В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова : информатизация образования, ИКТ, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, образовательный процесс, открытое образование.
В современном мире цивилизация развивается путём перехода от индустриального общества к информационному. Наука указывает на то, что информатизация образования — одно из важных условий развития информатизации общества [1, с. 31].
В 1985 году правительство нашей страны решило направить в сферу образования несколько тысяч советских ЭВМ и ввести в средних школах общий курс информатики и вычислительной техники. В 1990 году была опубликована Концепция информатизации образования, которая трактовалась как «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества» [1, с. 31].
В России информатизация образования развивается путём оснащения образовательных учреждений современными ИКТ, использования современных средств информатики, развития и распространения открытого образования, пересмотра и изменения содержания образования [1, с. 32].
То, как ИКТ влияет на формирование личности (интеллект, критическое и абстрактное мышление, эмоции и др.), все больше вызывает интерес у современных психологов и педагогов, которые работают в сфере «электронной педагогики» [2, c. 57].
Существует термин: «информационные технологии обучения». Он обозначает совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, представления информации, ее передачи, что развивает возможности людей по управлению и социальными и техническими процессами [3, с. 487].
Рассмотрим основные функции ИКТ в образовательном процессе:
1) развитие познавательных психических процессов индивида, развитие творческого и учебного потенциала;
2) углубление межпредметных связей;
3) осуществление учебно-воспитательной деятельности наряду с использованием информационных технологий;
4) подготовка учеников к профессиональной и социальной жизни [3, с. 488].
Существуют основные направления интеграции ИКТ в образование. Компьютерная техника используется как средство обучения. Таким образом совершенствуется процесс преподавания, повышается его качество и эффективность [4, c. 2].
Новшеством в сфере образования стали дистанционные образовательные технологии («ДОТ»), которые являются на данный момент значимым средством в системе обучения. Они позволяют создать комфортную образовательную среду как для обучающихся, так и для учителей [5 с. 108].
У ДОТ есть ряд преимуществ.
- Стало возможным проводить обучение в особых обстоятельствах (как показал опыт во время пандемии).
- Появление системы информационно –методической поддержки образовательного процесса.
- Повышение квалификации учителей.
- Организация обучающихся, которые не могут посещать учебное учреждение в связи с длительными проблемами со здоровьем [5 с. 106].
Нельзя не отметить ряд проблем, связанных с ДОТ.
- Недостаточная компьютерная грамотность части обучающихся, а также нехватка у них персональных компьютеров.
- Отсутствие высокой мотивации обучающихся в рамках дистанционного обучения.
- Отсутствие возможности выработки практических навыков [5 с. 107].
Несмотря на ряд вопросов, которые еще предстоит решить современным педагогам и психологам дистанционные образовательные технологии являются опорой для реализации сетевого и открытого образования, а также неотъемлемой частью современного образовательного процесса.
Литература:
- Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002–168 с.
- Черемисина М. И. Использование информационных технологий в образовании // МНКО. 2019. № 5 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii-2 (дата обращения: 06.06.2023).
- Пошехонова Ю. В. Современные информационные технологии в организации познавательной деятельности обучающихся // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-tehnologii-v-organizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 06.06.2023).
- Cодикова Г. Ш. Информационные технологии в образовании // Вопросы науки и образования. 2018. № 11 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-3 (дата обращения: 06.06.2023).
- Хеннер Е. К. Информационные технологии в образовании. Теоретический обзор. [Электронный ресурс]: учебное пособие / Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Электронные данные. — Пермь, 2022. — 7,83 Мб; 110 с. –Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/informacionnye-tekhnologii-v-obrazovanii.pdf (дата обращения: 18.06.2023).