Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 22.06.2023

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Царева, О. В. Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс / О. В. Царева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104303/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова : информатизация образования, ИКТ, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, образовательный процесс, открытое образование.

В современном мире цивилизация развивается путём перехода от индустриального общества к информационному. Наука указывает на то, что информатизация образования — одно из важных условий развития информатизации общества [1, с. 31].

В 1985 году правительство нашей страны решило направить в сферу образования несколько тысяч советских ЭВМ и ввести в средних школах общий курс информатики и вычислительной техники. В 1990 году была опубликована Концепция информатизации образования, которая трактовалась как «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества» [1, с. 31].

В России информатизация образования развивается путём оснащения образовательных учреждений современными ИКТ, использования современных средств информатики, развития и распространения открытого образования, пересмотра и изменения содержания образования [1, с. 32].

То, как ИКТ влияет на формирование личности (интеллект, критическое и абстрактное мышление, эмоции и др.), все больше вызывает интерес у современных психологов и педагогов, которые работают в сфере «электронной педагогики» [2, c. 57].

Существует термин: «информационные технологии обучения». Он обозначает совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, представления информации, ее передачи, что развивает возможности людей по управлению и социальными и техническими процессами [3, с. 487].

Рассмотрим основные функции ИКТ в образовательном процессе:

1) развитие познавательных психических процессов индивида, развитие творческого и учебного потенциала;

2) углубление межпредметных связей;

3) осуществление учебно-воспитательной деятельности наряду с использованием информационных технологий;

4) подготовка учеников к профессиональной и социальной жизни [3, с. 488].

Существуют основные направления интеграции ИКТ в образование. Компьютерная техника используется как средство обучения. Таким образом совершенствуется процесс преподавания, повышается его качество и эффективность [4, c. 2].

Новшеством в сфере образования стали дистанционные образовательные технологии («ДОТ»), которые являются на данный момент значимым средством в системе обучения. Они позволяют создать комфортную образовательную среду как для обучающихся, так и для учителей [5 с. 108].

У ДОТ есть ряд преимуществ.

  1. Стало возможным проводить обучение в особых обстоятельствах (как показал опыт во время пандемии).
  2. Появление системы информационно –методической поддержки образовательного процесса.
  3. Повышение квалификации учителей.
  4. Организация обучающихся, которые не могут посещать учебное учреждение в связи с длительными проблемами со здоровьем [5 с. 106].

Нельзя не отметить ряд проблем, связанных с ДОТ.

  1. Недостаточная компьютерная грамотность части обучающихся, а также нехватка у них персональных компьютеров.
  2. Отсутствие высокой мотивации обучающихся в рамках дистанционного обучения.
  3. Отсутствие возможности выработки практических навыков [5 с. 107].

Несмотря на ряд вопросов, которые еще предстоит решить современным педагогам и психологам дистанционные образовательные технологии являются опорой для реализации сетевого и открытого образования, а также неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

Литература:

  1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002–168 с.
  2. Черемисина М. И. Использование информационных технологий в образовании // МНКО. 2019. № 5 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii-2 (дата обращения: 06.06.2023).
  3. Пошехонова Ю. В. Современные информационные технологии в организации познавательной деятельности обучающихся // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-tehnologii-v-organizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 06.06.2023).
  4. Cодикова Г. Ш. Информационные технологии в образовании // Вопросы науки и образования. 2018. № 11 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-3 (дата обращения: 06.06.2023).
  5. Хеннер Е. К. Информационные технологии в образовании. Теоретический обзор. [Электронный ресурс]: учебное пособие / Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Электронные данные. — Пермь, 2022. — 7,83 Мб; 110 с. –Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/informacionnye-tekhnologii-v-obrazovanii.pdf (дата обращения: 18.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, открытое образование, дистанционное обучение, ИКТ, образование.


Похожие статьи

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Системное включение родительской общественности в образовательный процесс посредством дистанционных технологий

В статье автор описывает формы включения родительской общественности в образовательный процесс посредством дистанционных технологий.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Похожие статьи

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Системное включение родительской общественности в образовательный процесс посредством дистанционных технологий

В статье автор описывает формы включения родительской общественности в образовательный процесс посредством дистанционных технологий.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Задать вопрос