Дети, проживающие в психоневрологических интернатах (далее — ПНИ), — это дети с тяжелыми патологиями, множественными и сочетанными нарушениями. Большинство из них частично или полностью ограничены в движении, зависят от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации, нуждаются в постоянном уходе, медицинском сопровождении.
Приоритетом в образовании воспитанников ПНИ является развитие жизненных компетенций, формирование таких навыков, умений и представлений, которые помогут им реализовать потенциальные возможности, адаптируясь в социуме.
Преградой к формированию жизненных компетенций и адаптации являются трудности произвольной регуляции своего эмоционального состояния, что может проявляться в негативных поведенческих реакциях. Особенности эмоционально-волевой сферы проявляются недостаточной выразительностью и адекватностью эмоциональных реакций, слабостью побуждений к произвольной деятельности и познанию окружающего мира. Интерес к деятельности часто носит кратковременный и неустойчивый характер.
Несформированность эмоционально-волевой сферы влияет на процесс развития коммуникативных умений, нарушение которых может выражаться в нежелании вступать в непосредственный контакт с окружающими. Это отягощается общением с одной и той же группой людей на протяжении длительного времени. Нарушения в коммуникативной и эмоциональной сфере являются преградой на пути к социализации даже на доступном уровне.
Представляемая система работы является актуальной, потому что комплексная, поэтапная работа над формированием и развитием коммуникативных навыков, эмоций, поведенческих реакций обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее — ТМНР) необходима для включения их в социальную жизнь на уровне максимально реализующихся потребностей и возможностей.
Нормативно-правовыми основаниями реализуемой практики являются следующие документы:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
– Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об
– утверждении федерального государственного образовательного стандарта
– образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — от 19 декабря 2014 г.
– Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575);
– Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, ФГОС (вариант 2);
– Специальная индивидуальная программа развития (по рекомендации ПМПК).
Реализация работы проходит в несколько этапов.
Первый этап — диагностика сформированности коммуникативной и эмоциональной сферы обучающихся. На основе данных, полученных в ходе диагностики, к которой относятся наблюдение, опрос взрослых и анализ творческих работ, для каждого ребенка выстраивается индивидуальный маршрут развития. Для учета особенностей обучающихся диагностическую работу рекомендуется проводить индивидуально.
Второй этап — это коррекционно-развивающая работа,на начальных этапах которой занятия проводятся в индивидуальной форме, они направлены на установление эмоционального контакта. Затем при исключении возможных агрессивных или аффективных проявлений ребенок может быть переведен на подгрупповое занятие, где он будет учиться взаимодействовать со сверстниками, выполняя единую деятельность.
Подобрать готовые технологии, методы для работы с детьми с ТМНР очень сложно. Наиболее подходящей технологией для формирования приемлемого социального поведения является арт-терапия.
Арт-терапия — явление сложное, мультидисциплинарное, включающее в себя различные модальности, доступное для любого возраста и уровня развития [1, с.17]. В этой практике используются элементы музыкотерапии и изотерапии в игровой форме.
При помощи музыкальных игр на занятиях дети активнее идут на контакт, взаимодействуют со взрослым и между собой, улавливают мелодичность и настроение музыки. Во время подгрупповой работы стимулируется активная речь и развиваются коммуникативные навыки. Мелодии подбираются индивидуально, поскольку разные ритмы по-разному влияют на эмоциональный фон ребенка. Только грамотно подобранная музыка способствует эмоциональной открытости обучающегося, стимуляции позитивных эмоций и уменьшению выраженности нарушения поведения. На занятиях использую активную форму музыкотерапии с доступными предметами. Дети самостоятельно выбирают инструмент и с помощью звука выражают свое состояние. Для них доступны такие действия как: игра на барабане, ложках, бубне, колокольчике, и собственном теле: хлопки, постукивания, притопывания, вокализация голосом, мимические движения.
При игре на инструментах формируются такие жизненно-важные функции как захват, удержание предмета, контроль своих действий и знание своего тела. Длительное применение активной музыкотерапии помогает уменьшить проявление замкнутости, оказывает положительное влияние на речевые и жестовые коммуникативные навыки [3, c.55].
Для детей, находящихся в агрессивном состоянии или не желающих вступать в контакт используется пассивная форма музыкотерапии, заключающаяся в прослушивании специально подобранных музыкальных произведений для нормализации эмоциональных состояний и переключений с негативных эмоций. Музыкотерапия сопровождается демонстрацией картин и изображений природы.
Совместно с музыкой я использую методы изотерапии, что позволяет получить положительные результаты. В работе использую такие приемы как марание, штриховка, рисование пальцами и различными материалами. Дети не рисуют в том понимании, к которому все привыкли, а хаотично и неосознанно оставляют след на бумаге. Ритмичное нанесение линий под музыку помогает расшевелить ребенка, снимает напряжение рук перед рисованием красками, работа с которыми приносит удовольствие за счет обволакивающих тактильных ощущений. Дети видят, как белый листок превращается в красочный — это вызывает положительные эмоции.
Комплексное использование таких видов деятельности развивает у детей способность владеть своим телом, концентрировать внимание, слушать инструкцию, повышает возможность к коммуникации, формирует механизмы адаптации, совершенствует активность детей, развивает их эмоциональную сферу. Элементы арт-терапии могут применяться как в подгрупповых занятиях, так и включаться в индивидуальную программу коррекционной работы.
Последний этап работы — это повторная диагностика — наблюдение для оценки эффективности психолого-педагогического сопровождения. Анализ динамики развития обучающихся отражается в индивидуальном мониторинге развития, с учетом которого вносятся коррективы в индивидуальный образовательный маршрут.
При реализации психолого-педагогической практики достигнуты хорошие результаты. Увеличился процент обучающихся посещающих подгрупповые занятия. Это говорит о том, что дети могут находиться в группе сверстников, заниматься общим делом, выполнять некоторые задания самостоятельно, а также не проявляют агрессивное и аутоагрессивное поведение. Результатом проведенной работы является улучшение 85 % показателей.
Таким образом, применения арт-терапии при работе с детьми с ТМНР позволяет получить положительные результаты, такие как:
- Позитивный эмоциональный контакт, который проявляется при взаимодействии обучающегося с другими детьми и специалистами.
- Облегчение процесса коммуникации, преодоление коммуникативных барьеров и психологических зажимов.
- Создание благоприятных условий для успешного формирования различных систем организма.
- Создание предпосылок для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
Литература:
- Артпедагогика и арт-терапия в специальном образованию. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248
- Белопольская, Н. Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом / Н. Л. Белопольская V/ Вопросы психологии. — 1992. -№ 1.-С. 33–42.
- Битова, А. Л. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития / А. Л. Битова, И. С. Константинова, A. A. Цыганок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 6. — С. 54–63.