В этой статье раскрываются основные аспекты проблемы детской агрессии.
Ключевые слова: детская агрессия, эмоции, коррекция.
Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Ю. Б. Гиппенрейтер).
Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Большое количество фундаментальных исследований, проведенных по этой теме позволяют систематизировать знания о причинах возникновения агрессивного поведения.
Актуальность проблемы агрессивного поведения у детей подтверждается возрастающим числом детей с такими проявлениями в школе, отмечаемые учителями. Используемые ими педагогические воздействия в форме наказания или выговора не способствуют снижению уровня агрессивности, а скорее усиливают проявления ее особенностей у детей. Взрослым сложно находить пути решения проблем и часто можно услышать навешивание ярлыков в адрес таких детей, что способствует закреплению негативного самовосприятия, снижению самооценки. В то время как «Гнев — это выражение собственной значимости, которая снижается при попытке сдержать свои чувства. Гнев и ощущение своего «Я» шагают рука об руку… Агрессивным ребенком движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды… У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию». — пишет известный австралийский психотерапевт В. Оклендер.
В выявлении возможных причин агрессивного поведения детей можно выделить основные аспекты.
—Социально-культурный аспект.
Дети могут учиться агрессивным реакциям из демонстрирующих сцены насилия и жестокости экранов гаджетов и телевизора. Дж. А. Виклинз в своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. Эксперимент «Выключите телевизор», проведенный в штате Коннектикут показал снижение общего уровня агрессивных проявлений у детей в школе. По словам учителей- они стали меньше толкаться и пинаться, чаще искать альтернативы дракам.
—Аспект семейного воспитания.
Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию и здесь важны следующие факторы.
- Реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка. «Огромное влияние на самомнение ребенка оказывают реакции родителей на его потребности и желания. Когда родитель отвечает неодобрением и гневом ребенок начинает чувствовать себя «плохим»» (В. Оклендер).
- Характер отношений между родителями и детьми (плохие отношения с одним или обоими родителями, чувство негодности в семье, ощущение безразличия к собственным чувствам).
Здесь можно указать некоторые особенности семей агрессивных детей, выделенных А. Бандурой. В этих семьях наблюдается:
— разрушение эмоциональной привязанности между родителями и детьми особенно между отцами и сыновьями, родители скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга;
— отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции;
— матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, могут быть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому;
— у родителей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляют взаимоисключающие требования (очень жесткий отец и попустительская мать);
— основные воспитательные средства у родителей –физическое наказание, угрозы, лишение привилегий, частые изоляции, сознательное лишение любви и заботы.
Коррекционное воздействие ведется по 6 направлениям.
- Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
- Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.
- Развитие позитивной самооценки.
- Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
- Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
- Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми способами, безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
Останавливаясь на ключевых направлениях коррекционной работы- обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагировании негативной ситуации в целом, можно выделить 4 последовательные стадии по В. Оклендер:
— предоставить детям практически приемлемые мет оды для выражения подавленного гнева;
— помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева (которое они могут сдерживать), побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо «здесь и сейчас»
— дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует;
— обсудить с ними проблему гнева: что заставляет их гневаться, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время.
В заключении, хотелось бы подчеркнуть важность широкого освещения вопросов детской агрессивности, включающих формы взаимодействия с детьми, имеющими такие особенности не только в кругу специалистов, но и всех взрослых, находящихся в контакте с ребенком. Психическое здоровье наших детей сегодня — залог здоровой нации завтра.
Литература:
- Бандура А., Уолтс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, 1999.
- Гиппенрейтор Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2016.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. /Перевод с англ. — М.: Класс, 2015.
- Сокрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка. / Перевод с англ. — М.: Когито-центр, 2016.
- Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.