Автономная регуляция учебной и неучебной деятельности в младшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 16.06.2023

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Атискова, И. Л. Автономная регуляция учебной и неучебной деятельности в младшем школьном возрасте / И. Л. Атискова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104222/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Автономная регуляция учебной и неучебной деятельности в младшем школьном возрасте».

Ключевые слова: автономная регуляция, деятельность, младший школьный возраст.

Во второй фазе младшего школьного возраста при нормативном личностном развитии развивается автономная регуляция учебной деятельности — ведущей деятельности в этом возрастном периоде. Автономная регуляция учебной деятельности базируется на развитой внутренней учебной мотивации. В поведении детей во внеучебное время могут проявляться автономная ориентация (на собственный выбор), внешняя ориентация (на внешние требования) и безличная ориентация (на недостижимость желательного результата).

В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о существовании связи между автономным поведением детей вне школы с их автономной регуляцией учебной деятельности.

Теоретические и методологические основания исследования образуют теория самодетерминации, теория каузальных ориентаций (Р. М. Райан, Э. Л. Деси) [5].

Для определения уровня автономии в учебной деятельности мы использовали Опросник академической саморегуляции, разработанный для учащихся третьих-седьмых классов средней школы Т. О. Гордеевой, О. А. Сычевым, М. Ф. Линчем (2020 г.) на основе англоязычной методики «Опросник академической саморегуляции» (SRQ-A) Р.Райана и Дж.Коннела. [1, 6]

В результате математической обработки мы получили результаты по семи шкалам внешних и внутренних мотиваций и рассчитали относительный индекс автономии (RAI) для каждого ученика. Затем мы сравнили результаты по таблице ориентировочных статистических норм для учащихся третьих и четвертых классов, по которой определяется качественный уровень по всем шкалам: низкий, средний, высокий. Шкалы мотиваций выбраны следующие: познавательная, саморазвития, идентифицированная, интроецированная положительная и отрицательная, экстернальная общая и связанная с учителем. Показатели внутренней мотивации обеспечивают автономную регуляцию учебной деятельности.

Для определения автономии детей во внеучебной деятельности мы взяли русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО) Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой — модифицированный и адаптированный опросник GCOS Э.Деси и Р.Райана. [2, 3, 4]. В результате получили данные по шкалам трех каузальные ориентаций: автономная (связанная со свободой выбора), внешняя (контроль) и безличная (сопряженная с механизмом выученной беспомощности). Существенным является не конкретное числовое значение, получившееся для каждой из шкал, а пропорциональное соотношение каждой из трех ориентаций, представленных в личности.

Тестирование проводилось весной 2022 года, в нем участвовали ученики двух третьих классов, в возрасте 9–10 лет. Всего 60 человек, из них 25 мальчиков и 35 девочек.

После обработки полученных ответов с помощью ключей, сырые значения переведены в баллы, стены, уровни, профили, а затем мы провели анализ результатов методами математической статистики.

Как показало проведенное исследование, более половины младших школьников (55,0 %) имеют средний уровень автономной регуляции учебной деятельности, высокий уровень — только 21,7 % детей. Почти четверть детей (23,3 %) остаются на низком уровне, что будет затруднять процесс обучения в средних классах, в период подросткового возраста.

Более подробно результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни внутренней и внешней мотивации младших школьников (методика SRQ-А, N=60, в %)

Вид учебной мотивации

Уровень мотивации

низкий

средний

высокий

Внутренняя мотивация

Познавательная мотивация

28,33

45,00

26,67

Мотивация саморазвития

20,00

40,00

40,00

Внешняя мотивация

Экстернальная мотивация (общая)

10,00

51,67

38,33

Экстернальная мотивация (учитель)

15,00

56,67

28,33

Индекс автономии

23,3

55,0

21,7

В своем поведении во внеучебное время большинство младших школьников (80,4 %) ориентируются одновременно на собственный выбор и требования взрослых, что соответствует возрастным особенностям развития. Автономная ориентация, установленная у 16 % детей, может свидетельствовать о демократичном стиле воспитания в семьях. Выраженная безличная ориентация проявляется только у 3,6 % детей.

Мы разделили соотношения каузальных ориентаций по профилям, которые представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Соотношение каузальных ориентаций в поведении младших школьников (методика РОКО, N=56, в %)

Каузальные ориентации

Представленность в группе

Автономная ориентация

16

Автономная ориентация и ориентация на внешний контроль

19,7

Автономная ориентация и слабо выраженная безличная ориентация

23,2

Три ориентации при слабо выраженной безличной ориентации

37,5

Две/три ориентации при выраженной безличной ориентации

3,6

В результате применения метода математической статистики нами была установлена статистически значимая отрицательная связь между показателями автономной регуляции учебной деятельности и показателями ориентации на внешний контроль в поведении детей (р≤0,01).

Это означает, что чем больше развита у ребенка автономная регуляция учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, тем меньше он ориентируется в своем поведении вне школы на внешний контроль. И наоборот — чем менее самостоятелен младший школьник в своем поведении, чем больше он зависит от внешнего контроля вне школы, тем меньше проявляется саморегуляция в его учебной деятельности.

Связь между показателями автономии в учебной деятельности и показателями автономной ориентации в поведении детей положительна, но статистически не значима. Отсутствует значимая связь также между показателями автономии в учебной деятельности и показателями безличной ориентации в поведении.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично.

В нашем исследовании мы дополнительно изучали как связаны шкалы автономии, мотиваций с самооценкой детей и уровнем тревожности. Распределение значений по всем этим шкалам показало, что у каждого ребенка неповторимый профиль мотиваций и самооценок. К каждому нужен индивидуальный подход для гармоничного развития личности.

Научно-практическая новизна исследования заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме.

Полученные данные могут помочь родителям, учителям и психологам в разработке и проведении просветительских мероприятий, обучающих и коррекционных программ, направленных на развитие автономной регуляции у детей.

Литература:

  1. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Линч М. Ф. (2020). Конструктивная валидность русскоязычной версии модифицированного опросника академической саморегуляции (ОСК-А) среди детей младшего и среднего школьного возраста. Психология в России: современное состояние, 13 (3), 16–34.
  2. Дергачева О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. Электронный ресурс: http://www.institut.smysl.ru/article/documents/ar-dergacheva.doc
  3. Дергачева О. Е., Дорфман Л. Я., Леонтьев Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. № 3. С. 91–106.
  4. Дергачева О. Е., Митина О. В. Подходы к конструированию русскоязычной версии опросника каузальных ориентаций // Психологическая диагностика. 2005. № 1. С. 3–14.
  5. Deci E. L. The psychology of self-determination. Toronto: Lexington books, 1980.
  6. Ryan R. M., Connell J. P. Perceived locus of causality and internalization: examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57(5). P. 749–761.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, автономная регуляция, автономная ориентация, внешний контроль, выраженная безличная ориентация, младший школьный возраст, ориентация, поведение детей, академическая саморегуляция, безличная ориентация.


Ключевые слова

деятельность, младший школьный возраст, автономная регуляция

Похожие статьи

Саморегуляция детей во второй фазе младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Саморегуляция детей во второй фазе младшего школьного возраста».

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Особенности саморегуляции в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей подросткового возраста при помощи проведения исследования по таким методикам, как: тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; опросник В. И. Моросановой...

Влияние самооценки младшего подростка на его учебную деятельность

В статье автор исследует самооценку младших подростков как фактор, влияющий на успешность их учебной деятельности.

Волевая регуляция как фактор карьерной адаптивности старшеклассников

Данная статья посвящена изучению волевой регуляции и карьерной адаптивности у старшеклассников. В статье приведены результаты эмпирического исследования на выявление взаимосвязи двух компонентов, а также влияния волевой регуляции на карьерную адаптив...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Похожие статьи

Саморегуляция детей во второй фазе младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Саморегуляция детей во второй фазе младшего школьного возраста».

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Особенности саморегуляции в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей подросткового возраста при помощи проведения исследования по таким методикам, как: тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; опросник В. И. Моросановой...

Влияние самооценки младшего подростка на его учебную деятельность

В статье автор исследует самооценку младших подростков как фактор, влияющий на успешность их учебной деятельности.

Волевая регуляция как фактор карьерной адаптивности старшеклассников

Данная статья посвящена изучению волевой регуляции и карьерной адаптивности у старшеклассников. В статье приведены результаты эмпирического исследования на выявление взаимосвязи двух компонентов, а также влияния волевой регуляции на карьерную адаптив...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Задать вопрос