность позиционировать себя в качестве озабоченного гуманитарными проблемами государства, стремящегося помочь странам справиться с коронавирусом. Также это была возможность сделать российскую фармацевтику более конкурентоспособной.

Гуманитарная цель. Россия могла помочь развивающимся странам, которые не могут сами производить вакцины либо долго ждут их доставки от европейских партнеров, предоставив свою вакцину для более быстрого охвата населения стран. Россия заполняла вакуум вакцин.

Однако гуманитарную политику государства нельзя отделить от достижения целей внешней политики. РФ учитывала историю дипломатии здравоохранения, которая способствовала увеличению престижа СССР [3].

Рассмотрим распространение «Sputnik V» в мире. Россия направила с начала пандемии в СНГ сотни тысяч вакцин, большое количество тест-систем, медикаментов, средств индивидуальной защиты, мобильных диагностических комплексов и современных микробиологических лабораторий. По линии Минздрава России, Минобороны России, Роспотребнадзора в страны СНГ для оказания научно-методической поддержки и накопления собственного опыта выезжали российские специалисты-медики [9].

Южная Америка закупила «Спутник V» в большом объёме (Аргентина, Мексика, Венесуэла, Парагвай, Никарагуа, Гватемала и т. д.). Мексика рассчитывает на 24 млн. доз, Аргентина на 20 млн. доз. Аргентина, Мексика, ОАЭ, Казахстан, Индия, Никарагуа, Гватемала, Филиппины, Беларусь, Саудовская Аравия — десять стран, которые закупили больше всех российскую вакцину (по данным Федеральной таможенной службы) [1]. Также крупными заказчиками стали Иран, Турция и Египет. Из всех регионов Россия вела более тесное сотрудничество в поставках вакцины с СНГ и Южной Америкой.

Россия не могла доставить странам обещанный объем доз, покрыть экспортный спрос, сосредоточив все производство внутри страны, поэтому продавала лицензии на производство вакцины. Это возможность не тратить деньги на строительство заводов и логистики [6].

Россия вела работу по международному признанию сертификатов о вакцинации российскими препаратами и QR-кодов вакцинных сертификатов с государствами. Преимуществами российской вакцины можно перечислить низкую цену (не больше 10 долларов за дозу) и отсутствие жестких условий хранения. Условия транспортировки и хранения — температуры от двух до восьми градусов тепла достаточно, чтобы «Спутник V» сохранился. Эти условия в совокупности делают вакцину привлекательной и доступной для всех государств независимо от их уровня экономики.

Таким образом, Россия активно включилась в «вакцинную дипломатию», продвигая «Спутник V». Вакцина поставлялась на четыре континента. Она стоила недорого, не требовала сложных условий хранения. Эти факторы позволяли развивающимся странам закупать «Спутник V». «Вакцинная дипломатия» стала частью мягкой силы РФ. Она позволила вызвать одобрение со стороны иностранных граждан, улучшить отношения с союзниками.

Литература:

  1. «Спутник V» обеспечил экспортный миллиард [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/12/10/61b1d59f9a7947338594c7c5 (дата обращения: 02.06.2023).
  2. Bochkov D. Great Power Competition and the COVID-19 Vaccine Race [Electronic resource]. URL: https://thediplomat.com/2021/01/great-power-competition-and-the-covid-19-vaccine-race/ (data accessed: 02.06.2023).
  3. The New Statesman (Великобритания): российская вакцинная дипломатия напоминает инициативу советской эпохи по борьбе с оспой [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/20201213/248736419.html (дата обращения: 05.06.2023).
  4. Бугаев Ф. Н. Публичная дипломатия России на постсоветском пространстве в эпоху пандемии: старые вызовы и новые тренды // Власть. 2021. № 5. С. 133–137. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-diplomatiya-rossii-na-postsovetskom-prostranstve-v-epohu-pandemii-starye-vyzovy-i-novye-trendy (дата обращения: 05.06.2023).
  5. Вакцинная дипломатия — новый формат международных отношений [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/lea/vaktsinnaya-diplomatiya-novyy-format-mezhdunarodnykh-otnosheniy/ (дата обращения: 05.06.2023).
  6. Куда Россия продает «Спутник V»? [Электронный ресурс]. URL: https://ru.rbth.com/read/1587-kuda-rossiya-postavet-sputnik (дата обращения: 05.06.2023).
  7. Михайлова Е. А., Магомедов А. К. «Спутник V» и информационная политика европейских СМИ в отношении российских средств борьбы с пандемией // Изв. Сарат. ун-та. 2021. № 4. С. 447–451. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sputnik-v-i-informatsionnaya-politika-evropeyskih-smi-v-otnoshenii-rossiyskih-sredstv-borby-s-pandemiey (дата обращения: 06.06.2023).
  8. О Спутник V [Электронный ресурс]. URL: https://sputnikvaccine.com/rus/about-vaccine/ (дата обращения: 06.06.2023).
  9. Руденко: производство «Спутника V» в Узбекистане — победа отечественной науки [Электронный ресурс]: URL:https://uz.sputniknews.ru/20211227/rudenko-proizvodstvo-sputnika-v-v-uzbekistane--pobeda-otechestvennoy-nauki-21959615.html (дата обращения: 06.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, российская вакцина, вакцина, вакцинная дипломатия, Мексика, РФ, Спутник, Южная Америка, Гватемала, мягкая сила.


Ключевые слова

мягкая сила, коронавирус, COVID-19, вакцинная дипломатия, Спутник V, российская вакцина

Похожие статьи

Вакцинация как способ борьбы с пандемией COVID-19

В данной статье речь пойдет о вирусе, разделившим мир на «до» и «после», о COVID-19. Мы расскажем о том, что известно об этом вирусе и о лекарствах, которые используются для его лечения. Далее мы рассмотрим вопрос, можно ли предотвратить распростране...

Флешмоб в Интернете: новые информационные технологии или?..

В статье представлена информация о новой информационной технологии, распространяемой через сеть Интернет или в ней самой — флешмоб. Представлены характеристики, технологии и разновидности флешмоба, а также его особенности, которые ярко проявились в п...

Оценка эффективности «мягкой силы» России западными и российскими СМИ в период COVID-19

В статье рассматривается оценка российским и западными СМИ эффективность использования Россией «мягкой силы», способность России с помощью ее механизмов влиять на мировую политику, какие аспекты выделяют российские и западные средства массовой информ...

Влияние глобальных явлений (COVID-19) на лексический состав английского языка

Статья посвящена появлению неологизмов в английском языке в связи с пандемией коронавируса. В данной статье рассматривается причина появления неологизмов, источники их распространения, определения и классификация неологизмов, исследования различных у...

Математическая модель распространения коронавирусной инфекции

Данная статья написана в 20-х числах марта 2020 г. в разгар пандемии короновируса COVID-19, когда ее итоги в России и в других странах еще не были понятны. На примере исследования простой математической модели показаны возможные сценарии распростране...

«Мягкая сила» китайского образования в современной России

Статья посвящена реализации в Российской Федерации одного из важнейших и наиболее эффективных, по мнению многих исследователей, инструментов «мягкой силы» Китая — образованию. Рассматриваются ключевые элементы китайской системы образования, используе...

Функционирование эвфемизмов в медиадискурсе в эпоху коронавируса

Статья посвящена определению эвфемии как языкового явления, а также выявлению основных функций эвфемизмов в средствах массовой информации для описания пандемии коронавируса и связанных с ней социальных событий на материале русскоязычных новостных инт...

Импортозамещение в России: не проблема, а задача

В статье рассматривается процесс импортозамещения. Многие страны производили и производят замещение импорта отечественными товарами. Например, Латинская Америка, Белоруссия и Россия в 1998 году. Механизм импортозамещения запускается государственными ...

Феномен «корейской волны» как политический фактор «мягкой силы» Южной Кореи

Статья посвящена исследованию явления «корейская волна», которое представляет собой распространение культуры и музыки Южной Кореи по всему миру. Авторы анализируют роль Южной Кореи в этом процессе и объясняют, как «Корейская волна» стала инструментом...

Генно-модифицированные организмы: пища будущего или риск для здоровья

В этом проекте я постараюсь разобраться в значении генно-модифицированных организмов, их роли в современном мире. Посмотреть историю их появления. А самое главное, разобраться, положительную или отрицательную роль они играют в нашей жизни.

Похожие статьи

Вакцинация как способ борьбы с пандемией COVID-19

В данной статье речь пойдет о вирусе, разделившим мир на «до» и «после», о COVID-19. Мы расскажем о том, что известно об этом вирусе и о лекарствах, которые используются для его лечения. Далее мы рассмотрим вопрос, можно ли предотвратить распростране...

Флешмоб в Интернете: новые информационные технологии или?..

В статье представлена информация о новой информационной технологии, распространяемой через сеть Интернет или в ней самой — флешмоб. Представлены характеристики, технологии и разновидности флешмоба, а также его особенности, которые ярко проявились в п...

Оценка эффективности «мягкой силы» России западными и российскими СМИ в период COVID-19

В статье рассматривается оценка российским и западными СМИ эффективность использования Россией «мягкой силы», способность России с помощью ее механизмов влиять на мировую политику, какие аспекты выделяют российские и западные средства массовой информ...

Влияние глобальных явлений (COVID-19) на лексический состав английского языка

Статья посвящена появлению неологизмов в английском языке в связи с пандемией коронавируса. В данной статье рассматривается причина появления неологизмов, источники их распространения, определения и классификация неологизмов, исследования различных у...

Математическая модель распространения коронавирусной инфекции

Данная статья написана в 20-х числах марта 2020 г. в разгар пандемии короновируса COVID-19, когда ее итоги в России и в других странах еще не были понятны. На примере исследования простой математической модели показаны возможные сценарии распростране...

«Мягкая сила» китайского образования в современной России

Статья посвящена реализации в Российской Федерации одного из важнейших и наиболее эффективных, по мнению многих исследователей, инструментов «мягкой силы» Китая — образованию. Рассматриваются ключевые элементы китайской системы образования, используе...

Функционирование эвфемизмов в медиадискурсе в эпоху коронавируса

Статья посвящена определению эвфемии как языкового явления, а также выявлению основных функций эвфемизмов в средствах массовой информации для описания пандемии коронавируса и связанных с ней социальных событий на материале русскоязычных новостных инт...

Импортозамещение в России: не проблема, а задача

В статье рассматривается процесс импортозамещения. Многие страны производили и производят замещение импорта отечественными товарами. Например, Латинская Америка, Белоруссия и Россия в 1998 году. Механизм импортозамещения запускается государственными ...

Феномен «корейской волны» как политический фактор «мягкой силы» Южной Кореи

Статья посвящена исследованию явления «корейская волна», которое представляет собой распространение культуры и музыки Южной Кореи по всему миру. Авторы анализируют роль Южной Кореи в этом процессе и объясняют, как «Корейская волна» стала инструментом...

Генно-модифицированные организмы: пища будущего или риск для здоровья

В этом проекте я постараюсь разобраться в значении генно-модифицированных организмов, их роли в современном мире. Посмотреть историю их появления. А самое главное, разобраться, положительную или отрицательную роль они играют в нашей жизни.

Задать вопрос