В статье автор пытается найти пути для более эффективного управления кластером.
Ключевые слова: кластер, здравоохранение, медицина, управление.
Кластер как институциональная единица высокотехнологичного бизнеса давно и весьма успешно используется за рубежом [1]. Географическая локализация и взаимосвязанность деятельности участников предоставляют кластеру определенные конкурентные преимущества: ввиду повышенной производительности входящих в его состав организаций, за счет создания единой инфраструктурной цепочки и облегченной коммуникации между участниками кластера. Эти особенности позволяют кластерам успешно развивать инновационные производства, делают их привлекательным объектом инвестиций. Одновременно эффективная деятельность кластеров становится фактором территориального развития региона локализации.
В Российской Федерации спектр актов, регламентирующих разные аспекты функционирования кластеров в различных отраслях экономики, весьма широк. Законодательство оперирует понятиями «промышленный кластер», «фармацевтический кластер», «нефте-газохимический кластер», «туристический кластер» и т. д. Однако на уровне закона как акта высшей силы определяется статус только промышленных кластеров и медицинского кластера.
Сфера здравоохранения является важнейшим государственным приоритетом не только в силу значимости конституционно гарантированного права каждого на охрану здоровья, но и ввиду стоящей перед государством задачи инновационного развития медицинской и фармацевтической промышленности. Пандемия коронавирусной инфекции резко обострила спрос на новейшие прорывные технологии в медицине и фармацевтике, создание которых стало вызовом и для российского государства, и для всего мирового сообщества. При этом наряду с текущими потребностями актуальными для здравоохранения остаются такие вопросы, как совершенствование медицинской помощи и повышение качества медицинских услуг.
Это предопределяет необходимость поиска наиболее эффективных институциональных инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Одним из апробированных зарубежной практикой механизмов генерирования новых технологий в медицине и воплощения их в жизнь является создание особых территорий для субъектов медицинской деятельности, в том числе медицинских кластеров.
На территории Российской Федерации функционирует немало особых зон со специфическим статусом и рядом преференций, созданных для прорывного развития отдельных сфер жизнедеятельности российского государства. Число направлений, нуждающихся в новых организационных подходах с целью обеспечения их адаптации к современным потребностям экономики и научно-технологического развития, постоянно растет.
Финальной целью функционирования медицинского кластера является повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению. Это означает, что синергетический эффект, ожидаемый от деятельности участников кластера, ориентирован не только на коммерческую выгоду субъектов кластера, но и на создание общественного блага в виде сохранения (поддержания) здоровья потребителей услуг, продуктов, технологий, создаваемых субъектами кластера. В конечном счете кумулятивный эффект деятельности кластера должен способствовать формированию инновационного здравоохранения, отвечающего интересам как субъектов медицинской деятельности, потребителей их услуг и продуктов, так и государства, несущего социальную функцию.
Очевидно, что достижение этих целей является приоритетной задачей современного здравоохранения, а те преимущества, которые законодательство предоставляет участникам кластера, закладывают основу для совместного поиска участниками кластера (научными, образовательными, медицинскими, промышленными организациями) прорывных инновационных решений в медицине и фармацевтике для последующего их последовательного внедрения в медицинскую практику на территории всей страны.
Одним из важных элементов медицинского кластера является его качественное управление. Для это необходимо проводить оценку управления кластером. В Российской Федерации отсутствую методики оценки кластеров, альтернативой может выступать методика ECEI, разработанная в европейской организации ESCA. Главная цель данной методика состоит в улучшении прослеживаемости внутренних процессов, что повышает качество управления кластером.
Данная методика содержит в себе показатели качества, по которым проводиться оценка кластера. Показатели качества охватывают следующие аспекты, которые представлены в таблице 1.
1. Структура кластера.
2. Типология, управление, сотрудничество.
3. Финансирование управления кластерной организацией.
4. Стратегия, цели, услуги.
5. Достижения, признание [2].
Таблица 1
Показатели качества
Раздел |
Описание |
Структура кластера |
Принявшие обязательства участники Участники кластера должны взять на себя обязательства по какому-либо письменному соглашению. В таком документе должны быть указаны потенциальные выгоды для участников, а также их обязанности в качестве добросовестного участника кластера. Не менее 80 % участников кластера должны быть привержены выполнению своих обязательств |
Типология, управление, сотрудничество |
Стабильность и преемственность кадров в составе команды по управлению кластером. Уходящий персонал группы управления кластерной организацией должен быть немедленно заменен. Наложение увольнений и нового персонала будет способствовать безболезненной передаче рабочих задач. Существующие должностные обязанности для различных участников персонала облегчают поиск новых сотрудников |
Финансирование управления кластерной организацией |
Наличие доли финансовых ресурсов из частных источников Отличным руководством считается то, что организация кластера может генерировать более 20 % своего бюджета на управление кластером из частных источников |
Стратегия, цели, услуги |
Документация и обзор стратегии и плана осуществления деятельности в рамках кластера Стратегия кластера должна быть надлежащим образом задокументирована. Она должна охватывать все соответствующие стратегические вопросы, тематики, временные рамки и т. д., дополняться графиками/иллюстрациями и т. д., четко описывая долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные перспективы |
Достижения, признание |
Истории успеха кластера или его участников — если они в значительной степени подкреплены деятельностью организации кластера — должны доводиться до сведения организации кластера |
Литература:
- Кластерный подход к организации геномных исследований // cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-k-organizatsii-genomnyh-issledovaniy (дата обращения: 16.06.2023).
- Методические подходы к оценке эффективности кластеров на примере калужской области // elibrary URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46289141 (дата обращения: 16.06.2023).