В последнее время общественное внимание повернулось в сторону развития эмоционального интеллекта как одного из важнейших качеств развитой личности. Этот фактор должен учитываться при построении воспитательного процесса в каждом образовательном учреждении. т. к. в результате его развития у детей формируется ряд важнейших компетенций:
— осознание и понимание собственных эмоций, что обеспечивает свободу и нестандартность мышления;
— обладание положительными установками в восприятии окружающего мира;
— наличие высокой самооценки и уверенности в себе;
— развитие способности быстро налаживать контакт с ровесниками и находить выход из сложных ситуаций.
Развитие этих компетенций соответствует достижению предусмотренных ФГОС НОО целевых ориентиров: «ребенок обладает чувством собственного достоинства, установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, к разным видам труда; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты».
В то же время, важнейшим положением отечественной психологии и педагогики является следующее утверждение: эффективность воспитательного процесса зависит от опоры на ведущий тип деятельности (А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и другие). В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игра, которая близка к природе и специфике музыкальной деятельности. Их связывает общность психологического выражения: интерес не к цели, а к самому процессу действия, то есть эмоциональная непосредственность мотивов; условность языка, действий и ситуаций; формирование образного начала — «вхождение в образ». При этом музыку, тесно связанную с интонационно-речевыми и моторно-мышечными ощущениями, сближает с игрой особое родство. Современной наукой доказано, что эмоциональный интеллект развивается наиболее эффективно за счет музыкальных игр и активного восприятия музыки, потому что именно музыка больше всего соответствует эмоциональной природе детского восприятия, а игра — это действие, которое подводит ребенка к принятию решений, а также самоконтролю и самоанализу. Огромная сила воздействия на чувства человека скрыта именно в музыке, в ней зашифрована художественная модель человеческих эмоций. Как музыкальный, так и эмоциональный слух развиваются благодаря музыкальной деятельности. Музыковед и педагог Б. В. Асафьев, называл музыку «искусством интонируемого смысла». Он делал акцент на сходстве музыкального языка и речи: темп, тембр, интонационная выразительность, определенное содержание, деление на фразы и предложения — вот что объединяет эти явления. «Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока», еще одно из высказываний данного автора [1, с. 15]
Интонация, по Асафьеву, связывает все происходящее в музыке: творчество, исполнение, слушание. Она же связывает музыку и со словесной речью человека, и со словесными искусствами (поэзией, литературой, театром), часто уточняя, комментируя, раскрывая подлинный смысл, заложенный в словах.
Ребенок, который понимает музыкальную интонацию, как правило понимает и интонацию речевую, что обеспечивает ему узнавание эмоций собеседника. Это интуитивная способность, которая является важной составляющей эмоционального интеллекта. Следовательно, в процессе восприятия музыки и обучения пению следует самое пристальное внимание уделять развитию интонированию. Участие в музыкально-игровой деятельности способствует соединению эмоционального и социального опыта ребенка, формировании представлений о нравственных и эстетических нормах окружающего мира.
А. П. Усова в своей работе «Роль игры в воспитании детей» говорит о том, что «основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта» [7, с. 45]. А если к игре добавить музыку, то через музыкальную игру формируется модель гармоничного мира.
Музыкальные игры дают возможность ребенку развивать коммуникацию и позитивную социализацию, т. к. игра требует способности включиться в общий ритм и эмоциональное состояние других детей. Танец является наиболее эффективным способом выразить свои чувства. Но есть одно условие, он должен быть импровизационным, без ранее прописанных схем и рекомендаций. В спонтанном танце эмоция, которая находится внутри, выражается наиболее ярко и выплескивается вместе с движением. Для развития эмоционального интеллекта отбор музыкальных произведений должен происходить по их эмоциональному содержанию. Восприятие музыки оказывает существенное влияние на одно из качеств эмоционального интеллекта — эмпатии. Это объясняется тем, что в процессе восприятия музыкальных образов, у детей возникает чувство сопереживания, понимания эмоций других.
Музыкальный язык — это специфическая знаковая система, которая обладает своими особенностями. Во-первых, язык музыки интернационален, для него нет языковых барьеров. Во-вторых, у разных людей музыка вызывает схожие эмоции. В-третьих, музыка является мотивацией для мозговой активности, так как наш мозг обладает способностью настраиваться на ритм и темп музыки. Более того, прослушивая одно и то же музыкальное произведение, у людей синхронизируется мозговая активность.
В процессе музыкально-игровой деятельности дети включаются в освоение нравственно-ценностных отношений между людьми, и также подспудно идет работа с эмоциями с помощью звучащего произведения. Следовательно, музыкально-игровая деятельность объединяет два важнейших средства воспитания — музыкальное искусство и игру, которые, дополняя друг друга, формируют эмоциональный интеллект ребенка.
Музыкально-игровая деятельность включает в себя: песенную, танцевальную, речевую, игровую, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах.
Эффективность музыкально-игровой деятельности заключается в том, что она создает главное условие для развития дружеских отношений между детьми — эмоционально-положительную атмосферу, где каждый должен не только проявлять свое творчество, но сотрудничать, создавать образ, выполняя правила игры, учитывая мнение коллектива. Это помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса.
Музыкально-игровой материал очень разнообразен: это пальчиковые игры, игры-упражнения, музыкально-ритмические и подвижные игры, попевки, игры-сказки, игры со словом, театрализованные игры, коммуникативные танцы-игры. Все это дает детям возможность ощущать целую гамму чувств и переживаний, передавать различные настроения и разные характеры персонажей, что дает стимул к творчеству и совместной деятельности.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта посредством музыкально-игровой деятельности позволяет решать следующие задачи:
— развитие эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственно-коммуникативные качества личности;
— развитие музыкальных способностей (в том числе и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения);
— формирование двигательных умений (гибкость, пластичность, координация);
— развитие творческих способностей, потребность в самовыражении под музыку;
— развитие позитивного самоощущения (уверенность в себе, положительная самооценка);
— развитие эмпатии (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент).
Данные задачи могут реализовываться в следующих видах музыкально-игровой деятельности:
1) игры — приветствия, коммуникативные игры для развития общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
2) пальчиковые игры с пением, для формирования мелкой моторики и позитивного настроения;
3) музыкальные игры — разминки, для работы с собственными эмоциями;
4) музыкальные зарядки, развивающие у детей: ритмический слух, координацию движений, умение выразительно и эмоционально двигаться;
5) игровые песенки, для развития способности эмоционально передавать музыкальные образы;
Литература:
- Асафьев Б. В. Речевая интонация. — Москва: Музыка, 1965. — 136 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. — Москва: Смысл, Эксмо, 2005. — 512 с.
- Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Панько и др.; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 184 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — Москва: Академия, 2010. — 416 с.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. — Москва: Просвещение, 2005. — 422 с.
- Психология и педагогика игры дошкольника: материалы Симпозиума / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — Москва: Просвещение, 1966. — 351 с.
- Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова / под ред. А. В. Запорожца. — Москва: Просвещение, 1976. — 96 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва: ВЛАДОС, 1999. — 358 с.
- Жуковская, Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду / Р. И. Жуковская. — Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. — 159 с.
- Запорожец, А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста / А. В. Запорожец. — Москва: Просвещение, 1969. — 26 с.
- Запорожец, А. В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. Л. А. Венгер. — Москва: Педагогика, 1980. — 272 с.
- Каптерев, П. Ф. О природе детей: Избранное / П.
- Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Анисимова Г. И. Худож.: Е. А. Афоничева, В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 2008.-96 с.
- Бодраченко, И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5–7 лет / Ирина Бодраченко.- М.: Айрис- пресс, 2009.- 176 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.
- Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. — 6 изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 544 с.