Встатье представлены основные направления реформирования уголовно-исполнительной системы постсоветской России до начала 2000-х гг. Отмечается, что преобразования были связаны с приведением всей нормативной и правовой базы к международным стандартам. В связи с чем рассматриваемый период характеризуется как подготовительный, в течение которого создаются условия для дальнейшего стабильного функционирования пенитенциарной системы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, реформирование, постсоветская Россия.
После распада СССР в высшем руководстве страны остро встал вопрос о преобразовании оставшейся в наследство России пенитенциарной системы. Внимание высокопоставленных лиц было обращено, прежде всего, на качественные устранения допущенных ранее недочетов и нарушений, восстановление законности и системообразующих демократических принципов уголовной политики российского государства. Главным вопросом для специалистов была выработка нового теоретико-правового комплекса документации, отражающей современные мировые тенденции в пенитенциарной системе.
Существенным прорывом в рассматриваемый период стало совершенствование нормативно-правовой базы уголовно-исполнительной системы. Современные ее основы были заложены в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. [2] Именно в нем впервые термин «исправительно-трудовые учреждения» официально был заменен на «уголовно-исполнительные». Таким образом, определяющим направлением в деятельности пенитенциарных учреждений стало соблюдение общепринятых принципов законности, гуманизма и уважения прав человека. Впервые в истории современной российской уголовно-исполнительной политики были определены мероприятия по оказанию осужденным социально-воспитательной работы.
Однако наряду с этим в пенитенциарной системе наблюдались и существенные недостатки. Одним из них стали условия содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Например, эксперты Совета Европы и ООН, посетившие в 1994 г. российские следственные изоляторы, оценили условия содержания в них как критически низкие. Площадь помещений, приходившаяся на одного заключенного СИЗО, в среднем не превышала 1 м 2 , «свободное же от оборудования и вещей пространство составляет всего 0,1–0,2 м 2 » [5, с. 156]. Данное положение свидетельствовало о необходимости реформирования как всей пенитенциарной системы в целом, так и системы следственных изоляторов в частности. В связи с чем уже в 1995 г. был принят Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [12]. В своей сути он содержал актуальные способы урегулирования наиболее острых проблем, связанных с пребыванием подозреваемых. В частности, была увеличена норма санитарной площади в камере на одного человека, которая равнялась теперь не менее 4 м 2 ; важное внимание уделялось вопросам санитарии и личной гигиены подозреваемых. Таким образом, положение следственных изоляторов впервые в современной пенитенциарной политике государства регламентировалось документально, что способствовало решению многих вопросов.
Другой проблемой стали регулярные сбои в материально-техническом обеспечении учреждений, которые фактически подрывали стабильное функционирование пенитенциарных служб. Среди прочих отмечались и проблемы с выплатами заработанной платы тюремной администрации, и кадровый дефицит сотрудников. Данный вопрос был решен принятием Правительства РФ «Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [6]. В связи с принятым нормативным правовым документом производилась увеличение должностных окладов в зависимости от специфики учреждений. Таким образом, были предприняты финансовые рычаги, поддерживающие материальное довольствие сотрудников системы исполнения наказаний на фоне изменений, происходящих в социально-политической сфере страны.
Необходимость реформирования пенитенциарной системе становилась все более очевидной. С этой целью активизировалась работа юристов-практиков, благодаря которым к началу 1996 г. была выработана Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.) [3]. Концепция предусматривала создание необходимой материальной базы учреждений пенитенциарной системы, направленная на обеспечение стабильного функционирования и развития УИС в соответствии с общепринятыми международными стандартами в области исполнения наказаний. Особенностью реформирования было обеспечение комплексного подхода к реформированию всех элементов уголовно-исполнительной системы, начиная от структурных, заканчивая кадровыми и научными.
Основными инструментами для реализации поставленных задач стали принятые впоследствии Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, оформившие проработанную и прочную нормативную базу пенитенциарной системы, а также Указ Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», предусматривающий ее передачу из ведения МВД в Министерство юстиции.
Изменения ведомственного подчинения уголовно-исполнительной системы рассматривались как уход от силового принципа руководства в сторону правового, предусматривающего возможность обеспечения и соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний. В этот же период уголовно-исполнительная система, входящая в ведомственный состав Министерства юстиции, была подчинена лично Президенту РФ. Данное обстоятельство свидетельствует о стратегической важности упомянутой структуры и определяет обновленный порядок управления пенитенциарной системой, при котором ее директор теперь непосредственно руководствуется директивными решениями в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в стране. Таким образом, уголовно-исполнительная система становилась наиболее стабильной к внешним колебаниям.
Важным следствием изменения ведомственной принадлежности уголовно-исполнительной системы стало более широкое применение альтернативных лишению свободы видов наказания [4, с. 682]. К их числу относились: исправительные работы, штрафы, конфискация имущества, запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и др. Это обстоятельство, в свою очередь, способствовало снижению нагрузки на структурные учреждения пенитенциарной системы, в частности на следственные изоляторы, с целью приведения численности содержащихся в них лиц в соответствие с лимитом наполнения.
Реформированию в рассматриваемый период времени были подвергнуты и методы исполнения наказаний. В 1997 г. Президентом РФ был подписан Протокол № 6 Конвенции о защите прав человека [1] и основных свобод, в соответствии с которой смертная казнь в мирное время была отменена вступлением в юридическую силу моратория на исполнение смертных приговоров. Несмотря на то, что протокол не был ратифицирован Государственной Думой до 1999 г., с момента его подписания смертную казнь на территории Российской Федерации запрещалось применять согласно Венской конвенции. Таким образом, де-факто на применение смертной казни как высшей меры наказания был наложен мораторий, однако юридического подкрепления в виде ратификации Протокола № 6 не последовало.
Подводя итог, стоит отметить ряд характерных особенностей реформирования уголовно-исполнительной системы этого периода. В первую очередь, это благородное влияние международных и европейских стандартов в организации функционирования системы исполнения наказаний. Данное обстоятельство стало сигналом, запустившем работу к уходу от силового и репрессивного метода в сторону гуманистических ориентиров выстраивания отношений с осужденными. Именно влияние международного права оказало серьезное влияние на дальнейшее реформирование тюремной сферы. Во-вторых, это выработка Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы и последовавшие за ней принятия Уголовного и Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Принятая Концепция стала первым системным сводом приоритетных направлений в реформировании пенитенциарной системы, определила ключевые методы и подходы, необходимые для ее реализации. В-третьих, важным этапом административных преобразований стала передача уголовно-исполнительной системы из подчинения МВД в ведение Министерства юстиции. Данная мера ознаменовала собой принципы законности и соблюдения прав — как системообразующие в функционировании ГУИН. Таким образом, рассматриваемый период характеризуется подготовкой нормативной и правовой базы для концептуальных преобразований отечественной пенитенциарной системы. Логическим завершением подготовительной деятельности стало преобразование ГУИН в Федеральную службу исполнения наказаний РФ, имеющую уже отлаженный принцип функционирования.
Литература:
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г., ратифицирована Россией 05.05.1998 г.) // Российская юстиция. — 1998. — № 7. — С. 5–12.
- Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «Гарант». — Режим доступа: https://base.garant.ru/1305321/ (дата обращения 15.03.2023 г.)
- Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.) — М.: Изд. ГУИН Минюста России, 1996. — 46 c.
- Маркелов С. В. Опыт внедрения организационных инноваций в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. — Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. — С. 679–684.
- Оганесян С. М. Пенитенциарная политика России на рубеже тысячелетия // Вестник Нижегородского университета им Н. И. Лобачевского. Серия: право. — 2001. — № 1. — С. 154–157.
- Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 г. № 477 «Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «Гарант». — Режим доступа: https://base.garant.ru/1305840/ (дата обращения 04.04.2023 г.)
- Реент, Ю. А. История уголовно-исполнительной системы России (1879–2009 гг.). — М.: Объединенная редакция ФСИН России, 2006. — 373 с.
- Тимофеев В. В. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события. — Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2008. — 611 с.
- Указ Президента РФ 08.10.1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «Гарант». — Режим доступа: https://base.garant.ru/12102661/ (дата обращения 04.04.2023 г.)