В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на основе которых составлены соответствующие методические рекомендации для преподавателей. Основное внимание уделено изучению методов, позволяющих учащимся более глубоко понимать общественные явления и процессы, а также развивать критическое мышление и умение анализировать информацию из различных источников. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования методической базы обучения обществознанию и повышения эффективности данного курса в школьной программе.
Ключевые слова: методический приём, понятие, понятийный аппарат, «Фишбоун», «Чистая доска», «Листикл».
This paper discusses modern scientific and methodological techniques and stages of the formation of concepts in the course of social studies. The study describes the main approaches to the formation of concepts, and also examines the stages of this process, on the basis of which appropriate methodological recommendations for teachers are compiled. The main attention is paid to the study of methods that allow students to understand social phenomena and processes more deeply, as well as to develop critical thinking and the ability to analyze information from various sources. The results of the study can be used to improve the methodological basis of teaching social studies and increase the effectiveness of this course in the school curriculum.
Keywords: methodical technique, concept, conceptual apparatus, «Fishbone», «Clean board», «Leaflet».
Методика формирования понятий — довольно сложный и трудоёмкий процесс, который требует от учителя довольно большой компетенции, знания учебного материала и самих учеников.
Используя различные методы обучения, мы совершаем определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они, в свою очередь, подразумевают под собой методические приемы.
«Методический прием — это конкретное действие учителя или ученика, которое характеризуется завершенностью и ведет к достижению ближайшей цели и к решению задачи обучения» [5, с. 173].
Несомненно, учитель обществознания использует ключевой метод объяснения для раскрытия многих сложных общественных понятий, что является эффективным способом передачи теоретической информации. С помощью объяснения, учитель демонстрирует значение изучаемых общественных явлений, их взаимосвязь и представляет свои оценки и выводы. Однако, постоянное использование этого метода может привести к уменьшению познавательной активности школьников, которые получают готовую информацию, не задумываясь о ее значении и применении. Поэтому, важно использовать разнообразие методических приемов и не допускать монотонности в процессе формирования понятий. «В систему приемов умственной деятельности на уроках обществознания, при изучении культурологических, экономических и правовых понятий включаются приемы словесно-понятийного мышления — анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного и т. д». [2, с. 111].
Не стоит забывать, что фрагменты художественных произведений занимают значительное место на уроках обществознания и могут использоваться для работы с понятиями. Чтобы обеспечить более эффективное усвоение материала, необходимо отбирать изображения, учитывая принципы доступности, соответствия возрасту учеников и педагогической целесообразности. Существуют различные методы использования художественных произведений, такие как включение фрагментов в рассказ учителя, цитирование, разбор ситуации с нравственно-правовой оценкой, определение сюжетов, связанных с правовой сферой, подбор и анализ примеров для конкретизации обществоведческих понятий.
При формировании понятийного аппарата у школьников учитель должен задействовать все виды памяти — зрительную (видеть); слуховую (но не просто слушать, а воспринимать речь учителя); осязательную (прикасаться), двигательную (записывать). Особенное значение приобретает эмоциональная память (переживания). «Бессмысленно заучивая понятия, школьник теряет интерес к предмету и вообще к обучению. Ученик должен самостоятельно конструировать понятие под руководством учителя. Сначала ученик знакомится с историческим явлением, выделяет существенный признак (полюдье — «по людям»; повоз — «везти»). Затем выделяются отличительные признаки явления или идет поиск общего признака (дань). Например, «урок» как занятие, для него характерно точное время и «урок» как точная мера дани. Понятие политический режим» как методы и средства влияния государства на общество. Методы и средства разные, значит разные режимы» [7, с. 102].
На сегодняшний день существует множество различных методических приёмов, которые не успели устареть. Приведём примеры:
Приём «Фишбоун».
«Фишбоун» с английского языка переводится как «рыбная кость» или «скелет рыбы». Данный методический прием позволяет установить причинно-следственные связи изучаемого объекта и его составляющих. Диаграмма «Фишбоун» широко известна под названием диаграммы Ишикавы (Исикавы) — «японского ученого, который изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей» [4, с.56].
«Диаграммой «Фишбоун» можно воспользоваться при организации различных форм обучения — индивидуальной, парной и групповой. Обучение с применением диаграммы «Фишбоун» позволяет выявлять и наглядно демонстрировать взаимосвязи между причинами и следствиями; выстраивать иерархию понятий или изучаемых объектов по степени их значимости и тем самым развивать критическое мышление у обучающихся. Такой методический прием эффективен в процессе проведения занятий с использованием технологии «мозгового штурма»» [8].
Диаграмма «Фишбоун» может использоваться как при изучении отдельных понятий, так и при работе над целой темой. С помощью этой диаграммы можно работать по следующему сценарию:
— диаграмма предоставляется полностью заполненной перед началом урока. Учащиеся видят структуру урока, что они должны изучить и какие результаты они должны достичь в конце занятия;
— диаграмма предоставляется частично заполненной, т. е. заполнены «голова» и «верхние косточки», а нижние косточки и хвост остаются незаполненными. Учащиеся должны заполнить их по результатам или в процессе урока;
— диаграмма должна быть полностью составлена и заполнена в результате изучения темы или проблемного понятия.
В качестве примера применения приёма «Фишбоун» рассмотрим тему: «Сферы общественной деятельности человека», где «голова» — проблемный вопрос, «верхние косточки» — виды общественной жизни человека, «нижние косточки» — факты каждого вида, «хвост» — вывод по данной схеме:
Рис. 1. Пример методического приёма «Фишбоун»
Работа над заполнением диаграммы «Фишбоун» может быть индивидуальной, т. е. каждый обучающийся работает с диаграммой единолично, а в конце занятия рассматриваются диаграммы обучающихся и формируется одна общепринятая (более правильная), причем формирование каждого элемента диаграммы должно аргументироваться. Также, может быть проведена и групповая работа, когда аудитория делится на группы, каждый состав формирует свою часть диаграммы, а общая формируется по более аргументированному коллективному мнению.
Приём «Чистая доска»
Методический прием «Чистая доска» заключается в том, что на разных концах классной или интерактивной доски размещаются различные блоки учебной информации, такие как вопросы к определенным понятиям. Затем учащимся предлагается «очистить» доску, но для этого необходимо ответить на поставленные вопросы. В случае использования этого приема при повторении изученного материала, ученики отвечают на вопросы, которые находятся на доске и могут быть оформлены в виде цифр, картинок и др.
Рис. 2. Пример методического приёма «Чистая доска»
При изучении нового материала в качестве блоков могут быть ключевые слова, термины, понятия, проблемные вопросы, на которые в процессе лекции с остановками, чтении текста с паузой, просмотра видеоурока, презентации обучающиеся дают свои ответы на вопросы, размещенные на доске. Когда один из блоков полностью разобран или даны исчерпывающие ответы, то он удаляется. После того, как доска будет очищена, педагог или обучающийся (группа обучающихся) подведут итоги. Итогом может быть восстановление блоков, но уже с демонстрацией каких-то связей между ними [6, с. 121].
Приём развивает внимание, поддерживает познавательную активность на протяжении всего урока, многократное повторение материала тренирует память.
Приём «Листикл»
Листикл, по определению Оксфордского словаря «это часть текста или другой материал, представленный полностью или частично в форме списка» [1].
Изначально, листикл использовался маркетологами, как один из самых простых средств коммерческого контента. Рекламщики заметили, что громкие заголовки хорошо привлекают широкую аудиторию, поэтому их главная задача обеспечивать просмотр страниц, а это в свою очередь, приносит доход от рекламы [3]. Благодаря простоте написания, легкости восприятия и высокой эффективности запоминания данный рекламный приём стал использоваться в педагогике.
Суть данного приёма заключается в составлении списка-статьи, который необходимо разобрать, проанализировать, обобщить и выделить главные черты вместе с учениками.
Пример: «ТОП-10 источников для изучения экономических систем».
Данный методический приём помогает заострять внимание на важных характеристиках и преимуществах разбираемого понятия. Список выполняет роль ёмкой подачи информации.
Итак, методические приёмы имеют свой ряд преимуществ и недостатков. Эффективность метода зависит от возраста, уровня класса, методики работы, от этапа введения, закрепления или контроля. Критерием успешного усвоения понятий может быть следующее: ученик по памяти воспроизводит определение, может привести примеры, может увидеть место понятия в общей системе знаний и способен применять усвоенные знания, как в привычной ситуации, так и в новых условиях.
Для более эффективной работы с понятиями необходимо выполнять определённые этапы их формирования. Такие этапы отражают логику изучения нового понятия:
1) Обобщение неосознанных представлений предметов или явлений некоторого класса;
2) Выделение и осознание наиболее бросающихся в глаза признаков;
3) Выделение и осознание существенных признаков;
4) Понятие связывается со все большим числом объектов, углубляется, обобщается.
Отсюда можно выделить следующие принципы:
— Обучение понятию начинается с представления ученикам различных предметов или явлений определенного класса;
— Учащиеся проводят наблюдения над этими предметами или явлениями, выделяя их различные стороны и свойства, структуры, связи, действия;
— Выявленные свойства анализируются, из них выделяется, и систематизируются общие для всех рассмотренных объектов или те, которые отличают объекты одной группы от всех объектов, имеющих выделенные признаки;
— Затем осуществляется абстрагирование этих свойств путем закрепления их в термине;
— Наконец, происходит обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющих выделенные признаки.
Из этого следует, что формирование понятия — это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение.
Таким образом, методические приемы, составляя структуру метода, представляют собой пошаговые единичные операции, которые выполняют учитель и ученик, реализуя тот или иной метод обучения обществознания. Главный враг успеха — это однообразие и монотонность. Благодаря внедрению в учебный процесс разнообразных методов и приёмов, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность. Важно отметить, что главное в процессе формирования понятийного аппарата — это постановка и решение учебной задачи, открытие новых способов действий, установление мотивации, важность знания понятий как основы логического продуктивного мышления.
Литература:
- English Oxford Living dictionaries. // URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/listicle (дата обращения: 10.05.2022) — Текст: электронный.
- Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: учебное пособие / Ю. К. Бабанский. — Москва: Просвещение, 2012. — 318с. — Текст: электронный.
- Богданова, Д. А. Кликбейты и листиклы — современные приёмы подачи информации онлайновыми медиа // Народное образование, 2019. № 4 (1475). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klikbeyty-i-listikly-sovremennye-priyomy-podachi-informatsii-onlaynovymi-media (дата обращения: 04.05.2022). — Текст: электронный.
- Глушкова, В. А. Применение технологии «fishbone» в обучении химии // Вестник современных исследований, 2019. — № 1.6 (28). — 55–57 с. — Текст: электронный.
- Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. — Москва: Народное образование, 2014. — 271с. — ISBN 5–87953–150–3 — Текст: электронный.
- Спинова, С. В. Организация уроков учебной практики по ПМ. 01 выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов для лиц с ограниченными возможностями здоровья профессии 16185 оператор швейного оборудования / С. В. Спинова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2022. — № 3(78). — 119–123 с. — Текст: электронный.
- Трофимова, Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания / Е. Д. Трофимова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы V Международная научная конференция (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва: Буки-Веди, 2014. — 98–106 с. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6507/ (дата обращения: 09.05.2022) — Текст: электронный.
- Шрамкова, О. В. К вопросу о способах разработки проекта // Вестник Саратовского областного института развития образования, 2018. — № 1 (13). — 28–30 с. — Текст: электронный.