На обложке изображена Симона де
Бовуар (1908–1986), выдающаяся писательница, философ, теоретик феминизма.
Симона-Люси-Эрнестина-Мари Бертран
де Бовуар родилась в Париже в семье аристократов. С раннего
детства она проявляла интерес к учебе, который всячески поддерживал ее
отец. Он с раннего возраста давал ей книги и поощрял ее любовь к чтению
и сочинительству. При этом отец надеялся, что дочь в будущем, получив
хорошее образование, выйдет замуж и будет заниматься семьей. Симона же
всегда хотела быть писательницей и учительницей и продолжала активно
учиться. Когда она была подростком, ее семья обанкротилась, и образование
стало единственной возможностью для нее занять хорошее положение в обществе.
В подростковом возрасте Симона
пережила кризис веры и отказалась от католичества. Для нее более
авторитетными были науки: математика, литература и философия. После
окончания школы она поступила в Сорбонну, где продолжила изучать
философию. Там же Симона де Бовуар защитила диссертацию о немецком
математике и философе Готфриде Вильгельме Лейбнице и стала девятой
женщиной, которая окончила этот университет.
В 1929 году Симона сдала
специальный экзамен в университете, который позволял ей занять должность
преподавателя в любом высшем учреждении Франции. По итогу такого экзамена в общефранцузском
рейтинге она была на втором месте. В результате Симона де Бовуар стала
самой молодой преподавательницей философии во Франции — на момент экзамена
ей был всего 21 год.
В годы учебы она познакомилась с Жаном-Полем
Сартром — одним из основоположников экзистенциализма. Они не были женаты;
хотя он делал ей предложение, она ему отказала.
В 1943 году Бовуар опубликовала
свой первый роман «Она приехала, чтобы остаться», в котором описывала
любовный треугольник, частью которого являлась она сама. В этом романе писательница
размышляла об экзистенциальных идеалах, человеческих взаимоотношениях, проблеме
выбора и муках совести. Во второй половине 1940-х годов она опубликовала
еще два романа: «Кровь других» и «Все люди смертны». Она также являлась автором
пьесы «Кто умрет?».
Многие исследователи определяют
отношения Симоны де Бовуар и Поля Сартра как интеллектуальное партнерство.
Они оба разделяли многие философские идеи, в том числе их роднила
принадлежность к атеистическому экзистенциализму. При этом они были оба
свободны и не зависели друг от друга. Их отношения стали олицетворением
концепции Симоны де Бовуар о настоящей любви: «Настоящая любовь должна
основываться на взаимности и не приводить к эксплуатации». Позднее
эта концепция вошла в известный труд Симоны де Бовуар «Второй пол».
Согласно этой концепции, женщина должна стремиться помогать партнеру
реализовываться, однако и он должен делать то же самое. Никто не должен
жертвовать собой ради другого. Свобода — главная ценность. Фрагменты из
этой книги были опубликованы в журнале Les Temps Modernes, который Симона
де Бовуар основала вместе с Сартром, а в 1949 году вышло полное
издание книги «Второй пол». Она была переведена на 50 языков и считается библией
феминизма.
В 1954 году вышел роман Симоны
де Бовуар «Мандарины», повествующий о жизни писателей и философов,
окружающих Сартра. За этот роман ей была присуждена Гонкуровская премия, которой
награждают самых выдающихся литературных деятелей Франции.
Помимо Сартра у Симоны были
отношения с американским писателем Нельсоном Олгреном, поэтому
общественность порицала ее за распутство. При этом связывать с ним свою
судьбу феминистка тоже не собиралась.
В 1958 году она выпустила первую
книгу автобиографической трилогии — «Воспоминания благовоспитанной девицы».
В ней она рассказала о своей жизни до зрелого возраста. В последующих
двух книгах — «Сила зрелости» и «Сила вещей» — де Бовуар описала свои
отношения Сартром и другими известными людьми.
Симона де Бовуар выступала за
легализацию абортов, и свои взгляды она изложила в «Манифесте трехсот
сорока трех», опубликованном 5 апреля 1971 года в журнале Le Nouvel
Observateur. В этом манифесте она призывала отменить уголовное наказание
за аборты, не считая их криминальным преступлением. «Аборт — это личный выбор
женщины». В итоге в 1975 году аборты во Франции были официально разрешены.
В 1966 году де Бовуар вошла в состав
Международного трибунала по расследованию военных преступлений, на котором были
заслушаны свидетельства о преступлениях американцев во время войны во Вьетнаме.
Симона де Бовуар никогда не была
замужем, и детей у нее не было, при этом у нее была приемная
дочь Сильвия ле Бон, которая также увлекалась философией и восхищалась
Симоной. Сильвия на протяжении многих лет сопровождала Симону де Бовуар и являлась
ее доверенным лицом. Симона удочерила ее и передала свою фамилию, чтобы
после смерти Сильвия распоряжалась ее наследством.
Умерла Симона де Бовуар 14 апреля
1986 года. Похоронили ее рядом с Ж.-П. Сартром на Монпарнасском
кладбище в Париже.