В данной статье раскрывается необходимость экологического просвещения детей в период их обучения в школе. Начало человеческого восприятия и его адекватность происходит у человека в момент формирования его личности. В основном личность человека начинает формироваться в период обучения человека в школе, где он сталкивается с познанием наук как математических, так и гуманитарных, и биологических. В процессе формирования личности ребёнка обязательно необходимо осторожно вкладывать необходимую информацию, позволяющую ему в дальнейшем совершать правильные и обдуманные поступки.
Ключевые слова : экология, окружающий мир, экологическое просвещение, культура общества, школа, обучение, правовое просвещение.
This article reveals the need for environmental education of children during their schooling. The beginning of human perception and its adequacy occurs in a person at the time of the formation of his personality. Basically, a person's personality begins to form during a person's education at school, where he encounters knowledge of the sciences, both mathematical and humanitarian, and biological. In the process of forming a child's personality, it is necessary to carefully invest the necessary information that will allow him to make correct and deliberate actions in the future.
Keywords: ecology, the surrounding world, environmental education, culture of society, school, education, legal education.
XXI век является веком высоких технологий и автоматизации систем, однако данный факт является и отрицательным с обратной стороны. За последние десятилетия развитие общества во всех направлениях приводит к тому, что окружающая среда начинает терять свою красоту и предназначение, происходит природный дисбаланс. Исходя из этого, учёными современности была поднята тема об экологическом благополучии окружающего мира с целью сохранения всего живого на земле. В случае, если рассматривать данный вопрос о взаимодействии человека и природы учёные пришли к выводу о том, что для сохранения природного баланса и экологии необходимо с самого детства воспитывать в человеке экологическую культуру, вкладывать в человека с момента его рождения, сознание поддержания чистоты окружающего мира.
Всем известно о том, что максимально сознание человека начинает формироваться в период его обучения в школьных учебных заведениях. Таким образом, школа является основным институтом воспитания вышеуказанного мировоззрения людей [3].
В качестве решаемой задачи указанного исследования выступает, непосредственно, выявление методов формирования природоохранных идей у детей в ходе их обучения в школе, а также их правовое экологическое просвещение.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в данной статье рассмотрены альтернативные способы и методы формирования экологической культуры у детей в ходе их обучения в школе.
В ходе написания статьи и проведения исследования применялись данные сети Интернет по экологическому воспитанию детей, данные литературных источников, направленных на изучение формирования экологического мировоззрения у детей, применялись методы синтеза и анализа. В ходе исследования были изучены работы таких авторов, как М. М. Бринчук, Н. Ф. Виноградова и других.
Сегодня правовая регламентация общественных экологических отношений достигла уровня, когда при должном соблюдении законодательства, несмотря на наличие в нем различного рода недостатков, представляется вполне реализуемой главная, стратегическая цель экологического законодательства и государственной экологической политики — сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды [1].
В ходе школьного обучения начинает формироваться личность ребёнка, как субъекта правоотношений государства. Начальная школа воспитывает в ребёнке определённые умения и знания, для последующего изучения материала и его адекватного восприятия. Среднее звено обучения в школе начинается с 5 класса. Именно с этого момента начинается формирование у ребёнка биологического восприятия окружающего мира, как природное происхождение всего живого, поскольку именно с 5 класса в школьной программе появляется такой предмет, как «биология».
Обучение детей по экологической культуре начинается с общих начал образования окружающего мира и выделения основных ценностей экологической культуры: деревья для воздуха, чистота природы — залог здоровья и так далее [2].
Часть получаемой ребёнком информации в школе, в ходе его обучения, указывает о некоем абстрактном окружающем мире, потом переход с темы на тему, в том числе раздел анатомии человека [3]. Возможное правовое просвещение в сферах экологии и благоустройства не только должно выполнить свою прямую роль — воспитание людей, которые будут понимать свои права как граждан РФ, но также научить соотносить получаемые теоретические знания с реальными ситуациями и уметь в них ориентироваться.
Одним из самых ярких примеров, описывающий данную задачу, будет пример металлургического завода в городе «Икс». В целом, у такого предприятия, согласно природному законодательству Российской Федерации, обязана быть своя экологическая зона, на территории которой никто жить не может из-за определённых выбросов в окружающую природу вредных примесей. В некоторых случаях её нормально полноценно устанавливают, в каких-то завод строился вместе с домами по старым нормативам и в черте потенциальной новой зоны оказались жилые сооружения. Люди на этой территории подвергаются шумовым, химическим и иным вредным факторам, что противоречит Конституции, а именно статье 42 — «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Также такой завод из-за низких штрафов и мягкости экологического законодательства может часто допускать выбросы различных вредных веществ, превышающих ПДК. В то же время жители города, каждый день дышат загрязненным воздухом и даже если до ПДК доля химических соединений в воздухе не доходит, на их здоровье оказывается серьёзное внешнее влияние наряду с выхлопными газами, грязными водоёмами и иными факторами. Зачастую сами люди об этом не задумываются или задумываются, когда получают серьёзные проблемы со здоровьем.
Создание экологически чистых городов, разметка зон вокруг заводов, запрет на строительство в определённых в том числе, природоохранных зонах — всё это входит в то, что мы понимаем под термином благоустройство, обеспечение которого, в свою очередь, является основной задачей органов местного самоуправления любого города. Таким образом возникает необходимость для системы образования в формировании правильного мировоззрения у обучающихся в сферах как благоустройства, так и экологии. Ученики, по завершению курса биологии не только должны «удовлетворительно» знать о каждом из царств окружающего нас мира и о своём строении, но также понимать важность того, что они изучают на уроках безопасности жизнедеятельности; о том, как экология регулируется законодательством и о том, как важно участвовать в благоустройстве своих городов для улучшений своих условий жизни и условий жизни будущих поколений.
К сожалению, в настоящее время актуальность данного на стыке дисциплин обществознания, безопасности жизнедеятельности и биологии низкая ввиду того, что обычно всё что касается права разбирается в рамках дисциплины обществознания, а из экологии и благоустройства либо создают элективные курсы по соответствующим темам, как дополнение природоведения или вовсе исключают из программы. В отношении же биологии, как отдельного предмета, в таком ключе правовые особенности вовсе не рассматривались, что является упущением в формировании целостного образа окружающего мира в рамках совокупности преподаваемых общеобразовательных дисциплин. Ученик получает по данным вопросам, в том числе законодательному регулированию экологических вопросов и их важности, обрывочное представление, в результате чего, как гражданин, за всю свою дальнейшую жизнь, возможно никогда и не реализует свои права в этой сфере.
Также независимо от того, что в школе экологическая культура ребёнка берет своё начало с момента его перехода в среднее звено, то есть с 5 класса, более детальное изучение и просвещение должно происходить в старшем звене, то есть с 9 класса, то есть, необходимо учитывать возраст ребёнка для его полного восприятия получаемой информации о полезности сохранения окружающего мира, а также его уровня подготовки. К 9 классу ученик является уже практически сформировавшийся личностью, которая, в свою очередь, уже имеет представление о том, какие шаги человека являются отрицательными по отношению к экологической обстановке в целом, а какие положительные. Необходимо полное ведение курса в старшем звене школе с направленностью безопасности поведения в условиях природного окружения, а также воспитание экологической культуры человека с целью сохранения окружающего мира. Помимо теоретического материала необходимо сформировать и структурировать и практическое обучение. Организация походов, предоставление возможности реализации идей учеников на сохранение природного баланса в настоящее время и в будущем.
Таким образом, с целью вовлечения будущих поколений граждан в благоустройство их собственных городов, с целью формирования полной ответственности за своё здоровье и учета роли в нём внешних факторов, с целью повышения правовой грамотности обучающихся, в том числе, ответственности за экологические правонарушения, необходимо разработать план занятий, распределенных в соответствии с темами предмета биология, в ходе освоения которых, вместе с предметом ученик будет осваивать некие правовые нормы.
При внедрении обязательного изучения законодательных актов Российской Федерации, относящихся к благоустройству, основная задача которых — улучшение благополучия и качества жизни граждан (а, следовательно, забота о физическом и моральном здоровье граждан), знания биологии перестанут восприниматься как сугубо теоретические, обучающиеся повысят свой уровень экологической грамотности и станут ответственно относиться к своему здоровью и влияющим на него внешним факторам.
Независимо от того, что многими учёными-экологами были сформированы определённые темы и методики для изучения экологической культуры, направленной на положительное формирование мировоззрения учеников на сохранение окружающей среды, данный вопрос является актуальным и в настоящее время и требует дальнейшего изучения.
Литература:
1. Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, URL: 2003. https://refdb.ru/look/2113340-pall.html (Дата обращения: 21.05.2023);
2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. — М.: Вентана Граф, 2005. — С. 101–103.: ил. — (Начальная школа XXI века);
3. Леднева, О. С. Экологическое воспитание школьников / О. С. Леднева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 74–79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8674/ (дата обращения: 21.05.2023).