В статье рассматривается использование инновационной формы видеоконсультирования в работе по родительскому просвещению, формированию активной позиции родителей по отношению к процессу обучения и воспитания детей.
Ключевые слова: видеоконсультирование, родители, дошкольники.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются основные знания, умения и навыки. С самого раннего детства необходимо создавать все условия для всестороннего развития ребенка, а это возможно только при тесном сотрудничестве педагогов и семьи.
Для того, чтобы воспитание детей протекало успешно и было эффективным, педагогам и родителям необходимо активно взаимодействовать и ставить перед собой единые цели и задачи.
Но не всегда родители владеют достаточным количеством знаний в вопросах воспитания и развития детей, поскольку не каждый из них является профессионалом в данной области, поэтому педагоги должны своевременно предоставлять всю необходимую информацию, консультировать родителей, знакомить с различными педагогическими приемами, направлять на целевые ориентиры в соответствии с возрастными особенностями ребенка. С момента создания и до недавнего времени, функционирующий на базе детского сада консультативный центр, успешно решал проблему взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Принципом работы центра является оказание методической, психолого-педагогической и консультативной помощи. Используются как очные, так и дистанционные формы работы. К дистанционным формам работы относятся: предоставление информации на сайте ДОУ и социальных сетях, стендах, печатные консультации, памятки, буклеты. К очным формам относятся: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, мастер-классы, игровые сеансы, творческие задания, семинары и дискуссии. Все вышеперечисленные формы работы эффективны и активно применяются педагогами.
В настоящее время педагоги консультативного центра чувствуют необходимость в использовании в работе новых форм и методов, которые будут отвечать современным тенденциям и потребностям. Эти выводы были сделаны на основе педагогических наблюдений и анализе анкетирования родителей. В последнее время некоторые из родителей перестали принимать участие в работе центра, а так же выяснилось, что многие уделяют этому вопросу недостаточное количество времени. Анализ сложившейся ситуации показал, что современные родители испытывают недостаток свободного времени. Это становится основной проблемой эффективного взаимодействия педагогов и родителей в рамках работы консультативного центра. Что еще раз подтверждает необходимость использования новых форм работы.
За последние два десятилетия гаджеты стали неотъемлемым атрибутом в жизни человека. Различные устройства, вроде компьютеров, компьютерных планшетов и телефонов, широко используются, помогают человеку в повседневной жизни, а так же являются хорошим средством поиска информации. Основным преимуществом является то, что воспользоваться ими можно в любом удобном месте и в удобное время. Эти обстоятельства натолкнули нас на идею разработки картотеки видеоконсультаций для родителей.
В интернете есть много различной информации, но не всегда она достоверна. У наших родителей появилась возможность просматривать ролики, которые записывают педагоги центра, имеющие педагогическое образование и большой опыт работы с детьми. Обозначенные темы всегда актуальны. Педагоги в первую очередь раскрывают те темы, которые были обозначены родителями в ходе индивидуальных и групповых бесед, а так же предлагают плановые темы, которые раскрывают вопросы возрастных особенностей детей, физического и психологического здоровья и социального благополучия.
Видеоконсультирование родителей оказалось высокоэффективным способом донесения информации. Подготовленные ролики размещаются в специальной вкладке на сайте ДОУ и странице в социальных сетях. К необходимой информации родители могут обратиться в любое удобное для них время, ролики в доступе 24 часа в сутки, их всегда можно поставить на паузу и позже продолжить просмотр. Зачастую в видео присутствуют презентации и картинки, которые лучше раскрывают суть консультации, делают ее более наглядной и информативной.
Внедрив в деятельность центра подобный формат, мы зафиксировали положительный отклик от родителей. Анализ повторного анкетирования родителей демонстрирует рост уровня вовлеченности родителей в работу центра, что подтверждает эффективность использования данного метода.
Опираясь на полученный опыт использования видеоконсультирования в работе с родителями, мы можем предложить рекомендации по созданию и организации консультаций для родителей в формате видео:
— длительность видео (рекомендуем не более 5 минут, длительные видео плохо удерживают внимание зрителя и вероятность того, что его досмотрят до конца снижается, также длительный просмотр видео противоречит принципу экономии свободного времени, необходимо четко донести нужную информацию, затратив при этом минимальное количество времени, стоит отказаться от дополнительных вводных пунктов, самую важную и полезную информацию стоит вынести в начало ролика, чтобы удержать внимание и сразу обозначить основной смысл);
— техническое оснащение (видео необходимо создавать с качественным звуком и хорошим светом, чтобы итоговая картинка была приятна для просмотра. Записывая видео статичного содержания, рекомендуем использование штатива. Если в помещении для записи видео недостаточно естественного освещения, необходимо включить свет, при возможности использовать профессиональное освещение — кольцевая лампа или софтбоксы. Если при съемке видео в помещении или на улице присутствует шум, снижающий качество видео, рекомендуем использовать петличный микрофон. Записывающее устройство должно быть хорошего качества, при записи видео его необходимо держать в горизонтальном положении);
— эстетическое соответствие (внешний вид педагога в кадре должен быть опрятным, присутствовать неброский макияж, желательно отдавать предпочтение естественным оттенкам; в некоторых случаях необходимо задуматься о соответствии внешнего вида человека в кадре и смысловой нагрузки видео, если речь идет о спортивных соревнованиях, то ведущему рекомендуем придерживаться спортивно стиля в одежде);
— сценарий (даже у короткого видео должен быть заранее прописанный сценарий, ведущий должен хорошо владеть текстом, громко и четко произносить его на камеру, после включения камеры рекомендуем ведущему сделать маленькую паузу 2–3 секунды, а после начинать произносить текст. Это поможет сохранить качество и информативность видео при монтаже);
— монтаж видео (снять видео с одного дубля крайне сложно, в видеофрагменте всегда остается момент включения и выключения камеры, а иногда процесс создания видео подразумевают трансляцию с различных точек и ракурсов, поэтому в работе вам не обойтись без монтажа, в видеоредакторе вы сможете стабилизировать изображение, обрезать кадр, вырезать ненужные фрагменты, склеить необходимые, добавить заставки, субтитры. Использование субтитров крайне желательно, поскольку в числе зрителей могут оказаться люди с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие), которые смогут ознакомиться с информацией зрительно, также это может помочь ознакомиться с информацией людей, у которых есть свободное время, но они находятся в общественном месте и у них есть возможность только просмотра видеоконсультации.
Опираясь на успешный опыт использования видео формата в работе с родителями, рекомендуем его своим коллегам, которые находятся в поиске новых форм работы. Проанализировав просмотры видеоконсультаций, мы видим, что не менее 90 % родителей обращались к ним. Из личных бесед с родителями и анкетных данных мы понимаем, что этот формат интересен и эффективен. Отдельного внимания заслуживает его доступность. Многие родители имеющие вопросы, находят на них ответы в любое удобное для себя время, а также имеют возможность многократного обращения к интересующему материалу.
Литература:
- Дармодехин, С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества [Текст] / С. В. Дармодехин. — Москва: ФГНУ «Ин-т семьи и воспитания» РАО, 2014 -183 с.
- Зицер, Д. Практическая педагогика. Азбука НО [Текст] / Д. Зицер, Н. Зицер. -Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2014
- Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В. С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 224 с.