Проведён анализ административного выдворения из РФ как меры административной ответственности, которая может назначаться как основное и как дополнительное наказание, рассмотрены особенности применения такой меры и форм его исполнения.
Ключевые слова: административное выдворение, принудительное выдворение, административное наказание.
The analysis of administrative expulsion from the Russian Federation as a measure of administrative responsibility, which can be imposed as the main and as an additional punishment, is carried out, the features of the application of such a measure and the forms of its execution are considered.
Keywords: administrative expulsion, forced expulsion, administrative punishment
Чтобы гарантировать законность пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (далее иностранцы) на территории РФ, законодатель установил специальный административно-правовой режим и виды юридической ответственности за совершение правонарушений в охраняемой сфере отношений: административную и уголовную.
Согласно ст. 3.3. КоАП Административное выдворение является дополнительным административным наказанием. Проблемы возникают с теми составами административных правонарушений, где административное выдворение установлено в качестве обязательного наказания (к примеру, ч. ч. 1, 3.1, 4 и 5 ст. 18.8 КоАП РФ).
Пленум Верховного Суда РФ, в частности, отмечал, что при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении (п. 23.1) [4]
Соответственно, Верховный суд поддержал мнение о том, что эта форма наказания может не использоваться.
В случаях несоблюдения правил, регулирующих проживание в Российской Федерации, таких как несоблюдение визовых условий, работа без необходимого разрешения или пребывание после истечения срока действия визы или регистрации, иностранные граждане или лица без гражданства могут быть подвергнуты административному выдворению. В то же время выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства из страны не является простым выдворением; это тщательный и упорядоченный процесс, который влечет за собой соблюдение определенных прав и процедурных гарантий.
Таким образом, административное выдворение представляет собой процесс принудительного выезда иностранного резидента или лица без гражданства с территории России в связи с нарушением правовых норм. В рамках процедуры необходимо соблюдать определенные права и процедуры, при этом не забывая об интересах человека.
Статья 3.10 КоАП РФ описывает два вида административного выдворения: принудительное выдворение за пределы Российской Федерации и контролируемый добровольный выезд.
Депортация иностранных граждан из Российской Федерации как самоуправляемый, регулируемый выезд не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые привлекаются к ответственности за нарушение части 3 статьи 20.25 КоАП РФ.
Суд может наложить административное наказание на иностранного гражданина в виде принудительного выдворения из Российской Федерации, для чего судья имеет право распорядиться о содержании под стражей в учреждении, определённом Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002. Это задержание может длиться до приведения в исполнение наказания.
Иностранцы содержатся в специализированных учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, и расходы продолжают расти. Это задержание может рассматриваться как форма дополнительного наказания, которая не включена в правила КоАП РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ иностранцам, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2], при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена [3]
Стоит отметить, что Российская Федерация граничит с 18 государствами, больше, чем любая другая страна в мире. 38 из которых расположены вдоль международных границ, многие из которых страдают от внутренней нестабильности.
Из-за этого внешняя миграция резко возросла в последние годы, что вынуждает правительство принимать превентивные меры для предотвращения негативных последствий и связанной с ними преступности, которые могут принести эти новые миграционные тенденции.
Для нейтрализации негативных последствий миграции и управления ими правительству необходимо осуществлять меры государственного контроля в соответствии с законом. Особенно важным является выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства.
Иностранным гражданам может грозить административная ответственность и последующее выдворение по нескольким причинам: несоблюдение правил въезда в Россию, превышение разрешенного срока пребывания, несвоевременная регистрация в миграционных органах, отсутствие документов, разрешающих их пребывание в России, трудоустройство без соответствующего разрешения, неверное указание причины пребывания в России и совершение преступления, наказуемого в соответствии с административным законодательством. [1]
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в отдельных случаях в контролируемом самостоятельном выезде указанных лиц из Российской Федерации (ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ). [1]
До настоящего времени существуют две различные формы административного выдворения: самостоятельное и принудительное. Для самостоятельного выдворения иностранное физическое лицо должно добровольно пересечь границы Российской Федерации в течение пяти дней после получения судебного решения.
Административное выдворение из России может привести к запрету на повторный въезд, выданному любым из следующих государственных органов: Министерством внутренних дел, Министерством юстиции или Федеральной службой безопасности. Это может выражаться в полном запрете на повторный въезд в страну или в постановлении, объявляющем пребывание иностранного лица нежелательным.
Кроме того, иностранным гражданам может быть отказано во въезде в Российскую Федерацию в связи с административным выдворением в следующих ситуациях: превышение установленного срока, совершение двух или более правонарушений в течение двенадцати месяцев, подделка документов по прибытии, наличие непогашенной уголовной судимости в любой стране и частое уклонение от уплаты налогов. В результате может быть введен запрет на срок от трех до десяти лет.
Человек, которому грозит депортация, может подать апелляцию в суд с просьбой об освобождении в связи с уважительными обстоятельствами. Кроме того, если решение уже принято, пострадавшее лицо может оспорить его в суде высшей инстанции без необходимости покидать страну.
При вынесении вердикта суд, как правило, отменяет действие о выдворении из страны при следующих обстоятельствах: если у мигранта есть семья из российских граждан, проживающих в стране; если иностранец проходит полный курс обучения в России; если иностранцу необходима медицинская помощь в России; когда подано заявление на получение гражданства; или когда затрагиваются другие вопросы, такие как жилье и налоговые платежи.
Таким образом, применение административного выдворения является односторонней мерой, которая применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства, незаконно въехавшим в Россию. Эта политика действует для обеспечения действительных прав российских граждан и сохранения национальной безопасности. Для обеспечения его соблюдения требуется применение административного принуждения по указанию суда. Основной целью административного выдворения является регулирование пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
- О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. и доп. от 11.01.2023). [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения 12.01.2023).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н. Г. Мсхиладзе» // Вестник Конституционного Суда РФ, N 5, 2017
- Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»