Ключевые слова: социальный интеллект, социальный интеллект школьника, социальная компетенция.
Долгий период в истории человечества называют традиционным обществом. Человек рождался, как правило, жил в большой семье, усваивал социальные нормы своего окружения и своего сословия, редко и недалеко уезжал от родных мест. Индустриальное общество вырвало человека из узкого круга общения. Массовая миграция населения из сельской местности в город в XX веке, стирание сословных ограничений, поставило перед человеком новую проблему, как жить в новых условиях, как понимать окружающих людей, каким навыкам общения и как учить подрастающее поколение. Информационное общество XXI века, которое меняет окружающую нас действительность уже ежедневно, изменило и самого человека, который уже не просто иногда оторван от коллектива, а порой и вообще добровольно изолирует себя от реального общения.
Самоизоляция 2020 года, связанная с введением карантинных мероприятий во всем мире, еще более обострила проблему социального одиночества человека в современном мире. Взрослые и дети, которые были вынуждены общаться дистанционно во время карантина, после снятия ограничений, уже добровольно оставались в мире гаджетов и виртуального общения.
В связи с чем в настоящее время актуально обращение к теме развития социального интеллекта. Бизнес очень быстро реагирует на запросы времени, поэтому можно найти большое количество коммерческих предложений тренингов и курсов по развитию социального интеллекта и взрослых и детей. Взрослым обещают быстрый успех в развитии бизнеса. Ребенок, обладающий развитым социальным интеллектом, в будущем, став взрослым человеком, научится ценить и понимать людей, с которыми будет взаимодействовать.
Что же такое социальный интеллект? Как его измерить, как и что с какого возраста развивать? На эти вопросы пытаются найти ответы исследователи. Понятие «социальный интеллект» было введено Э. Торндайком в 1920 году. Фактически у Э. Торндайка социальный интеллект — это весь комплекс способностей и возможностей «общего» интеллекта, направленный на анализ социальной действительности.
И по сегодняшний день это одно из самых неоднозначных и спорных понятий в психологии. Л. Г. Матвеева провела «Анализ понятия «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной науке. [9]. Г. П. Отюцкий в работе «Является ли социальный интеллект интеллектом?» рассматривал понятие с философской точки зрения. [10].
В мировой психологии способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми принято называть социальной компетентностью (social competence), российские психологи предпочитают использовать термин «социальный интеллект».
Новая волна интереса к социальному интеллекту в зарубежной психологии началась во второй половине ХХ в. (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, Д. Гоулман, Г. Олпорт, Р. Стернберг, Г. Айзенк и др.).
Созданная Дж. Гилфордом первая модель социального интеллекта позволила измерять уровень развития социального интеллекта. Он разработал тест измерения социального интеллекта, адаптированный вариант которого используют по настоящее время [5].
Д. Векслер определял социальный интеллект как степень приспособленности человека к жизни в обществе, умение понимать причины поступков, умение улавливать логику и последовательность событий.
Г. Айзенк создал модель трех типов интеллекта: биологического, психометрического и социального, в которой социальный интеллект — часть общего интеллекта. Г. Айзенк считал социальный интеллект проявлением биологического интеллекта в ситуациях межличностного общения. [1].
В 1960-х впервые стало фигурировать понятие эмоционального интеллекта. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока. Среди исследователей социального интеллекта нет единого мнения о соотношении данных понятий. Ряд исследователей считает, что это два самостоятельных вида интеллекта, другие считают, что эмоциональный интеллект является частью социального.
Американский ученый Т. Панг, в своем исследовании социального интеллекта школьников подчеркивает важность внедрения программ развития социального интеллекта с начала обучения детей в школе, приводит примеры таких программ, которые используют в отдельных школах США, делает вывод о целесообразности введения общенациональных программ по развитию социального интеллекта [20].
В России аналогичные исследования начались только в конце 1990-х годов (Ю. Н. Емельянова, А. А. Бодалев, В. Н. Дружинин, Е. С. Михайлова, Д. В. Ушаков, М. И. Бобнева, Л. А. Ясюкова и др.), т. е. российский опыт в этой области по продолжительности исследования уступает мировому и это, конечно, не случайно. Изучение социального интеллекта в конце 1990-х связано с изменениями, которые произошли в нашей стране. Советская идеология ставила на первое место коллективное начало. Советский человек всегда был, прежде всего, частью коллектива и развивался в коллективе, поэтому и проблемы развития социального интеллекта не было. Распад СССР в 1991 году, попытка догнать Запад во всех сферах, отказ от единой идеологии, со многими общечеловеческими ценностями, породил проблему социального одиночества человека уже и в России.
Д. В. Ушаков определяет социальный интеллект как «сплав эмоционального и когнитивного» в личности [8].
А. И. Савенков изучал особенности развития одаренных детей, создал модель социального интеллекта, которая включает «социальные знания, полученные в результате социального научения, знания, полученные в результате собственной социально-исследовательской практики, и социально-когнитивную гибкость — способность применять социальные знания при решении новых проблем». [12, 13].
Л. А. Ясюкова — автор ряда работ по развитию социального интеллекта школьников с 1 по 11 класс, сделала выводы на основе двух лонгитюдных исследований в образовательных учреждениях города Санкт Петербург, что «социальный интеллект характеризует когнитивную составляющую социальной компетентности, и его формирование в значительной степени должно определяться именно интеллектуальным развитием ребенка» [19].
Л. А. Ясюкова определяет, что понятие «социальная компетентность», которое используют зарубежные ученые, шире понятия «социальный интеллект», так как включает неосознаваемые поведенческие стереотипы, характерологические особенности и установки, повышающие эффективность общения, а также знания и навыки, приобретаемые в процессе сознательного и неосознанного обучения. Тот или иной вариант социальной компетентности формируется в процессе индивидуального жизненного пути человека и представляет собой многофакторный конструкт, который в настоящее время полноценно еще не изучен. Социальный интеллект характеризует когнитивную составляющую социальной компетентности, и его формирование в значительной степени должно определяться именно интеллектуальным развитием ребенка [19].
О. Б. Чеснокова считает, что особое внимание необходимо уделять проблеме диагностики и формирования социальной компетентности в детстве, с дошкольного и до подросткового возраста [14]. Отсутствие опыта позитивных отношений со сверстниками в детстве может приводить к дезадаптации и делинквентному поведению во взрослой жизни. Этим можно объяснить интерес ученых по изучению социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья,
Анализ отечественных научных исследований по развитию социального интеллекта детей школьного возраста (И. В. Емельянова, Д. В. Люсин, И. Ю. Кулагина И. Ю. Е. А. Зайцева, Н. А. Батурин, Л. Г. Матвеева, М. А. Вышквыркина, О. В. Шилова, Е. В. Яковлева) и показывает, что в большей степени ученые изучают проблемы развития социального интеллекта подростков и старших школьников. Проблемы развития социального интеллекта младших школьников чаще рассматривают педагоги-психологи авторы программ тренингов, работающие с детьми данного возраста, описывающий свой практический опыт [18].
Литература:
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111–131.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших психологических учебных заведений / Г. М: Андреева. — Москва.: Изж-во Аспект Пресс; 2004. — 365 с.
- Батурин Н. А. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность / Н. А. Батурина, Л. Г. Матвеева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. Урал — 2009. — № 42 (175). — С. 4 –10.
- Вышквыркина М. А. Динамика социального интеллекта в юношеском возрасте /М. А. Вышквыркина // Начальное образование сегодня и завтра: материалы Всероссийской юбилейной научной конфенции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна (15–16 окт. 2009 г.). — Москва: Институт психологии РАН, 2009. — том 3 — С. 46–51.
- Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта / Дж.Гилфорд — Москва: Психология мышления, — 1965. — 456 с.
- Емельянова И. В., Кулагина И. Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. C. 91–107. DOI:10.17759/psyedu.2020120206
- Зайцева Е. А. К вопросу о развитии социального интеллекта в учебной деятельности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18082 (дата обращения: 31.05.2023).
- Люсин Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова — Москва: Институт психологии РАН, — 2009. — 351 с.
- Матвеева Л. Г. Анализ понятия «социальный интеллект»/ Л. Г. Матвеева // Вестник ЮУрГУ — Челябинск: ЮУрГУ, — 2008. — 33. — С.51–55.
- Отюцкий Г. П. Является ли социальный интеллект интеллектом? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/14964 (дата обращения: 06.06.2023)
- Стернберг.Р. Практический интеллект понимать / Р.Стернберг — Санкт-Петербург: Питер, — 2002. — 272 с.
- Савенков А. И. Концепция социального интеллекта/ А. И. Савенков // Одаренный ребенок. — 2006. — № 1. — С. 6–18.
- Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха/ А. И. Савенков // Вестник практической психологии — Москва: МГППУ, — 2006. — № 1. — С.30–38.
- Чеснокова О. Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей / О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии — Москва: 2005 — № 6. — С.35–45.
- Шевченко К. В. Программа тренинговых занятий для формирования социального интеллекта младших школьников / К. В. Шевченко, И. И. Николаев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований Москва: — 2016. — № 12–6. — С.1077–1081.
- Шилова, О. В. К проблеме развития социального интеллекта у старших дошкольников и младших школьников. / О. В. Шилова //Психологическая наука в образовательном пространстве: мат. V Регион, научно-практической конференции. — Н.Новгород: НГПУ, 2008. — 147–150 с.
- Яковлева Е. В. К проблеме развития социального интеллекта у младших школьников / Е. В. Яковлева // В сборнике: череповецкие научные чтения — 2012. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: — 2013. — № 1. — С.248–251.
- Ясюкова Л. А. Социальный интеллект младших школьников / Л. А. Ясюкова // Материалы Всероссийской конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина: В сборнике: Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации. — Москва: — 2020. — С. 355–363.
- Ясюкова, Л. А. Социальный интеллект детей и подростков / Л. А. Ясюкова, О. В. Белавина. — Москва: Институт психологии РАН, 2017. — 181с.
- Tony Pang Emotion-social intelligtnce in shools and state standards// Faculty of California State Polytechnic University, Pomona, 2017. — 76 p. — URL: Microsoft Word — FINAL THESIS.docx (calstate.edu)/ (дата обращения 22.09.2022).