Исполнительские особенности трактовки партии Лориса в воплощении Джузеппе ди Стефано | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 17.06.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Андриенко, М. А. Исполнительские особенности трактовки партии Лориса в воплощении Джузеппе ди Стефано / М. А. Андриенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104172/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: образ, лирическая драма, сквозное развитие, искусство пения, яркий темперамент.

Рассмотрим исполнительские особенности трактовки партии Лориса в воплощении Джузеппе ли Стефано. Вокалист — один из наиболее ярких теноров послевоенного периода, который прославился, прежде всего, исполнением главных партий в операх композиторов-романтиков — Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти, Артура и Эльино в «Пуританах» и «Сомнамбуле» В. Беллини. Наследуя исполнительские принципы Дж. Рубини, ди Стефано создавал яркие вокальные образы благодаря певучей кантилене, выразительной фразировке и густому, бархатистому тембру голоса, который способствовал воплощению указанных драматических образов. Позже вокалист блистал в центральных партиях в операх Д. Верди, Ж. Массне, А. Тома, Дж. Пуччини, Дж. Понкьелли, Г. Доницетти, В. Беллини и многих других.

Один из исследователей творчества певца, В. Тимохин, отмечает: «В операх Верди и композиторов-веристов, ди Стефано предстает перед слушателями певцом яркого темперамента, живо чувствующим и мастерски передающим все перипетии вердиевско-веристской лирической драмы, покоряющим насыщенным, массивным, свободно „парящим“ звуком, тонким разнообразием динамических оттенков, мощными кульминациями и „взрывами“ эмоций, богатством тембровых красок. Певец славится замечательно выразительной „лепкой“ фразы, вокальной линии в операх Верди и веристов, будь то раскаленная жаром страсти лава или легкое, сладостное дуновение ветерка. Даже в таких широко популярных оперных отрывках, как, например, „Сцена у корабля“ („Манон Леско“ Пуччини), арии Калафа („Турандот“), заключительный дуэт с Мими из „Богемы“, „Прощание с матерью“ („Сельская честь“), арии Каварадосси из первого и третьего действий „Тоски“, артист добивается удивительной „первозданной“ свежести и взволнованности, открытости эмоций». [3, с. 53].

Образ Лориса создается ли Стефано во многом благодаря профессиональным качествам исполнения: донесением до слушателя живого смысла произносимого слова, подчеркнутого острой дикцией и выразительнейшей фразировкой, чего требуют преимущественно речитативная партия.

В «Федоре» образ Лориса становится выпуклым, драматически убедительным именно благодаря указанным качествам вокального дарования и мастерства Д. ди Стефано. Можно утверждать, что ди Стефано выдвигает образ Лориса из второстепенных в главные. Ему удалось сделать заключительную сцену смерти Федоры настоящей кульминацией оперы, даже имея своей партнершей великую Р. Тебальди, с которой артисты действительно составили совершенный художественный ансамбль.

Лорис — ди Стефано — настоящий романтический герой, пылкий, порывистый, наделенный глубокими и пламенными чувствами. Удивительная сила и вдохновенность лирической экспрессии Ди Стефано, который в роли Лориса достигает превосходного равновесия между пафосом и поэтической мечтательностью, драматической приподнятостью и элегической нежностью.

Ария второго действия в интерпретации Д. ди Стефано имеет свои отличительные особенности. Так, одной из главных ее черт является доминирование мелодекламационного начала. Здесь, вокалист следует своему главному исполнительскому принципу: «Искусство пения требует двух инструментов, голоса и выражения: как две великие реки, вытекающие из двух разных источников, но сливающиеся в единый волшебный момент театрального представления или концертного исполнения классического произведения или неаполитанской песни (последняя, таким образом, представляет собой испытательный полигон для всех великих певцов). Потому что искусство пения как раз и состоит в том, чтобы окрашивать слово экспрессией, господствовать над своим естественным инструментом, голосом» [1, с. 82].

Для исполнения Д. ди Стефано выбирает достаточно спокойный темп, в котором удобно выделить все нюансы интонирования. Небольшие размеры арии, а также выбранное темповое решение позволяют максимально детализировать исполнение, благодаря чему значимым в смысловом отношении оказывается буквально каждый звук. Несмотря на идеальное кантиленное звуковедение, максимальную связность (т. е., вокальное прочтение), речевая выразительность и значимость пропетого слова в данном исполнении первостепенно, на первый план выходит драматическое прочтение арии. Именно переосмысление интонационного строения мелодии в повторяющихся мелодических фразах в связи с перетекстовкой играет наиболее важное выразительное значение.

Агогическими средствами, не выходя за рамки выбранного темпа, ди Стефано подчеркивает мелодические вершины фраз. В обоих предложениях, которые отличаются только каденционными участками, центральными звуками становятся g 2 в первой фразе и f 2 во второй. Ди Стефано выделяет их исполнительскими средствами: агогически задерживая, удлиняя каждый из них. Также выделение происходит за счет использования глиссандирования перед интонационной вершиной и при спуске с нее. Небольшие скачки (на терцию вверх и на квинту вниз), в первой фразе позволяют заострить внимание слушателя. Во второй фразе мелодическая вершина f 2 подчеркивается благодаря агогически неравномерной, обостренной трактовке использованных ритмических оборотов. При простоте мелодической линии (нисходящее поступенное движение) ди Стефано немного укорачивает шестнадцатые и немного удлиняет восьмые в пунктирном ритме, что способствует большей выразительности и экспрессивности мелодии. Тенденция к агогическому укорачиванию коротких длительностей и удлинению длинных в целом характерна для исполнения ди Стефано. Этот прием придаем мелодии арии, в целом основанной на равномерно волнообразном мелодическом движении экспрессию и внутреннюю эмоциональную силу.

Кульминацией арии в исполнении вокалиста становится расширение периода, которое совпадает с мелодической вершиной периода в целом (a 2 ). Ди Стефано не только выделяет этот фрагмент динамически, приближаясь к к исполнению фортиссимо, но также делает на вершине небольшую фермату, а звуки мелодического продолжения фразы (нисходящий ход четвертями) выделяет благодаря использованию маркато. Каденционный участок также характеризуется использованием характерных «рыдающих» интонаций.

В большой степени развитие образа Лориса происходит в третьем действии оперы и в драматическом ключе. Первый раздел предваряется небольшим построением, основанном на диалоге «альпийского рога», создающего пасторально-мечтательную идиллическую атмосферу, и речитатива Лориса. Д. ди Стефано исполняет этот фрагмент как бы мимоходом, объединяя отдельные разрозненные фразы в единое целое, выпевая их как бы в полголоса. Этот прием дает возможность вокалисту выделить начало следующего раздела, который открывается выразительным мелодических ходом. Благодаря резкой перемене динамики от mP до F и темповому сдвигу (вопреки указаниям автора, ди Сефано исполняет весь речитатив в достаточно умеренном движении) создается впечатление яркой эмоциональной вспышки и дальнейшее развитие сцены вплоть до момента чтения телеграммы исполняется ди Стефано на пике эмоциональных и динамических возможностей. Как и во втором действии, для обострения вокалист использует прием сокращения коротких длительностей, используя его еще более отчетливо и выразительно.

Характерная для мелодики У. Джордано переменность вокального и речевого начал позволяет варьировать интонационную выразительность и эмоциональность высказывания главного героя. Так, начальная фраза (начальный такт раздела) отличается распевностью, что передает эмоциональную взволнованность Лориса. Сцена чтения письма как в композиторском воплощении, так и в исполнительской трактовке ди Стефано обладает целостностью и завершенностью не только благодаря сквозному развитию, но также и в результате продуманной исполнительской трактовки. Ди Стефано создает достаточно законченную композицию, несмотря на внутреннюю текучесть: начало и завершение сцены звучат на эмоциональном подъеме и связаны с переживаниями героем эмоции сочувствия матери (по сюжету в начале сцены — в связи с арестом брата, в конце — в связи с сообщением о ее смерти). Эти фрагменты не только выделены тесситурно и звучат в верхнем регистре, но также подчеркнуты благодаря более высокому динамическому уровню, а также благодаря маркатированному исполнению каждого звука мелодических фраз.

Собственно чтение письма, в котором вокальная партия написана в речитативном стиле преимущественно в среднем регистре звучит у ли Стефано достаточно приглушенно и как бы на одном дыхании, «сквозь» паузы и логические остановки. После достаточно продолжительного динамического «плато» строки о смерти матери звучат у вокалиста неожиданным взрывом, который в сценической версии сопровождается рыданиями. Таким образом, в данной сцене образ Лориса подвергается существенному эмоциональному преобразованию, что мастерски передано в интерпретации Д. ди Стефано.

Особо необходимо отметить финал оперы. С драматургической точки зрения в нем можно выделить два этапа: признание Федоры и сцену смерти, музыкальное развитие в них идет по линии нарастания. В этом фрагменте происходит противопоставление двух типов раскрытия образов: образ Федоры находится в движении и преобразовании в течении всего построения, в то время как с момента признания героини Лорису присуще пребывание в одном эмоциональном состоянии гнева, сочетающегося с большим страданием и болью.

Перед самым моментом смерти Федоры ди Стефано с такой горечью, пылом и надрывом исполняет фрагмент темы своей арии из 2-го действия, что ее начальный лирический образ полностью трансформируется. Он предстает перед слушателями певцом яркого темперамента, живо чувствует и мастерски передает все перипетии веристской лирической драмы, по словам В. Тимохина, «покоряющим, насыщенным, массивным, свободным звуком, тонким разнообразием динамических оттенков, мощными кульминациями и «взрывами» красок» [2, с 17].

Таким образом, в исполнении Д. ди Стефано образ Лориса раскрывается с драматической позиции, что воплощено соответствующими исполнительскими средствами.

Литература:

  1. Portale, S. Giuseppe Di Stefano: “La voce d’oro” della lirica italiana [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://catania.italiani.it/scopricitta/giuseppe-di-stefano-la-voce-doro-della-lirica-italiana/
  2. Тимохин, В. Мастера вокального искусства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/timohin.htm
  3. Цодоков, Е. Джузеппе ди Стефано [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.belcanto.ru/distefano.html
Основные термины (генерируются автоматически): образ, искусство пения, лирическая драма, яркий темперамент, вокалист, исполнение, сквозное развитие, слушатель певцом, тонкое разнообразие, фрагмент.


Ключевые слова

образ, лирическая драма, сквозное развитие, искусство пения, яркий темперамент

Похожие статьи

Анализ композиторских и исполнительских средств воплощения образа Лориса

«Кармен» в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. и выразительность хореографии образа Кармен в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе

В данной статье автор размышляет об интерпретациях образа Кармен в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. Обращается внимание на выразительность хореографии образа «Кармен» в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе.

Формирование психолого-педагогических качеств в деятельности музыканта-концертмейстера

В статье автор пытается определить основные психологические и педагогические качества, которые необходимы музыканту-концертмейстеру для успешной профессиональной деятельности в любой области искусства.

Как эпоха создания отражается в произведении (на основе анализа сонета 147 Шекспира в переводе С. Я. Маршака)

В статье рассматривается смысл и роль метафоры любовь — болезнь в 147 сонете У. Шекспира. Показывается, как эта медицинская метафора связана с другими медицинскими метафорами в этом сонете. Делается вывод о метафоризации всего текста рассматриваемого...

Творческое становление Альфреда Жарри

В статье рассматриваются основные события, повлиявшие на творческое становление А. Жарри, великого французского драматурга, автора нашумевшей пьесы «Король Убю», чей гениальный талант не был оценен современниками.

Образно-игровое вхождение в музыку как средство развития вокальных навыков у дошкольников

Воплощение сказочной традиции Венской народной комедии в творчестве Фердинанда Раймунда

В статье исследуется последний период творчества австрийского драматурга Фердинанда Раймунда, связь его произведения «Альпийский король и мизантроп» с национальными традициями и особенносямти венского народного театра, раскрываются основные приемы те...

Новый Ренессанс античного театра в современной опере: “Антигона” С.Слонимского

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

Комическое как принцип смысловой организации образа в творчестве И.И. Сосницкого

В статье рассматривается вопрос о роли комического в творчестве петербургского актера И.И. Сосницкого (1794–1871). Утверждается, что комическое у него являлось одним из основных принципов смысловой организации образа. Анализируются функции комическог...

Похожие статьи

Анализ композиторских и исполнительских средств воплощения образа Лориса

«Кармен» в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. и выразительность хореографии образа Кармен в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе

В данной статье автор размышляет об интерпретациях образа Кармен в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. Обращается внимание на выразительность хореографии образа «Кармен» в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе.

Формирование психолого-педагогических качеств в деятельности музыканта-концертмейстера

В статье автор пытается определить основные психологические и педагогические качества, которые необходимы музыканту-концертмейстеру для успешной профессиональной деятельности в любой области искусства.

Как эпоха создания отражается в произведении (на основе анализа сонета 147 Шекспира в переводе С. Я. Маршака)

В статье рассматривается смысл и роль метафоры любовь — болезнь в 147 сонете У. Шекспира. Показывается, как эта медицинская метафора связана с другими медицинскими метафорами в этом сонете. Делается вывод о метафоризации всего текста рассматриваемого...

Творческое становление Альфреда Жарри

В статье рассматриваются основные события, повлиявшие на творческое становление А. Жарри, великого французского драматурга, автора нашумевшей пьесы «Король Убю», чей гениальный талант не был оценен современниками.

Образно-игровое вхождение в музыку как средство развития вокальных навыков у дошкольников

Воплощение сказочной традиции Венской народной комедии в творчестве Фердинанда Раймунда

В статье исследуется последний период творчества австрийского драматурга Фердинанда Раймунда, связь его произведения «Альпийский король и мизантроп» с национальными традициями и особенносямти венского народного театра, раскрываются основные приемы те...

Новый Ренессанс античного театра в современной опере: “Антигона” С.Слонимского

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

Комическое как принцип смысловой организации образа в творчестве И.И. Сосницкого

В статье рассматривается вопрос о роли комического в творчестве петербургского актера И.И. Сосницкого (1794–1871). Утверждается, что комическое у него являлось одним из основных принципов смысловой организации образа. Анализируются функции комическог...

Задать вопрос