В статье представлены результаты анализа значения и роли инструментов антикризисного управления при обеспечении конкурентоустойчивости отеля в современной индустрии гостеприимства. Актуальность исследования обусловлена современными условиями экономической нестабильности внешней бизнес-среды в отраслях России, что имеет негативное влияние на управление конкурентоспособностью организации.
Ключевые слова: конкурентоспособность отеля, антикризисное управление, кризис организации.
Текущая экономическая ситуация, которая сложилась в индустрии гостеприимства России в 2023 г., актуальная, поскольку впервые страна столкнулась с такими масштабными международными санкциями. Из-за этого актуальным является разработка новых рекомендаций антикризисных мер в управлении гостиничными предприятиями, направленных на обеспечение их экономической безопасности и повышения конкурентоспособности бизнеса.
Под понятием «конкурентоспособность организации» подразумевается показатель конкурентных преимуществ предпринимательского субъекта, включая его потенциальные возможности, сильные стороны и способность реагировать на возникающие угрозы внешней среды [1].
Система управления конкурентоспособностью должна иметь разностороннюю ориентацию, которая учитывает интересы гостиничного предприятия в различных аспектах его деятельности. В основу построения такой системы положен организационно-экономический механизм, учитывающий, с одной стороны, особенности деятельности отеля, а с другой — его положение на рынке и состояние внешней среды [2].
Антикризисный менеджмент — это управление в условиях наступившего кризиса, направленное на разработку мероприятий по выходу организации из кризисной ситуации с целью стабилизации финансовой деятельности; управленческий процесс, направленный на предотвращение кризисного состояния; а также комплекс управленческих мероприятий и инструмент, включающий в себя антикризисные превентивные и реактивные действия.
Несмотря на существующие определения сущности антикризисного управления можно сделать вывод, что в современных условиях антикризисный менеджмент направлен не только на предотвращение развития кризисов и кризисных ситуаций и банкротства организации, а также, на адаптацию систем управления к изменениям во внешней среде, что будет способствовать устойчивому развитию [3].
По нашему мнению, в рамках обеспечения повышения конкурентоспособности отеля в современной индустрии гостеприимства необходимо принятие следующих антикризисных управленческих решений, а именно:
1. Оптимизация финансовых расходов и снижение себестоимости гостиничных услуг.
Для этого можно использовать инновационные технологии, которые позволяет сократить расходы, снизить брак, улучшить качество обслуживания гостей.
2. Устранение угроз кадровой политики, которые приводят к высокой текучести кадров.
Из-за текучести кадров происходит нестабильность персонала, что увеличивает затраты на поиск, отбор и привлечение новых сотрудников. Сам адаптационный период требует времени, в котором новые работники не способны качественно решать свои оперативные задачи и выполнять поставленные обязанности.
3. Информационное обеспечение поддержки управленческой деятельности менеджмента организации.
В качестве совершенствования системы управления необходимо использовать современные технологии информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений руководителями. Для этого можно использовать цифровизацию бухгалтерского учета, который позволяет в постоянном режиме обеспечивать управленческий аппарат организации необходимой информацией о финансовом состоянии бизнеса.
4. Повышение экономической эффективности управления вопросами дебиторской задолженности организации.
К данным мероприятиям антикризисной политики относятся организация механизма отбора дебиторов, контроль за исполнением обязанностей дебиторами, контроль за расчетами по инкассации, мероприятия повышения эффективности управления дебиторской задолженностью и контроль над соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
5. Внедрение цифровых технологий и информационных систем, позволяющих проводить постоянный мониторинг факторов-угроз внутренней и внешней среды.
Наиболее перспективной технологией в совершенствовании системы мониторинга факторов-угроз является искусственный интеллект, возможности которого позволяют анализировать большие массивы данных, определяя закономерности в проведении бизнес-процессов гостиничного предприятия. Практическая роль и актуальность внедрения технологий искусственного интеллекта при разработке антикризисной политики организации в целях предотвращения его банкротства увеличивается.
6. Создание возможности восстановления актуального состояния организации при нарушении экономической безопасности.
Наиболее сложное мероприятие антикризисной политики, которое предполагает возможность возвращения состояния организации к прежнему, где не требуется применение организационных изменений.
7. Применение защитных действий от вмешательства сторонних лиц в финансовую деятельность отеля.
К данным мероприятиям антикризисной политики организации можно отнести систему защиты от конкурентной разведки, а также совершенствование информационной безопасности. Все актуальнее становятся и угрозы от киберпреступников.
Таким образом, разработка антикризисной политики гостиничного предприятия в целях повышения конкурентоспособности организации, с учетом современных реалий экономической нестабильности внешней бизнес-среды индустрии гостеприимства России, требует принятие различных мероприятий, связанных с обеспечением экономической безопасности, финансовой устойчивости и инновационно-технологической ориентации.
Также при укреплении конкурентоспособности отеля необходимо использовать стратегические мероприятия в направлении предупреждения финансовых рисков и угроз, совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью, устранения угроз, связанных с производством и кадрами, которые негативно влияют на ключевые финансовые показатели. Тем самым, мы можем сказать о том, что многие инструменты и решения о повышении конкурентоспособности организации связаны с методами антикризисного управления.
Литература:
1. Емельянова И. Ф. Основные понятия теории конкурентоспособности предприятия: сущность, характер взаимосвязей, место в системе конкурентных отношений // Вестник Донецкого национального университета. 2020. № 1. С. 72–81.
2. Разуваева Т. А. Повышение конкурентоспособности предприятия в условиях современной России // Вестник науки и образования. 2020. № 2–2 (80). С. 32–36.
3. Краснова В. В., Дубицкая А. В. Сущность антикризисного управления на предприятии // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. 2019. С. 44–47.