Этапы кредитного процесса в коммерческом банке в кредитовании юридических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 19.06.2023

Статья просмотрена: 4277 раз

Библиографическое описание:

Макарова, С. Н. Этапы кредитного процесса в коммерческом банке в кредитовании юридических лиц / С. Н. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104293/ (дата обращения: 16.10.2024).



Организация процесса кредитования организаций нефинансового сектора заключается в комплексном подходе построения кредитного процесса ввиду того, что предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность, являются более сложно структурированными относительно физических лиц. Систематизированный кредитный процесс в кредитных организациях является конкурентным преимуществом на банковском рынке так как существенно минимизируются транзакционные издержки между банком и юридическими лицами по поводу оперативного получения кредитного/документарного продукта.

Ключевые слова: коммерческий банк, кредитование юридических лиц, кредитный процесс, финансовое положение заемщика.

В отечественной научной литературе посвящено множество исследований теме организации кредитного процесса [4]. На основе опытных данных автора справедливо выделить 7 основных и последовательных этапов, которые должны быть в совершенстве организованы и оптимизированы коммерческими банками.

Агрегированные данные представлены на рисунке 1.

Этапы кредитного процесса кредитования организаций нефинансового сектора (Источник: составлено автором)

Рис. 1. Этапы кредитного процесса кредитования организаций нефинансового сектора (Источник: составлено автором)

В целях дальнейшего анализа необходимо описать приведенные на рисунке 1 этапы кредитного процесса.

Кредитный процесс начинается с получения кредитным аналитиком (менеджером) заявления о необходимости кредита или иного продукта кредитного характера от клиентского менеджера. Кредитному процессу предшествует работа клиентского менеджера, задача которого привлечь потенциальных клиентов и довести его до подачи заявления заявки на оформление банковского продукта.

Второй этап — проведение интервью с потенциальным заемщиком на предмет необходимости дополнительного финансирования, проработка первоначальной структуры кредитной сделки, сбор документов, необходимых в процессе анализа.

Данный этап справедливо было бы выделить за рамки кредитного процесса, однако существует реальная проблематика подбора квалифицированной клиентской службы, способной полноценно отвечать за комплектность необходимых документов для анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщика, а также полной проработки структуры кредитной/документарной сделки. Ввиду чего данное бремя ложится на кредитного аналитика, что создает дополнительные временные издержки в работе, тормозя последующий кредитный процесс.

Третий этап является одним из самых важных в рассматриваемой цепочке. Данный этап подробнее будет рассмотрен в отдельном параграфе исследования, однако необходимо отразить краткие характеристики.

Оценка кредитоспособности организаций нефинансового сектора — это комплексный набор подходов и методов, позволяющий кредитной организации выстроить понятийный аппарат по поводу будущей возвратности размещенных сегодня средств в виде кредита или обеспечения безусловных обязательств за клиента. Выявление стоп-факторов в процессе кредитного анализа способствует минимизации кредитных рисков для кредитной организации.

Методика оценки кредитоспособности организаций нефинансового сектора составляется каждой кредитной организаций самостоятельно, однако все они основаны на научных знаниях из сферы бухгалтерского учета, налогообложения, корпоративных финансов, статистики и математического моделирования.

В российской банковской практике наиболее известные унифицированные подходы к оценке кредитоспособности заемщика — методика оценки кредитоспособности малого и среднего бизнеса Европейского Банка Реконструкции и Развития, а также методика оценки Банка России.

Четвертый этап напрямую зависит от результатов, полученных на третьем этапе, а именно по результатам оценки кредитоспособности заемщика. На четвертом этапе происходит минимизация рисков, выявленных в процессе анализа кредитоспособности, путем определения дополнительных условий. Существует два типа дополнительных условий: ковенанта — это дополнительное условие к стандартным формулировкам кредитного договора, которое ограничивает деятельность заемщика в тех или иных аспектах на всем сроке действия кредитного договора; отлагательное условие — условие, без выполнения заемщиком которого невозможно заключение кредитного договора.

Перечень возможных дополнительных условий, в том числе обеспечение по кредиту, будет рассмотрен в следующем параграфе.

После проведения анализа и определения окончательной структуры кредитной сделки, заявка согласовывается или отвергается коллегиальным органом на кредитном комитете банка.

При наступлении благоприятных условий, а именно утверждение сделки на кредитном комитете, реализуется пятый этап — согласование и подписание форм кредитно-обеспечительной документации и выдача кредитных средств.

Шестой этап — мониторинг финансово-хозяйственной деятельности заемщика на протяжении всего срока действия кредитного договора. Мониторинг деятельности заемщика — базис в соблюдении принципа возвратности. Своевременное выявление проблем в текущей деятельности клиента позволяет своевременно минимизировать потенциальные риски для кредитной организации, а также определить пути выхода из уже реализованных неблагоприятных ситуаций. Обычно мониторинг действующих заемщиков происходит на ежеквартальной основе и коррелирует со сроками сдачи организациями нефинансового сектора налоговой декларации по налогу на прибыль. Мониторинг направлен не только на оценку качества финансового положения заемщика, но и на порядок исполнения ковенант (дополнительных условий к кредитному договору, утвержденных на кредитном комитете банка).

Заключительный этап — седьмой. Данный этап предусматривает мониторинг за полным и своевременным погашением заемщиком кредитных средств, закрытие кредитного договора во внутренних базах банка.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что этапы кредитного процесса включают в себя комплекс мер, направленных на достижение цели — заключение кредитного договора с заемщиком. Звенья цепи кредитного процесса носят последующий и непрерывный характер, а именно проведение последующего этапа невозможно без успешной реализации предшествующего.

Литература:

  1. Антонов Г. Д. Управление рисками организации: Учебное пособие / Г. Д. Антонов, В. М. Тумин, О. П. Иванова. — М.: Инфра-М, 2019. — 464 c.;
  2. Абзалов, И. И. Кредитный рынок в России: проблемы и тенденции / И. И. Абзалов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 77–82. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88559/ (дата обращения: 16.06.2023);
  3. Лаврушин О. И., Валенцева Н. И., Фетисов Г. Г. [и др.] Банковское дело: учебник; под ред. О. И. Лаврушина. — 13-е изд., перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2023. — 632 с. — ISBN 978–5–406–10408–8;
  4. Лаврушин О.И. Анализ экономической деятельности клиентов банка : учебное пособие для банковских школ и колледжей по специальности «Банковское дело» ; под редакцией О. И. Лаврушина. – Москва : ИНФРА-М, 1996. – 79 с. – ISBN 5-86225-121-9
  5. Толмачева, И. В. Этапы банковского кредитования / И. В. Толмачева, А. В. Шкильнюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 254–256. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69789/ (дата обращения: 16.06.2023);
  6. Официальный сайт Банка России: Статистический бюллетень Банка России: Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, февраль 2022: [сайт] — 2023 -. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 16.06.2023). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): кредитный процесс, кредитный договор, нефинансовый сектор, этап, кредитная организация, клиентский менеджер, кредитная сделка, кредитный аналитик, кредитный комитет банка, финансово-хозяйственная деятельность заемщика.


Ключевые слова

коммерческий банк, кредитование юридических лиц, кредитный процесс, финансовое положение заемщика

Похожие статьи

Характеристика заемных источников финансирования российских корпораций

В современных условиях развития отношений экономического характера осуществление привлечения и управления заемными источниками, и в особенности процессом выбора источников финансирования, которые непосредственно образуют структуру капитала корпорации...

Особенности сегментации рынка банковских услуг

Сегментация рынка банковских услуг играет огромную роль в исследовании банковского сектора. Её значимость состоит в том, что для выявления своих преимуществ банк определяет наиболее подходящий ему сегмент рынка, устанавливает целевые группы потребите...

Особенности использования проектного менеджмента при реализации проектов по выводу нового продукта на рынок

В статье рассматриваются особенности проектов по выводу нового продукта на рынок. Доказывается целесообразность использования предприятием проектного подхода для решения задачи по выводу нового продукта, проводится адаптация методов и инструментов пр...

Совершенствование процесса кредитования физических лиц

Статья посвящена изучению актуальных проблем в сфере организации процесса кредитования физических лиц. Обоснована необходимость решения проблемы закредитованности населения, улучшения процесса оценки кредитоспособности физических лиц. Изучены факторы...

Потребительское кредитование как сфера конкурентной борьбы российских банков

В настоящее время потребительское кредитование становится одним из приоритетных направлений розничного бизнеса, поскольку его основой являются короткие деньги и диверсификация рисков невозвратов за счет распределения маленьких кредитов на большое кол...

Концептуальные основы ценообразования банковских услуг (продукт)

В статье рассматриваются теоретические основы ценообразования на рынке банковских услуг и их роль в системе рынка капитала и общественного воспроизводства в целом. Также обосновывается проявление общих принципов ценообразования на рынке банковских ус...

Оценка регулирующего воздействия как способ минимизации избыточных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности

Государству и бизнесу необходимо выстраивать доверительные отношения, ведь осуществляемое государством правовое регулирование в идеале должно быть направлено на решение важных для общества задач, при условии минимального негативного воздействия на би...

Основные направления повышения эффективности учета и контроля дебиторской и кредиторской задолженностей

Система контроля дебиторской и кредиторской задолженности является частью эффективного управления денежными потоками хозяйствующего субъекта. Выработка средств и методов контроля должна опираться на отраслевую принадлежность и специфику деятельности ...

Ценовая дискриминация как метод качественного ценообразования в банковском секторе

Исследуются проблемы ценообразования в банковской сфере. Рассмотрены различные подходы финансовых организаций к определению цен на оказываемые услуги. Выявлены причины расхождения в номенклатуре и объемах оказываемых услуг финансовых организаций. Выя...

К вопросу о защите прав потребителей банковских услуг

Рост числа потребителей банковского сектора, а также появление новых видов банковских услуг требуют создания новых механизмов защиты прав потребителей. Развитие финансовых технологий способствует появлению новых рисков и нарушений прав потребителей в...

Похожие статьи

Характеристика заемных источников финансирования российских корпораций

В современных условиях развития отношений экономического характера осуществление привлечения и управления заемными источниками, и в особенности процессом выбора источников финансирования, которые непосредственно образуют структуру капитала корпорации...

Особенности сегментации рынка банковских услуг

Сегментация рынка банковских услуг играет огромную роль в исследовании банковского сектора. Её значимость состоит в том, что для выявления своих преимуществ банк определяет наиболее подходящий ему сегмент рынка, устанавливает целевые группы потребите...

Особенности использования проектного менеджмента при реализации проектов по выводу нового продукта на рынок

В статье рассматриваются особенности проектов по выводу нового продукта на рынок. Доказывается целесообразность использования предприятием проектного подхода для решения задачи по выводу нового продукта, проводится адаптация методов и инструментов пр...

Совершенствование процесса кредитования физических лиц

Статья посвящена изучению актуальных проблем в сфере организации процесса кредитования физических лиц. Обоснована необходимость решения проблемы закредитованности населения, улучшения процесса оценки кредитоспособности физических лиц. Изучены факторы...

Потребительское кредитование как сфера конкурентной борьбы российских банков

В настоящее время потребительское кредитование становится одним из приоритетных направлений розничного бизнеса, поскольку его основой являются короткие деньги и диверсификация рисков невозвратов за счет распределения маленьких кредитов на большое кол...

Концептуальные основы ценообразования банковских услуг (продукт)

В статье рассматриваются теоретические основы ценообразования на рынке банковских услуг и их роль в системе рынка капитала и общественного воспроизводства в целом. Также обосновывается проявление общих принципов ценообразования на рынке банковских ус...

Оценка регулирующего воздействия как способ минимизации избыточных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности

Государству и бизнесу необходимо выстраивать доверительные отношения, ведь осуществляемое государством правовое регулирование в идеале должно быть направлено на решение важных для общества задач, при условии минимального негативного воздействия на би...

Основные направления повышения эффективности учета и контроля дебиторской и кредиторской задолженностей

Система контроля дебиторской и кредиторской задолженности является частью эффективного управления денежными потоками хозяйствующего субъекта. Выработка средств и методов контроля должна опираться на отраслевую принадлежность и специфику деятельности ...

Ценовая дискриминация как метод качественного ценообразования в банковском секторе

Исследуются проблемы ценообразования в банковской сфере. Рассмотрены различные подходы финансовых организаций к определению цен на оказываемые услуги. Выявлены причины расхождения в номенклатуре и объемах оказываемых услуг финансовых организаций. Выя...

К вопросу о защите прав потребителей банковских услуг

Рост числа потребителей банковского сектора, а также появление новых видов банковских услуг требуют создания новых механизмов защиты прав потребителей. Развитие финансовых технологий способствует появлению новых рисков и нарушений прав потребителей в...

Задать вопрос