Субъекты отношений по охране наследственных прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 16.06.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Пальчевская, В. К. Субъекты отношений по охране наследственных прав / В. К. Пальчевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 282-286. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104197/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: наследственное имущество, охрана наследства, наследник, нотариус, нотариальная деятельность, исполнитель завещания.

С момента открытия наследства и до момента его принятия наследниками может пройти определённое время длительностью от шести до девяти месяцев (п. 1 и 2 ст. 1071 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (далее — ГК) [1]. Весь этот период, пока наследство не принято, у имущества отсутствует собственник, обладающий правомочиями по владению, пользованию и распоряжению им. Более того, даже если наследство будет принято наследниками в момент его открытия или вскоре после его открытия, то, несмотря на то, что в соответствии с п. 4 ст. 1069 ГК имущество считается уже принадлежащим наследнику и у него есть определённые права в отношении такого имущества, он не имеет правомочий по распоряжению им. Между тем имущество, входящее в состав наследства, может требовать, как минимум, надзора и сохранения, а в некоторых случаях ещё и управления. Если характер наследственного имущества позволяет, то все необходимые меры к его охране принимают, как правило, сами наследники: обеспечивают сохранность подлежащих наследованию предметов, следят за состоянием движимого и недвижимого имущества, оплачивают коммунальные и иные платежи и т. д. Если же наследство не принято наследниками, либо они отсутствуют вовсе, либо между наследниками возникла конфликтная ситуация и они не могут доверить друг другу действия по охране и надзору за предметами наследования, то принимать на себя обязанности по охране наследственного имущества призваны другие лица, круг которых установлен законом.

ГК определены две категории лиц, призванных совершать действия по охране наследства и управлению им.

Во–первых, исходя из п. 1 ст. 1053 ГК при наследовании по такому основанию наследования, как завещание, это может сделать исполнитель завещания (душеприказчик) [1]. Из п. 1 ст. 1053 ГК следует, что завещатель может поручить исполнение завещания и соответственно охрану наследственных прав только одному лицу. Этим лицом может быть не только дееспособный гражданин, но и юридическое лицо. Так, например, правомерным будет возложение обязанностей по охране наследственных прав художника на соответствующий орган Белорусского союза художников. Представляется, что завещатель может также указать другого исполнителя завещания на случай, если избранный им в завещании исполнитель не сможет исполнять возложенные на него обязанности по охране наследственных прав: не доживёт до открытия наследства, не сохранит полную дееспособность, откажется от осуществления обязанностей исполнителя завещания или будет в судебном порядке освобождён от исполнения этих обязанностей по просьбе наследников. Данное право должно быть квалифицировано как проявление принципа свободы завещания.

Необходимо отметить, что законодательство устанавливает особый порядок назначения исполнителя завещания. Так, его указание возможно только в самом завещании. Кроме того, для исполнения завещания необходимо, чтобы душеприказчик изъявил своё согласие (исполнение может предполагать совершение значительного количества действий по охране наследственных прав). Согласие исполнителя должно быть оформлено письменно либо в виде специальной надписи на самом завещании, либо в виде заявления, подписанного исполнителем и приложенного к завещанию [2].

Исполнитель завещания имеет право в любое время отказаться от исполнения возложенных на него завещателем обязанностей по охране наследственных прав, заранее известив об этом наследников по завещанию. Освобождение душеприказчика от исполнения его обязанностей по охране наследственных прав возможно не только по его воле, но и по требованию наследников. В этом случае, обращаясь в суд с указанным требованием, они должны обосновать наличие обстоятельств, препятствующих исполнению указанным лицом этих обязанностей (т. е. бремя доказывания ложится на наследников–заявителей). Очевидно, основанием для такого заявления будет ненадлежащее либо недобросовестное отношение душеприказчика к охране наследственных прав [3].

Пункт 2 ст. 1053 ГК устанавливает примерные направления действий и границы, в пределах которых может действовать исполнитель, исполняя завещание [1]. Круг полномочий душеприказчика очень широк. Это необходимо, поскольку с момента открытия наследства и до момента вступления наследников во владение им у имущества нет собственника, ведь права новых собственников еще не возникли.

Во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 1066 ГК при наследовании по любому из оснований наследования, как по закону, так и по завещанию, в целях защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц эти меры может принять нотариус по месту открытия наследства [1]. В силу п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности» о нотариате нотариус — гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трёх лет, прошедший в случаях, установленных указанным Законом, профессиональную стажировку в качестве стажера, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство на осуществление нотариальной деятельности, отвечающий иным требованиям законодательства [4]. Организационными формами осуществления нотариусами нотариальной деятельности по охране наследственных прав являются нотариальные конторы и нотариальные бюро (п. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» [4].

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 79 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» принятие мер по охране наследства и управлению им по поручению нотариуса может быть осуществлено уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, а также должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь [4], которые согласно законодательству о нотариате отнесены к категории лиц, имеющих право совершать некоторые нотариальные действия, в том числе действия по охране наследственного имущества и управлению им.

Так, согласно подп. 13.10 п. 13 Консульского Устава консульское должностное лицо по поручению нотариуса принимает меры по охране наследства, оставшегося после смерти гражданина Республики Беларусь за границей, или управлению им в соответствии с ГК и международными договорами Республики Беларусь. При невозможности принятия мер по охране наследства консульское должностное лицо сообщает об этом заявителю, а в случае невозможности этого — нотариусу, поручившему принятие таких мер, и выдаёт ему акт о невозможности принятия мер по охране наследства с указанием причин и обстоятельств, препятствующих совершению этого нотариального действия. Консульское должностное лицо незамедлительно сообщает в главное консульское управление Министерства иностранных дел все известные ему сведения о наследстве, открывшемся в пользу граждан Республики Беларусь, и о возможных наследниках [5].

Полномочия консульских должностных лиц по принятию мер по охране наследства также предусмотрены в консульских конвенциях. Так, например, в силу ст. 35 Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Польша соответствующие органы Государства пребывания в возможно короткий срок сообщают консульскому учреждению об открытии наследства в Государстве пребывания после смерти гражданина представляемого Государства, а также об открытии наследства, независимо от гражданства умершего лица, если наследником является гражданин представляемого Государства. Соответствующие органы Государства пребывания принимают необходимые меры, предусмотренные законодательством этого Государства, для сохранения наследства, а также передачи консульскому должностному лицу копии завещания, если оно было написано, а также всей имеющейся информации, касающейся наследства, местонахождения лиц, имеющих право на наследство, стоимости и состава наследства, включая квоты из фондов социального страхования, заработной платы, страховых полисов. Они также сообщают о сроках начала прохождения дел, касающихся наследства, или стадии, на которой это дело находится. Консульское должностное лицо уполномочено без доверенности на представительство, без посредника или через своего представителя перед судами или другими соответствующими органами Государства пребывания представлять гражданина представляемого Государства, имеющего право на наследство или заявляющего претензии на наследство в Государстве пребывания, если он отсутствует или не назначил своего представителя. Консульское должностное лицо имеет право добиваться: сохранения наследства, опечатывания и снятия печати, принятия мер по сохранению наследства, в том числе назначения опекуна наследства, а также участия в этих действиях; продажи имущества, входящего в состав наследства, как и сообщения о дате выставления этого имущества на продажу с целью иметь возможность присутствовать при этом. С момента завершения дела о наследстве или других юридических действий соответствующие органы Государства пребывания в возможно короткий срок сообщают об этом консульскому должностному лицу и после решения вопроса о долгах, сборах и налогах в течение трёх месяцев передают ему наследство или часть наследства лиц, которых он представляет. Консульское должностное лицо имеет право получения с целью передачи наследства или части наследства наследникам — гражданам представляемого Государства, не имеющим постоянного места жительства в Государстве пребывания, а также получения квот, принадлежащих наследникам от компенсаций, пенсий, неполученной заработной платы и страховых полисов [6]. Схожие положения содержат и другие консульские конвенции [7; 8; 9; 10].

Отметим, что необходимость в даче нотариусом таких поручений возникает тогда, когда наследство открывается в одном месте, а наследственное имущество, требующее охраны или управления, находится в другом, нередко весьма удалённом, ввиду чего наиболее рациональным решением является перепоручение нотариусом по месту открытия наследства совершения таких действий другому нотариусу, находящемуся в месте нахождения наследственного имущества, либо, при отсутствии в данной местности нотариальной конторы (нотариального бюро), должностным лицам местных исполнительных и распорядительных органов, а при нахождении наследственного имущества за границей — должностным лицам консульских учреждений Республики Беларусь.

Наличие назначенного наследодателем исполнителя завещания (душеприказчика), в обязанность которого входит охрана наследства и управление им, не означает, что все действия по охране и управлению обязан совершить только лично он. Некоторые действия исполнитель может совершить самостоятельно, руководствуясь собственным пониманием необходимости в совершении таких действий и их сути. В то же время исполнитель может счесть, что принятых им самостоятельно мер по охране наследства недостаточно, ввиду чего он может обратиться к нотариусу по месту открытия наследства с соответствующим заявлением, и меры по охране наследства будут приняты нотариусом. Аналогичным образом и нотариус, принимая меры по охране наследства и управлению им, как правило, согласовывает свои действия с исполнителем, они совместно определяют, какое именно имущество нуждается в охране и управлении и какие именно меры по охране и управлению будут наиболее целесообразны в данном случае [3]. При этом возможна ситуация, когда в отношении части наследства меры принимаются душеприказчиком, а в отношении другой — нотариусом.

Так, например, в целях защиты прав наследников были приняты меры по охране имущества умершего: был заключён договор доверительного управления, в том числе и имуществом в виде доли в уставном фонде истца. Договор доверительного управления б\н от 14.04.2022 сроком до 31.12.2022 заключён о передаче вверителем — нотариусом городского нотариального округа З. и доверительным управляющим — гражданином Ж. в управление имущества. Указанные действия совершены нотариусом при наличии всех необходимых документов, в целях защиты прав наследников, охраны наследственного имущества и управления имуществом в виде доли в уставном фонде, в соответствии в указанными ранее нормами права. Пунктом 5 договора доверительного управления предусмотрено, что доверительный управляющий осуществляет в отношении переданного в доверительное управление наследственного имущества правомочия собственника, но не имеет права распоряжаться им. Доверительный управляющий принимает участие в общих собраниях участников ООО «П» с правом голосования и принятия решений по вопросам деятельности [11].

Пункт 2 ст. 1066 ГК устанавливает, что нотариус также вправе и по собственной инициативе принять меры по охране наследства или управлению им [1]. Действительно, на практике может сложиться ситуация, когда сведения о наличии не принятого наследниками наследственного имущества, требующего срочной охраны или управления, стали известны нотариусу случайно, при этом лица, заинтересованные в сохранении наследственного имущества, отсутствуют совсем или пока неизвестны нотариусу. Может ли в такой ситуации нотариус предпринять необходимые меры по охране наследства и управлению им, действуя исключительно по собственной инициативе, без чьего–либо обращения?

Н. И. Остапюк, учитывая, что в настоящее время принятие мер к охране наследства не является дорогим нотариальным действием, законодательно установлены предельные размеры вознаграждения, причитающегося хранителю наследственного имущества и доверительному управляющему, считает целесообразным установление обязанности нотариуса принимать меры к охране наследственного имущества в некоторых случаях:

когда никто из наследников не вступил во владение наследственным имуществом, требующим охраны (управления);

у нотариуса имеются достоверные сведения об отсутствии хотя бы некоторых лиц, призванных к наследованию, в месте нахождения наследственного имущества, требующего охраны (управления) (например, сведения о постоянном проживании детей наследодателя за границей);

наследником является гражданин, не обладающий дееспособностью в полном объёме, и его опекун (либо сам гражданин, действующий с согласия своего попечителя) не вступил во владение требующим охраны (управления) наследственным имуществом. По мнению автора, указанные случаи должны быть отнесены к числу обязательных для принятия мер к охране наследства в ГК Российской Федерации: это будет способствовать исключению во многих случаях субъективного подхода нотариуса к совершению данного нотариального действия [12, с. 17].

На наш взгляд, данное предложение может быть реализовано и в законодательстве Республики Беларусь (в п. 2 ст. 1066 ГК). При этом многое будет зависеть от того, какие именно меры должны быть предприняты — меры по охране наследства или же меры по управлению наследством. Законодательно установлено, что необходимым условием принятия нотариусом по месту открытия наследства мер по охране наследства является подача ему соответствующего письменного заявления одним или несколькими наследниками, исполнителем завещания, органами местного управления и самоуправления или другими лицами, действующими в интересах сохранения наследственного имущества (это могут быть органы опеки и попечительства, кредиторы, отказополучатели, организации по эксплуатации жилищного фонда и т. д.). Необходимость подачи такого заявления предусмотрена п. 86 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63 (далее — Инструкция о порядке совершения нотариальных действий) [13].

Кроме того, принятие мер к охране наследственного имущества является одним из нотариальных действий, за совершение которого предусмотрена плата в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов» [14].

Независимо от того, что нормами ГК допускается принятие мер по охране наследственного имущества нотариусом по собственной инициативе, предусмотренная законодательством процедура подачи соответствующего заявления от заинтересованных лиц и необходимость оплаты за совершение данного действия не позволяют осуществить это на практике. В этой связи предлагается внести соответствующие дополнения в п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» и ч. 1 п. 86 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий.

Что же касается принятия нотариусом мер по управлению наследственным имуществом, т. е. заключения договора доверительного управления таким имуществом, то совершается это в большинстве случаев также на основании поданного заинтересованными лицами заявления о принятии таких мер. Однако в данном случае нормы ГК и Инструкции о порядке совершения нотариальных действий согласованы между собой и отсутствие поданного заинтересованными лицами соответствующего заявления не препятствует принятию нотариусом указанных мер: в соответствии с частью второй п. 105 упомянутой Инструкции нотариус вправе заключить договор доверительного управления наследственным имуществом по собственной инициативе [13]. Оплата государственной пошлины за заключение договора доверительного управления наследственным имуществом также не предусмотрена, т. е. у нотариуса отсутствуют законодательные препятствия к принятию мер по управлению наследственным имуществом исключительно по собственной инициативе.

Таким образом, можно сделать вывод о значительной роли нотариуса в отношениях по охране наследственных прав. Как справедливо отмечается в литературе, «деятельность нотариуса в данном вопросе отличается бесспорной гарантией сохранения ценного имущества» [15, с. 74].

Отметим, что указанными субъектами круг отношений по охране наследственных прав не ограничивается. Полагаем, в качестве таковых также можно выделить лиц, заинтересованных в сохранении наследственного имущества. Ими в первую очередь являются наследники. Круг наследников по закону определен законодательно, круг наследников по завещанию — завещанием. При этом, если наследником по закону может быть только физическое лицо, то наследником по завещанию может быть как физическое, так и юридическое лицо, а также Республика Беларусь и её административно–территориальные единицы. Право наследования входит в содержание гражданской правоспособности (ст. 17 ГК) [1]. С момента рождения и до момента смерти все физические лица независимо от пола, возраста, национальности, имущественного положения могут быть наследниками. К иным лицам, заинтересованным в сохранении наследственного имущества, следует также отнести нетрудоспособных иждивенцев наследодателя (ст. 1063 ГК) [1]. Заинтересованными лицами в смысле действующего законодательства, как представляется, должны признаваться граждане, сохраняющие право пользования наследуемым жилым помещением, арендаторы имущества наследодателя, получатели ренты, залогодержатели и др. Таковыми могут быть признаны и лица, не имеющие договорных отношений с умершим в случае, если по тем или иным причинам у последнего оказалось имущество такого собственника [16]. В отношениях по охране наследственных прав также, считаем, необходимо выделять лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества. К ним относятся, в частности, органы опеки и попечительства, кредиторы наследодателя (после его смерти наследственная масса становится единственным источником удовлетворения их требований), отказополучатели, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги.

По результатам проведённого исследования предлагается:

п. 2 ст. 1066 ГК дополнить перечнем обязательных случаев принятия нотариусом по собственной инициативе мер по охране наследства или управлению, к которым целесообразно отнести следующие: когда никто из наследников не вступил во владение наследственным имуществом, требующим охраны (управления); когда у нотариуса имеются достоверные сведения об отсутствии хотя бы некоторых лиц, призванных к наследованию, в месте нахождения наследственного имущества, требующего охраны (управления); когда наследником является гражданин, не обладающий дееспособностью в полном объёме, и его опекун (либо сам гражданин, действующий с согласия своего попечителя) не вступил во владение требующим охраны (управления) наследственным имуществом;

п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» дополнить частью третьей в следующей редакции: «Уплата нотариального тарифа в случае принятия нотариусом мер по охране наследства по собственной инициативе возлагается на наследников, исполнителя завещания, орган местного управления и самоуправления или других лиц, заинтересованных в сохранении наследственного имущества, либо возмещается за счёт наследства в пределах его стоимости»;

ч. 1 п. 86 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий после слов «сохранения наследственного имущества» дополнить словами «, а также по собственной инициативе в случаях, предусмотренных законодательными актами»,.

Литература:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218–3 (с изм. от 03.01.2023) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

2. Пунько, Т. Н. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел VI. Наследственное право. Глава 70. Наследование по завещанию (статьи 1040–1055) // Ilex [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

3. Приставко, Н. Д. Назначение исполнителя завещания // Ilex [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

4. Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18.07.2004 № 305–З (с изм. от 05.01.2022) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

5. Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Консульского устава Республики Беларусь» от 19.02.1996 № 82 (с изм. от 09.09.2022) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

6. Консульская конвенция между Республикой Беларусь и Республикой Польша от 02.03.1992 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

7. Консульская конвенция между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой от 11.01.1993 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

8. Консульская конвенция между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан от 17.01.1996 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

9. Консульская конвенция между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 24.01.1995 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

10. Консульская конвенция между Республикой Беларусь и Румынией от 07.05.1993 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

11. Барановский, А. Ф. Оспаривание договора доверительного управления долей умершего участника в уставном фонде хозяйственного общества // Ilex [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

12. Остапюк, Н. И. Нотариальная защита прав граждан на имущество, переходящее в порядке наследования: специальность 12.00.03 «гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право»: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук / Остапюк Наталья Игоревна; Российская правовая академия. — Москва, 2004. — 22 c. — Текст: непосредственный.

13. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий» от 23.10.2006 № 63 (с изм. от 15.11.2022) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.11.2022).

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов» от 27.12.2013 № 1145 (с изм. от 21.03.2022) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.11.2022).

15. Потапова, В. А. Охрана наследства / В. А. Потапова. — Текст: непосредственный // Вестник науки и образования. — 2021. — № 17–2 (120). — С. 69–75.

16. Бельская, Е. Ф. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел VI. Наследственное право. Глава 69. Общие положения о наследовании (статьи 1031–1039) // Ilex [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.06.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): наследственное имущество, охрана наследства, Беларусь, консульское должностное лицо, наследник, нотариальная деятельность, охрана, принятие мер, доверительное управление, собственная инициатива.


Похожие статьи

Ограничение свободы завещания обязательной долей наследства

Предметом исследования в настоящей статье является институт обязательной доли в наследстве, получивший новое законодательное регулирование по сравнению с ранее действовавшим Гражданским кодексом РСФСР.

Совместное завещание супругов в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности института совместного завещания как способа распоряжения имуществом на случай смерти.

Понятие вины в нарушении договорных обязательств в современном гражданском праве Российской Федерации

Влияние актов международного права на принятие норм трудового законодательства в отношении лиц с семейными обязанностями

Негаторный иск

Статья посвящается рассмотрению правовой природы, структуры и условий удовлетворения требования об устранении нарушений вещного права не связанного с нарушением правомочия владения.

Правовые проблемы оформления наследственных прав

В статье рассматривается система нотариальных действий, описываются спорные вопросы, требующие от нотариуса их разрешения. Среди них: определение места открытия наследства, наследственной массы, принятие к производству документов, выданных иными упол...

Государство как субъект международного частного права

Данная статья раскрывает понятие «государства» как субъекта международного частного права. Определяет, какие законодательные акты в Российской Федерации регулируют данные правоотношения. Статья направлена на всестороннее изучение и выяснение таких ка...

Урегулирование отдельного вида договора розничной купли-продажи с участием коммивояжера

В статье рассматривается такое понятие, как «коммивояжер», а также анализируются необходимость урегулирования данного понятия в рамках гражданского законодательства.

Уголовно-процессуальные правоотношения между органами государственной власти и должностными лицами

Принцип тайны завещания в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности принципа тайны завещания.

Похожие статьи

Ограничение свободы завещания обязательной долей наследства

Предметом исследования в настоящей статье является институт обязательной доли в наследстве, получивший новое законодательное регулирование по сравнению с ранее действовавшим Гражданским кодексом РСФСР.

Совместное завещание супругов в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности института совместного завещания как способа распоряжения имуществом на случай смерти.

Понятие вины в нарушении договорных обязательств в современном гражданском праве Российской Федерации

Влияние актов международного права на принятие норм трудового законодательства в отношении лиц с семейными обязанностями

Негаторный иск

Статья посвящается рассмотрению правовой природы, структуры и условий удовлетворения требования об устранении нарушений вещного права не связанного с нарушением правомочия владения.

Правовые проблемы оформления наследственных прав

В статье рассматривается система нотариальных действий, описываются спорные вопросы, требующие от нотариуса их разрешения. Среди них: определение места открытия наследства, наследственной массы, принятие к производству документов, выданных иными упол...

Государство как субъект международного частного права

Данная статья раскрывает понятие «государства» как субъекта международного частного права. Определяет, какие законодательные акты в Российской Федерации регулируют данные правоотношения. Статья направлена на всестороннее изучение и выяснение таких ка...

Урегулирование отдельного вида договора розничной купли-продажи с участием коммивояжера

В статье рассматривается такое понятие, как «коммивояжер», а также анализируются необходимость урегулирования данного понятия в рамках гражданского законодательства.

Уголовно-процессуальные правоотношения между органами государственной власти и должностными лицами

Принцип тайны завещания в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности принципа тайны завещания.

Задать вопрос