В статье автор пытается проанализировать государственную политику и национальный проект в сфере здравоохранения РФ.
Ключевые слова: Российская Федерация, учреждение, здравоохранение, государственная политика, национальный проект, медицинская помощь, сфера здравоохранения.
Государственная политика в сфере здравоохранения нацелена на создание таких условий для организации здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение граждан, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, осуществлять научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально — техническую базу системы здравоохранения [4].
О. А. Бут писала: «Здравоохранение представляет собой часть социальной сферы, от состояния и формирования которой зависят здоровье граждан и его работоспособность, решение демографических и прочих общественных недостатков, сохранение и улучшение экономического потенциала и экономической безопасности Российской Федерации» [2].
Важными направлениями реформирования здравоохранения являются:
— децентрализация управления;
— муниципализация главной производственной базы сферы;
— открытость информации о состоянии здоровья граждан;
— отказ от жесткой регламентации деятельности лечебных учреждений;
— формирование рынка медицинских услуг;
— внедрение многоканальности финансирования;
— финансирование основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством медицинских услуг;
— использование социальных и экономических стимулов для производителей и потребителей медицинских услуг;
— государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе;
— соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию комфортных санитарно-эпидемиологических условий жизни населения. [2]
А. З. Арсланбекова писала: «Система отечественного здравоохранения имеет непростую структуру и в соответствии с действующим законодательством охрана здоровья граждан в РФ обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения» [1].
По мнению А. Арсланбековой, «Государственную систему здравоохранения образуют федеральные органы исполнительной власти (Министерство здравоохранения РФ), органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения (министерства здравоохранения субъектов РФ), Российская академия медицинских наук, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В государственную систему также включаются созданные на основе государственной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, промышленные предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные организации».
Муниципальная система здравоохранения характеризуется муниципальными органами управления здравоохранением и созданными на основании муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские образования, фармацевтические организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения. Муниципальные органы управления здравоохранением реализуют доступность для населения медицинских и социальных услуг, осуществляют контроль за качеством медицинских услуг и обеспечивают санитарно-гигиеническое образование населения [1].
Частная структура здравоохранения характеризуется лечебно-профилактическими и аптечными учреждениями, созданными на основе частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью. Частные предприятия, общественные объединения и физические лица имеют право финансировать лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские и образовательные учреждения [1].
Национальный проект «Здравоохранение» Российской Федерации (далее — РФ) введен в 2019 году и годом завершения является 2024 год.
Основными целями стали ликвидация кадрового дефицита в организациях, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профосмотрами не реже одного раза в год и повышение доступности и качества первичной медпомощи, в том числе в отдалённых местностях.
В паспорте национального проекта РФ «Здравоохранение» указаны девять основных целевых показателей:
1) снижение смертности граждан трудоспособного возраста с 455 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 350 в 2024 году;
2) снижение смертности от болезней системы кровообращения с 565 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 450 в 2024 году;
3) снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных с 199,9 случая на 100 тысяч населения до 185 в 2024 году;
4) снижение младенческой смертности с 5,5 случая на 1 тысячу родившихся детей до 4,5 в 2024 году;
5) охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами с 39,7 % в 2018 году до 70 % в 2024 году.
По указанным целевым показателям данного национального проекта видно, что к 2024 году по каждому показателю ожидается уменьшение случаев смерти и тяжелых заболеваний граждан РФ. Для того, чтобы предотвратить эти заболевания повышен процент дополнительных осмотров в медицинских учреждениях.
В таблице 1 приведены цели и задачи национального проекта РФ «Здравоохранение».
Таблица 1
Цели и задачи национального проекта РФ «Здравоохранение»
Цели |
Задачи |
уменьшение смертности граждан работоспособного возраста |
прекращение создания сети медицинских организаций первичного звена с использованием геоинформационной системы с учётом необходимости строительства врачебных амбулаторий и ФАП в малых населённых пунктах |
уменьшение смертности от болезней системы кровообращения |
повышение эффективности работы медицинских организаций, которые предоставляют первичную медико-санитарную помощь |
уменьшение смертности от новообразований |
развитие способов защиты прав пациента |
уменьшение младенческой смертности |
внедрение и проведение проекта борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями |
устранение нехватки персонала в медицинских организациях |
внедрение и проведение проекта борьбы с онкологическими заболеваниями |
обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год и прочие |
внедрение и проведение проекта развития детского здравоохранения, и прочие |
Целевые показатели национального проекта:
— будет разработано более 350 новых фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий;
— в 62 субъектах Российской Федерации будет произведена замена более 1200 фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачебных амбулаторий;
— к 2025 году охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год составит 90 процентов. Число граждан, которые прошли профилактические осмотры, составит 132 миллиона человек в год;
— к 2025 году доля медицинских организаций, которые участвуют в создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», составит 54,5 процента;
— в субъектах Российской Федерации будут созданы стратегии развития санитарной авиации;
— будут созданы региональные системы диспетчеризации скорой медицинской помощи (в рамках реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ»);
— будет построено или восстановлено не менее 78 вертолётных и посадочных площадок при медицинских организациях или на определённом расстоянии.
Общие расходы на проект РФ «Здравоохранение» до 31.12.2024 года составят 1725,8 миллиардов (далее — млрд) рублей, а именно:
— 1366,7 млрд. рублей — из федерального бюджета;
— 265 млрд. рублей — из бюджетов субъектов РФ;
— 94 млрд. рублей — из государственных внебюджетных фондов;
— 0,1 млрд. рублей — из внебюджетных источников.
Система финансирования национального проекта выглядит так:
— на защиту от онкологических заболеваний — 969 млрд рублей;
— улучшение детского здравоохранения — 211,2 млрд рублей;
— на формирование единого цифрового контура в здравоохранении — 177,6 млрд рублей;
— на обеспечение медицинских учреждений системы здравоохранения квалифицированными кадрами — 166,1 млрд рублей;
— на защиту от сердечно-сосудистых заболеваний — 75,2 млрд рублей;
— на формирование сети национальных медицинских исследовательских центров — 63,9 млрд рублей;
— на формирование системы оказания первичной медико-санитарной помощи — 62,5 млрд рублей;
— на рост экспорта медицинского обслуживания — 0,2 млрд рублей. [3]
Подводя итог данной статьи хочется отметить, что Здравоохранение нашей страны является важной системой социальной сферы в обеспечении государственного управления здравоохранением органом исполнительной власти в сфере здравоохранения — Министерство здравоохранения Российской Федерации, принятия мер для улучшения качества здоровья, продолжительности жизни, предоставление государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, а также усовершенствование и разработка целевых программ охраны и здоровья граждан, национальных проектов.
Литература:
- Арсланбекова, А. З. Особенности реализации современной государственной политики России в сфере здравоохранения / А. З. Арсланбекова. — Текст: электронный // Юридический вестник Дагестанского государственного университета: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-sovremennoy-gosudarstvennoy-politiki-rossii-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 17.06.2023).
- Бут, О. А. Социальный менеджмент: / О. А. Бут. — Текст: электронный // Gigabaza.ru: [сайт]. — URL: https://gigabaza.ru/doc/45448.html (дата обращения: 17.06.2023).
- Паспорт национального проекта «Здравоохранение». — Текст: электронный // Стратегия 24: [сайт]. — URL: https://strategy24.ru/rf/health/projects/natsionalnyy-proekt-zdravookhranenie (дата обращения: 17.06.2023).
- Хасанов, Ф. З. Политика государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества / Ф. З. Хасанов. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-gosudarstva-v-oblasti-zdravoohraneniya-v-usloviyah-modernizatsii-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 18.06.2023).