В данной статье автор рассматривает различные подходы к управлению образованием и образовательной деятельностью в России, исследуются основные принципы и проблемы системы управления системой образованием, как на глобальном, так и на локальном уровне.
Ключевые слова: управление образованием, образовательная система, образовательные технологии, система управления образовательными процессами.
В основе функционирования любого государства в первую очередь лежит забота о его гражданах. Это касается не только обще-социальных вопросов, но также и проблем всестороннего интеллектуального образования. Эта задача стоит перед государством вне зависимости от его формы, национального состава или религиозных воззрений. Для этого государством выстраивается система управления образованием, которая призвана решить эти проблемы. Перед тем, как приступить к анализу систему управления образованием, необходимо кратко раскрыть терминология. Так, под образованием в педагогике принято понимать систему просвещения, а также получения и усвоения знаний. Однако, как правило само понятие образования гораздо шире и охватывает целый ряд социальных и общественных институтов, нацеленных не только на получение знаний, но и на повышение культурного, образовательного и социально-адаптивного уровня населения страны.
Говоря о управлении образованием, мы должны упомянуть понятие «система образования», которое часто используется для описания организационной структуры социальных институтов. В каждой стране существует система образования, которая может иметь различные формы, структуру, цели и задачи, однако является неотъемлемой частью государственного управления [2]. При этом важное значение имеет понятие системы. В данном случае для исследования именно управления образованием оно имеет важное значение, так как определяет саму структуру [1]. При этом, в понятие системы в плане управления образовательной деятельностью мы будем понимать совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и находящихся в каких-либо отношениях. Именно поэтому, давая определение системе управления образованием в России, имеют в виду всю образовательную структуру, включая и ДОО, и школы, и образовательные структуры высшего и среднего образования. При этом образовательная система имеет как локальное, так и глобальное значение.
Говоря о глобальной системе образования, подразумевают ее структуру на уровне страны, округа, субъекта РФ, региона, области и т. д. И любой уровень системы образования нуждается в надежном управлении. Целью на каждом уровне управления образованием является достижение определенного уровня развития, который достигается благодаря постоянному усовершенствованию системы. В каждой стране, этот процесс развития образовательной системы имеет свои особенности, связанные с национальными и религиозными традициями. Важнейшей задачей при этом является удовлетворение основных потребностей человека и общества в целом. Такая система предоставляет широкий спектр услуг и объединяет формальные и неформальные элементы управления образованием, цифровизацию и внедрение электронных технологий. Она также адаптирована под требования современного цифрового общества.
Следовательно, управление образовательной системой должно направляться на удовлетворение основных потребностей, перечисленных выше, которые могут изменяться. Обычно это связано с оказанием различных образовательных услуг. Обучение и повышение квалификации всех педагогов, вовлеченных в этот процесс, направлены на удовлетворение этих потребностей.
В контексте управления образованием, эффективное управление процессами обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации представляет собой важный элемент. Следовательно, можно утверждать, что структура управления образованием в РФ сложная, состоящая из многочисленных уровней и ветвей, соответствующая целям и требованиям образовательной системы.
Образовательная программа является результатом работы в области управления образованием на самом последнем уровне структуры, включающий в себя функционирование всех аспектов. Ее придерживаются и реализуют во всех видах образовательных учреждений. В зависимости от вида образовательного учреждения, направлений его деятельности и функций образовательные программы могут быть различны и иметь разнеые инструменты осуществления.
Ряд авторов считают, что управление образовательной системой заключается в осознанном руководстве ее постепенным прогрессивным развитием с целью достижения определенного результата.
Общеобразовательная школа и ее педагогический коллектив могут быть взяты в качестве объекта управления. В то же время, директор школы, управляющий ими, становится субъектом управления. При изучении образовательных систем с точки зрения объектов управления необходимо учесть, что большинство компонентов таких систем содержат субъектные элементы. Рассматривая школу как образовательную систему в контексте управления, объектами управления являются учителя и ученики, которые играют ключевую роль для управленца [3]. Любое воздействие на субъекта, который обладает своими индивидуальными способностями, мыслями, волей, свободной волей выбора, ценностями и целями, предполагает взаимодействие. Следовательно, можно заключить, что управление системами образования является двусторонним в своей природе. Критически важно придерживаться всех принципов и основных правил при проведении процесса.
Эти принципы формируют объективность закономерностей управления и характерные черты подлинной управленческой практики, определяют требования к структуре и содержанию организации управленческого процесса. Так же они составляют базисную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные положения.
Управление образовательной системой необходимо не только потому, что она нуждается в постоянных изменениях на всех этапах своего развития, как было упомянуто ранее. Для полного понимания системы образования необходимо учитывать специализированное, профессиональное и дополнительное обучение. Система образования в первую очередь создана для формирования всеобъемлющих навыков и подготовки будущего поколения к трудовой деятельности во взрослой жизни [4].
В завершение следует сказать, что система образования в России в настоящее время отличается высоким уровнем, который сравнивается с лучшими системами мира. Она стремиться охватить все этапы становления личности человека, обучить, обогатить, выявить способности, направить и поддержать обучающихся. Наличие в стране общего, дополнительного и профессионального образования позволяет говорить о наличии его непрерывности! Таким образом система образования дает каждому желающему гражданину реализовать свое право на получение им образования в течение всей жизни, обеспечивая его непрерывное образование.
Литература:
- Гребенникова А. А. Технологии государственного и муниципального управления: словарь-справочник / А. А. Гребенникова, С. Ю. Зюзин. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 90 c. — ISBN 978–5-4487–0055–2.
- Образовательные системы современной России. Справочник. -М.: РГГУ, 2014. — 496 с.
- Образовательная система как объект управления URL:https://studo pedia.ru/9_170254_obrazov atelnaya-sistema-kak-ob-ekt-upravleniya.html
- Образовательная система России. Структура образования в России URL: https://studfile.net/preview/3649080/page:20/