В данной статье автор описывает процесс цифровизации государственного и муниципального управления, как способ повышения уровня информационной открытости органов власти. Даётся определение информационной открытости и его место в академическом дискурсе, а также рассматриваются основополагающие документы информационной открытости органов власти, принципы, их интерпретация и механизмы реализации.
Ключевые слова: цифровизация, органы власти, гражданское общество, информационная открытость
В рамках современных общемировых тенденций цифровизации всех сфер жизни общества в Российской Федерации разработана и реализуется «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р. Данная проблема имеет высокий уровень актуальности в условиях развития информационного общества в России. Информационная открытость органов государственной власти является одной из самых важных характеристик современного и эффективного государственного и муниципального управления [2].
В этой связи основным направлением повышения открытости органов государственной власти является выстраивание таких структур управления и управленческих подходов, которые обеспечивают удовлетворение интересов и потребность граждан Российской Федерации, через системное распространение целей, задач, процесса реализации и результатов деятельности органов власти на всех уровнях. А также активное взаимодействие с гражданами РФ при принятии государственных решений, через онлайн-сервисы в глобальной сети «Интернет» [1].
В рамках «Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р [2] отражены следующие принципы открытости органов исполнительной власти (см. таблицу 1) [5].
Таблица 1
Принципы открытости, их интерпретация и механизмы реализации [5]
Принцип |
Интерпретация |
Механизмы |
Принцип информационной открытости |
Своевременное предоставление информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти (доступ к которой специально не ограничен правовыми актами федерального уровня), которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для её поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме «открытых данных». |
|
Принцип понятности |
Представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти |
|
Принцип вовлечённости гражданского общества |
Обеспечение возможности участия граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога |
|
Принцип подотчётности |
Раскрытие федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивая возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти |
В условиях цифровой трансформации и становления информационного общества в России особую важность приобретает процесс перехода диалога власти и граждан в онлайн плоскость, призванного решить проблему низкого уровня коммуникации органов власти для людей, что для нашей страны на протяжении всей истории было острой проблемой.
Систематизация коммуникации общества и власти через цифровые сервисы сделает это взаимодействие «двусторонним», обеспечивая привлечение граждан в процесс разработки и принятия решений на государственном и муниципальном уровнях, а также органы государственной власти могут более оперативно получать обратную связь в разных сферах общественной жизни. Также повышение уровня информационной открытости органов власти хоть и не полностью нейтрализует, но минимизирует коррупционные риски реализации средств бюджета государственных и муниципальных программ.
На современном этапе научного дискурса данной проблемы отсутствует общепринятое понятие цифровой информационной открытости, хотя уже некоторые учёные при анализе проблемы цифровой открытости органов исполнительной власти часто используют данное понятие [4]. При этом информационная открытость может быть не только через цифровые технологии, но и другие инструменты общественной коммуникации между гражданами и органами власти РФ, а именно: горячие справочные и телефонные линии, встречи с населением, личные и письменные обращения в органы власти, публичные встречи с гражданами и т. д.
С. Н. Косарецкий определяет информационную открытость органов государственной власти как «возможность получения сведений о деятельности органов государственной власти посредством гарантированного доступа к носителям информации (документам, а также другим аудиальным и визуальным носителям), на которых фиксируются решения, затрагивающие общественно значимые вопросы» [4].
В данном исследовании цифровизация органов государственной власти подразумевает оперативная и гарантированная возможность получения официальной информации о их деятельности, а также участие граждан в процессе государственного управления, через цифровую среду. Цифровую открытость органов власти можно охарактеризовать следующими индикаторами:
— доступность информации о деятельности органов государственной власти на онлайн-порталах;
— доступность участия граждан в общественных обсуждениях по вопросам развития территорий, деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также ее результатов, на специализированных онлайн-порталах;
— доступность участия в двусторонней коммуникации с властью путем коммуникации функциональных страниц высших должностных лиц органов власти в социальных сетях.
Таким образом цифровизация государственного и муниципального управления способствует информационному взаимодействию граждан и органов власти, которое должно быть сконцентрировано на отражение в цифровой среде все актуальной и правдивой информации о деятельности государства. Также это способствует не только увеличения уровня качества деятельности органов власти, но и повышению качества жизни граждан.
Литература:
- Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. N 2998-р Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399192/ (дата обращения: 03.05.2023).
- Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158273/ (дата обращения: 03.05.2023).
- Каришина И. Е. Особенности применения цифровых технологий как средства повышения информационной открытости органов государственной власти / И. Е. Каришина, В. М. Железнова. — DOI 10.24411/2226–6720–2020–10015 // Налоги и финансы. — 2020. — № 1 (45). — С. 45–52.
- Косарецкий С. Н. Информационная открытость сайтов законодательных органов государственной власти субъектов РФ / С. Н. Косарецкий // Среднерусский вестник общественных наук. — 2010. — № 2 (15). — С. 57–61.
- Ермолаев, Г. С. Информационная открытость органов власти в концепции государственного PR / Г. С. Ермолаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 279–282. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63398/ (дата обращения: 02.05.2023).