Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 17.06.2023

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Брезгина, С. Ю. Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка / С. Ю. Брезгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104215/ (дата обращения: 15.11.2024).



В последнее время общественное внимание повернулось в сторону развития эмоционального интеллекта как одного из важнейших качеств развитой личности. Этот фактор должен учитываться при построении воспитательного процесса в каждом образовательном учреждении. т. к. в результате его развития у детей формируется ряд важнейших компетенций:

— осознание и понимание собственных эмоций, что обеспечивает свободу и нестандартность мышления;

— обладание положительными установками в восприятии окружающего мира;

— наличие высокой самооценки и уверенности в себе;

— развитие способности быстро налаживать контакт с ровесниками и находить выход из сложных ситуаций.

Развитие этих компетенций соответствует достижению предусмотренных ФГОС НОО целевых ориентиров: «ребенок обладает чувством собственного достоинства, установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, к разным видам труда; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты».

В то же время, важнейшим положением отечественной психологии и педагогики является следующее утверждение: эффективность воспитательного процесса зависит от опоры на ведущий тип деятельности (А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и другие). В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игра, которая близка к природе и специфике музыкальной деятельности. Их связывает общность психологического выражения: интерес не к цели, а к самому процессу действия, то есть эмоциональная непосредственность мотивов; условность языка, действий и ситуаций; формирование образного начала — «вхождение в образ». При этом музыку, тесно связанную с интонационно-речевыми и моторно-мышечными ощущениями, сближает с игрой особое родство. Современной наукой доказано, что эмоциональный интеллект развивается наиболее эффективно за счет музыкальных игр и активного восприятия музыки, потому что именно музыка больше всего соответствует эмоциональной природе детского восприятия, а игра — это действие, которое подводит ребенка к принятию решений, а также самоконтролю и самоанализу. Огромная сила воздействия на чувства человека скрыта именно в музыке, в ней зашифрована художественная модель человеческих эмоций. Как музыкальный, так и эмоциональный слух развиваются благодаря музыкальной деятельности. Музыковед и педагог Б. В. Асафьев, называл музыку «искусством интонируемого смысла». Он делал акцент на сходстве музыкального языка и речи: темп, тембр, интонационная выразительность, определенное содержание, деление на фразы и предложения — вот что объединяет эти явления. «Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока», еще одно из высказываний данного автора [1, с. 15]

Интонация, по Асафьеву, связывает все происходящее в музыке: творчество, исполнение, слушание. Она же связывает музыку и со словесной речью человека, и со словесными искусствами (поэзией, литературой, театром), часто уточняя, комментируя, раскрывая подлинный смысл, заложенный в словах.

Ребенок, который понимает музыкальную интонацию, как правило понимает и интонацию речевую, что обеспечивает ему узнавание эмоций собеседника. Это интуитивная способность, которая является важной составляющей эмоционального интеллекта. Следовательно, в процессе восприятия музыки и обучения пению следует самое пристальное внимание уделять развитию интонированию. Участие в музыкально-игровой деятельности способствует соединению эмоционального и социального опыта ребенка, формировании представлений о нравственных и эстетических нормах окружающего мира.

А. П. Усова в своей работе «Роль игры в воспитании детей» говорит о том, что «основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта» [7, с. 45]. А если к игре добавить музыку, то через музыкальную игру формируется модель гармоничного мира.

Музыкальные игры дают возможность ребенку развивать коммуникацию и позитивную социализацию, т. к. игра требует способности включиться в общий ритм и эмоциональное состояние других детей. Танец является наиболее эффективным способом выразить свои чувства. Но есть одно условие, он должен быть импровизационным, без ранее прописанных схем и рекомендаций. В спонтанном танце эмоция, которая находится внутри, выражается наиболее ярко и выплескивается вместе с движением. Для развития эмоционального интеллекта отбор музыкальных произведений должен происходить по их эмоциональному содержанию. Восприятие музыки оказывает существенное влияние на одно из качеств эмоционального интеллекта — эмпатии. Это объясняется тем, что в процессе восприятия музыкальных образов, у детей возникает чувство сопереживания, понимания эмоций других.

Музыкальный язык — это специфическая знаковая система, которая обладает своими особенностями. Во-первых, язык музыки интернационален, для него нет языковых барьеров. Во-вторых, у разных людей музыка вызывает схожие эмоции. В-третьих, музыка является мотивацией для мозговой активности, так как наш мозг обладает способностью настраиваться на ритм и темп музыки. Более того, прослушивая одно и то же музыкальное произведение, у людей синхронизируется мозговая активность.

В процессе музыкально-игровой деятельности дети включаются в освоение нравственно-ценностных отношений между людьми, и также подспудно идет работа с эмоциями с помощью звучащего произведения. Следовательно, музыкально-игровая деятельность объединяет два важнейших средства воспитания — музыкальное искусство и игру, которые, дополняя друг друга, формируют эмоциональный интеллект ребенка.

Музыкально-игровая деятельность включает в себя: песенную, танцевальную, речевую, игровую, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах.

Эффективность музыкально-игровой деятельности заключается в том, что она создает главное условие для развития дружеских отношений между детьми — эмоционально-положительную атмосферу, где каждый должен не только проявлять свое творчество, но сотрудничать, создавать образ, выполняя правила игры, учитывая мнение коллектива. Это помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса.

Музыкально-игровой материал очень разнообразен: это пальчиковые игры, игры-упражнения, музыкально-ритмические и подвижные игры, попевки, игры-сказки, игры со словом, театрализованные игры, коммуникативные танцы-игры. Все это дает детям возможность ощущать целую гамму чувств и переживаний, передавать различные настроения и разные характеры персонажей, что дает стимул к творчеству и совместной деятельности.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта посредством музыкально-игровой деятельности позволяет решать следующие задачи:

— развитие эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственно-коммуникативные качества личности;

— развитие музыкальных способностей (в том числе и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения);

— формирование двигательных умений (гибкость, пластичность, координация);

— развитие творческих способностей, потребность в самовыражении под музыку;

— развитие позитивного самоощущения (уверенность в себе, положительная самооценка);

— развитие эмпатии (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент).

Данные задачи могут реализовываться в следующих видах музыкально-игровой деятельности:

1) игры — приветствия, коммуникативные игры для развития общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

2) пальчиковые игры с пением, для формирования мелкой моторики и позитивного настроения;

3) музыкальные игры — разминки, для работы с собственными эмоциями;

4) музыкальные зарядки, развивающие у детей: ритмический слух, координацию движений, умение выразительно и эмоционально двигаться;

5) игровые песенки, для развития способности эмоционально передавать музыкальные образы;

Литература:

  1. Асафьев Б. В. Речевая интонация. — Москва: Музыка, 1965. — 136 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. — Москва: Смысл, Эксмо, 2005. — 512 с.
  3. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Панько и др.; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 184 с.
  4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — Москва: Академия, 2010. — 416 с.
  5. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. — Москва: Просвещение, 2005. — 422 с.
  6. Психология и педагогика игры дошкольника: материалы Симпозиума / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — Москва: Просвещение, 1966. — 351 с.
  7. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова / под ред. А. В. Запорожца. — Москва: Просвещение, 1976. — 96 с.
  8. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва: ВЛАДОС, 1999. — 358 с.
  9. Жуковская, Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду / Р. И. Жуковская. — Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. — 159 с.
  10. Запорожец, А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста / А. В. Запорожец. — Москва: Просвещение, 1969. — 26 с.
  11. Запорожец, А. В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. Л. А. Венгер. — Москва: Педагогика, 1980. — 272 с.
  12. Каптерев, П. Ф. О природе детей: Избранное / П.
  13. Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  14. Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Анисимова Г. И. Худож.: Е. А. Афоничева, В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 2008.-96 с.
  15. Бодраченко, И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5–7 лет / Ирина Бодраченко.- М.: Айрис- пресс, 2009.- 176 с.
  16. Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  17. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.
  18. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. — 6 изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкально-игровая деятельность, игра, эмоциональный интеллект, ребенок, музыка, развитие, воспитательный процесс, дошкольный возраст, мозговая активность, музыкальная деятельность.


Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность

Задать вопрос