В статье авторы рассматривают вопросы, связанные с эквивалентностью путевого развития железнодорожных станций. Путевое развитие представляется в виде графов, включая деревья горловин различных парков. Показана связь бинарных деревьев с числами Каталана, а также — эффективность использования топологических индексов Рандича и Виттена в решении задач эквивалентности.
Ключевые слова: железнодорожные станции, горловины, графы, деревья, топологический индекс, эквивалентность.
- Предварительные сведения. Для начала приведем некоторую известную терминологию, относящуюся к эксплуатации железных дорог и теории графов.
Железнодорожной станцией называется раздельный пункт железных дорог, с наличием путевого хозяйства и обеспечивающем работы по приёму, отправке, скрещению и обгону, регулированию движения поездов, по приёму, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, возможность обслуживать пассажиров [2]. При достаточной оборудованности путевыми устройствами железнодорожной станции, также проводятся технические операции с поездами, маневровые работы, расформирование и формирование поездов.
С 2004 года в науке о проектировании железнодорожных станций и узлов используется методология классической теории графов, преимущественно для выполнения комбинаторных расчетов числа вариантов горловин различных парков станций. Например, в работе [2] приводится способ вычисления необходимого числа стрелочных переводов в горловине сортировочного парка, основанный на классической теореме Л. Эйлера о многогранниках, позволяющей определить зависимость между количеством путей в сортировочном парке, количеством путей роспуска и количеством стрелочных переводов, соединяющих всю конструкцию в путевое развитие горочного сортировочного устройства. В работе [1] метод В. Г. Шубко рассмотрен с точки зрения топологии двумерных поверхностей, что позволяет вложить в них графы горочных горловин для дальнейшего анализа.
Граф путевого развития железнодорожной станции — это математический объект, используемый в теории графов для моделирования отношений между объектами. Граф представляет собой совокупность точек (вершин) и линий (ребер), которые соединяют вершины.
Формально, такой граф определяется как пара множеств
- Способ задания путевого развития станции. Одним из способов задания путевого развития железнодорожной станции является составление матрицы смежности.
Матрица смежности
— это матрица, которая используется в теории графов для представления связей (смежности) между вершинами графа. Матрица смежности является квадратной матрицей размера
Пусть дан граф

Для железнодорожных станций ребра в графе — неориентированны, а значит матрица смежности является симметричной относительно главной диагонали.
Матрица смежности содержит информацию о связях между стрелочными переводами графа. Например, длину ребра (участка железнодорожного пути) можно указать в матрице смежности в качестве веса ребра.
-
Горловина станции как бинарное дерево.
Горловина железнодорожной станции
— это связный граф без циклов и с
Граф-дерево обладает следующими свойствами:
- Один связный компонент: горловина станции всегда является связной, то есть между любыми двумя стрелочными переводами найдется путь.
- Без циклов: горловина не имеет циклов. Это означает, что любые два стрелочных перевода соединены только одним путем.
-
- Единственный путь между стрелочными переводами: между любыми двумя стрелочными переводами существует единственный путь.
-
Горловина станции является минимальным связным графом: она имеет минимальное число ребер среди всех связных графов с
- Горловина станции — двудольный граф: граф-дерево является двудольным графом, то есть его вершины можно разбить на две доли так, чтобы все ребра шли между ними.
Для любого стрелочного перевода в горловине станции степень равняется 3.
Степень
стрелочного перевода — это количество ребер, инцидентных данному стрелочному переводу. Формально, для графа

где
Кроме того, абсолютно любое путевое развитие горловины железнодорожной станции является бинарным деревом, то есть направленным ациклическим графом, в котором каждый стрелочный перевод имеет не более двух дочерних стрелочных переводов.
Любую горловину можно определить рекурсивно. Пустое дерево является бинарным деревом. Если
Можно определить горловину станции формально, используя множества и отношение на множестве стрелочных переводов.
Множество стрелочных переводов горловины обозначим
Здесь
Отношение на множестве стрелочных переводов обозначим
Здесь
В горловине станции может быть не более одного корня, и каждый стрелочный перевод, кроме корня, имеет одного родителя.
Пример горловины сортировочной горки на 4 пути в виде бинарного дерева представлен на рис. 1:

Рис. 1. Граф-дерево горловины сортировочной горки на 4 пути
-
Горочная горловина как алгебраическая полугруппа.
Путевое развитие горочной горловины можно также представить в виде алгебраической полугруппы — математического объекта, определяемый парой
Для того, чтобы множество
1) Ассоциативность: для любых
2) Замкнутость: для любых
Первая аксиома, ассоциативность, говорит нам, что порядок выполнения операций не имеет значения. Например, если у нас есть три пути в сортировочном парке
Вторая аксиома, замкнутость, говорит нам, что результат операции




- Связь с числами Каталана. Числа Каталана — это ряд целых чисел, их формула выглядит следующим образом:
где
Связь между числами Каталана и ассоциативностью важна для выполнения комбинаторных операций в горловинах железнодорожных станций и заключается в следующем: число сочетаний скобок, при которых выражение с использованием
Допустим, у нас есть
В итоге мы получим выражение:
что является рекурсивной формулой, использующейся для вычисления чисел Каталана, а значит и числа вариантов соединения стрелочными переводами путей парка станции в конструкцию самого парка.
Например, для
Таким образом, мы получили, что
- Эквивалентность по матрицам смежности. Для определения эквивалентности двух графов по их матрицам смежности, необходимо проверить равенство этих матриц. Два графа считаются эквивалентными, если они имеют одинаковое число вершин и ребер, и при этом каждая вершина одного графа соединена с той же самой вершиной другого графа, идентифицированной по номеру, при условии, что в обоих графах соответствующие ребра имеют одинаковые направления и веса.
Рассмотрим две матрицы смежности

Для того чтобы проверить эквивалентность графов, их матрицы смежности нужно сравнить элемент за элементом и убедиться в том, что они одинаковы. То есть
Если матрицы равны, то графы эквивалентны. Если же матрицы отличаются, то графы неэквивалентны.
- Эквивалентность по топологическому индексу Рандича. Для определения эквивалентности двух графов железнодорожных станций с помощью расчета топологического индекса Рандича необходимо выполнить следующие шаги:
-
Представить каждый граф в виде матрицы смежности
-
Для каждого графа рассчитать сумму элементов матрицы смежности
- Рассчитать топологический индекс Рандича для каждого графа по формуле:
где
-
Если топологические индексы
Давайте рассмотрим примеры для двух графов:
Пусть дана для первого графа матрица смежности, имеющая следующий вид:
Сумма элементов матрицы смежности для графа 1 равна
Рассчитаем топологический индекс Рандича для графа 1:

Для графа 2 матрица смежности будет иметь следующий вид:
Сумма элементов матрицы смежности для графа 2 равна
Рассчитаем топологический индекс Рандича для графа 2:
Таким образом, графы 1 и 2 не эквивалентны, так как их топологические индексы Рандича различаются.
- Эквивалентность по топологическому индексу Виттена. Топологический индекс Виттена — это числовое значение, которое можно вычислить для любого связного графа железнодорожной станции. Он определяется как
где
Для того чтобы определить эквивалентность двух графов железнодорожных станций с помощью индекса Виттена, нужно выполнить следующие шаги:
-
Вычислить индекс Виттена для первого графа станции
-
Вычислить индекс Виттена для второго графа станции
- Сравнить полученные значения. Если они равны, то графы эквивалентны. Если они отличаются, то графы не эквивалентны.
Доказательство данного метода основывается на следующих фактах:
– если два графа железнодорожных станций эквивалентны, то их матрицы Лапласа будут подобными и, следовательно, будут иметь одинаковый набор собственных значений.
– обратно, если два графа железнодорожных станций имеют различные значения индекса Виттена, то их матрицы Лапласа не могут быть подобными, а значит, графы не могут быть эквивалентными.
Литература:
- Пазойский, Ю. О. Комбинаторные аспекты горочных горловин технических станций / Ю. О. Пазойский, С. Н. Шмаль, Ж. Янев // Фёдор Петрович Кочнев — выдающийся организатор транспортного образования и науки в России: Труды международной научно-практической конференции, Москва, 22–23 апреля 2021 года / Отв. редактор А. Ф. Бородин, сост. Р. А. Ефимов. — Москва: Российский университет транспорта, 2021. — С. 135–140. — EDN RDFCGJ.
- Шубко, В. Г. Применение теории графов к конструкции и размещению железнодорожных станций / В. Г. Шубко. — Москва: МИИТ, 2005. — 32 c. — Текст: непосредственный.