В данной работе изучены причины и условия дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Освещены эпидемиологические стороны детского дорожно-транспортного травматизма, характер полученных повреждений и степень тяжести вреда, причиненного здоровью детей.
Ключевые слова: детский несмертельный дорожно-транспортный травматизм, эпидемиология, характер повреждений, вред здоровью.
Введение. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) на протяжении многих лет занимают лидирующие позиции в структуре механической травмы не только России, но и в большинстве ведущих стран мира. Ежегодно в мире в результате ДТП гибнут более 186 тысяч детей в возрасте до 18 лет [1]. Гораздо большее количество детей получают повреждения различной степени тяжести, некоторые из них приводят к стойкой утрате общей трудоспособности.
По данным официального сайта Госавтоинспекции МВД России, в 2021 году в Российской Федерации было совершено 19866 ДТП с участием детей в возрасте до 18 лет, в которых было ранено 21936 детей, погибло 762 ребёнка. Краснодар является крупнейшим транспортным узлом Кубани, занимает второе место по обеспеченности легковыми автомобилями на тысячу жителей в городах России с населением свыше 1 млн. человек. В 2021 году г. Краснодаре произошло 121 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых погибло 4 ребёнка, ранено — 193.
В течение месяца имеются периоды, в которые в организме человека возникают изменения(хронобиология), отрицательно влияющие на его телесное и психическое здоровье [2]. Это обусловлено изменением тонуса сосудов, а это, в свою очередь, приводит к угнетению настроения, рассеяности внимания, что повышает риск ДТП.
Цель исследования. Проанализировать обстоятельства, особенности повреждений у детей при различных видах ДТП в г. Краснодаре, а также судебно-медицинскую оценку причиненного вреда здоровью.
Материалы и методы. Объектом исследования являлись регистрационный журнал и архивные экземпляры «Заключения эксперта» и «Актов судебно-медицинского исследования» отдела судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГБУЗ «Бюро СМЭ» в отношении детей, пострадавших в ДТП на территории г. Краснодара в 2021 году. Создана база данных в электронных таблицах Microsoft Excel. Анализировались такие параметры как пол, возраст, место, время, фаза лунного цикла, характер повреждений и степень тяжести причиненного вреда здоровью.
Результаты и обсуждение. Всего в 2021 г. в отделе судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГБУЗ «Бюро СМЭ» в г. Краснодаре экспертизы и освидетельствования были проведены в отношении 126 несовершеннолетних пострадавших при ДТП, 59,1 % из них пришлось на лица мужского пола. Были выделены четыре возрастные группы: 1-я группа — дети до 3 лет (5,6 %), 2-я — от 4 до 7 лет (2,4 %), 3-я — от 8 до 13 лет (53,9 %), 4-я — от 14 лет до 18 лет (38,1 %).
В абсолютных цифрах данные исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение пострадавших по возрасту и полу (абс.)
до 3-х лет |
4–7 лет |
8–13 лет |
14–18 лет |
|
Мальчики |
5 |
2 |
35 |
35 |
Девочки |
2 |
1 |
33 |
13 |
Наиболее часто дети получали травмы летом (29,4 %) и осенью (28,6 %), реже — зимой и весной — 18,2 % и 23,8 % соответственно.
Среди дней недели самым травмоопасным днем являлась среда — 18,9 %, также фиксировалось повышение травматизации несовершеннолетних в выходные дни (рис. 1).
Рис. 1 Распределение пострадавших при ДТП по дням недели
В вечернее время в период с 17:00 до 18:00 часов фиксировалось наибольшее число пострадавших детей (рис 2.).
Рис. 2 Распределение пострадавших при ДТП в течение суток
В дни, близкие к новолунию и полнолунию (за 4 дня до и после), зафиксировано 70,4 % случаев, поровну в периоды новолуния (35,2 %) и полнолуния (35,2 %).
Анализ по месту ДТП показал, что на дорогах города пострадали 76,2 % детей, из них 28,6 % на пешеходных переходах в области пересечения дорог; на дорогах регионального и федерального значения, которые проходят через город и пригородную зону, — 14,3 %, на дворовой территории — 9,5 %. Пешеходами являлись 66,7 % участников ДТП, пассажирами транспортных средств — 23,8 %, водителями мото- или велотранспорта — 3,5 %.
Внимания заслуживают участившиеся в последнее время происшествия с участием детей, передвигающихся на электросамокатах, среди которых было выявлено 4,8 % случаев от общего числа пострадавших детей. Следует отметить, что при столкновении автомобиля с ребенком, передвигающимся на самокате, при регистрации в ГИБДД такой случай фиксировался как «наезд на пешехода». Если же ребенок, передвигавшийся на самокате, получал повреждении при столкновении с какой-либо преградой, исключая транспортное средство, или просто падал с самоката и получал при этом повреждения различной тяжести, то такой случай не являлся дорожно-транспортным и, как правило, судебно-медицинская экспертиза или освидетельствование не проводились.
После получения повреждений 36,5 % детей были госпитализированы в медицинские учреждения, 49,2 % лечились амбулаторно, 10,3 % медицинская помощь оказывалась только сотрудниками скорой медицинской помощи, 4 % за медицинской помощью не обращались.
В 41,3 % случаев травма у детей являлась сочетанной; изолированная травма определялась у каждого второго ребёнка (49,2 %), множественные повреждения встречались в 9,5 % случаев.
Травма головы фиксировалась в 58,7 % случаев, при этом повреждения мягких тканей головы были представлены кровоподтёками (40,6 %), ссадинами (28,3 %) и ранами (31,1 %). В 27 % травма головы сопровождалась переломами черепа: в 7 случаях определялись переломы мозгового отдела, в 9 — лицевого отдела, в 3 — на их сочетание. Черепно-мозговая травма у детей выглядела следующим образом: наиболее легкая форма — сотрясение головного мозга встречалась у 9 пострадавших; ушибы головного мозга — у 15, (2 тяжелой степени, 5 — средней и 8 — легкой). Травма головы у пешеходов выявлялась в 61,2 % наблюдений, пассажиров транспортных средств — 28,8 %, водителей — 10 %.
Каждый третий (32,5 %) пострадавший получал травму верхних конечностей, при этом повреждения мягких тканей были представлены — ссадинами (61 %), кровоподтёками (29,3 %), и ранами (9,7 %). У каждого четвертого ребенка (24,4 %) с травмой верхних конечностей определялись переломы (5 случаев перелома плечевой кости, 3 — костей предплечья и 2 — ключицы).
Травма нижних конечностей определялась в 54 % случаев, из них кровоподтёки наблюдались у 52,1 % детей, ссадины — у 39,7 %, раны — у 8,2 %. У каждого четвертого (25 %) ребенка выявлялись переломы: бедренной кости (4), надколенника (2), костей голени (9), костей стопы (2). Следует отметить, что 90 % от общего количества переломов верхних конечностей и 64,7 % переломов нижних конечностей определялись у пешеходов.
Травмы грудной клетки, живота и таза составили соответственно 6,5 %, 9,3 %, 10,3 %. Среди повреждений грудной клетки встречались единичные переломы рёбер, среди повреждений живота отмечались такие травмы, как разрыв печени, селезёнки, ушиб этих органов. В трех случаях из четырех повреждения таза сопровождались переломами и приходились на долю пешеходов (87,5 %).
При оценке полученных повреждений по степени тяжести вреда, причиненного здоровью детей, выявлено, что тяжкий вред здоровью устанавливался в 23,8 % случаев (рис. 3), при этом среди них представителей мужского пола было в 2 раза больше (таб. 2).
Рис. 3. Оценка повреждений по степени тяжести вреда причиненного здоровью человека
Легкий вред здоровью устанавливался судебно-медицинским экспертом каждому четвертому ребенку (24,6 %), что подробно представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение детей по полу и степени причинённого вреда здоровью (абс.)
Тяжкий вред здоровью |
Вред здоровью средней тяжести |
Лёгкий вред здоровью |
Без вреда |
|
Мальчики |
20 |
7 |
19 |
32 |
Девочки |
10 |
4 |
12 |
22 |
Всего |
30 |
11 |
31 |
54 |
Выводы. Среди пострадавших детейболее половины из них входили в возрастную группу от 8 до 13 лет, при этом были представлены практически одинаковым количеством обоих полов. Наиболее часто дети травмировались в летне-осенний период с пиковыми значениями в июне — 11,1 % и в ноябре 12 %. В эти периоды у детей начинаются каникулы в школе и их передвижение в городе возрастало. Среда — наиболее травмоопасный день недели для детской дорожно-транспортной травмы, «час-пик» — вечернее время с 17:00 до 18:00. Дни близкие к новолунию и полнолунию — зона повышенного риска ДТП с участием детей.
Наиболее часто повреждения у детей локализовались в области головы, второе место — травма нижних конечностей, третье — верхних конечностей. Кровоподтеки преобладали над другими повреждениями мягких тканей при травме головы и нижних конечностей, ссадины — при травме верхних конечностей. У каждого четвертого ребенка с травмой в области головы и конечностей определялись переломы костей черепа и конечностей.
Тяжкий вред здоровью по результатам проведенной судебно-медицинской экспертизы устанавливался каждому четвертому ребенку, что вызывает особую тревогу и озабоченность, поскольку в таких случаях не исключается возможность инвалидизации детей, а это в свою очередь, является не только серьёзной социальной, но и экономической проблемой, требующей внедрения широкого спектра мер профилактики.
Всё вышеизложенное свидетельствует о необходимости повышения внимания к вопросам профилактики детского травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Литература:
1. Моисеева А. Р., Долженко К. М., Колодезная А. С., Детский дорожно-транспортный травматизм в России и его профилактика // Инновационная наука. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-dorozhno-transportnyy-travmatizm-v-rossii-i-ego-profilaktika (дата обращения: 02.03.2023).
2. Биленко Н. П., Ардашев Р. Г., «Медицинские и криминолого-криминалистические аспекты исследований месячных биоритмов», 2019. — 140 с.