В статье анализируются основные составляющие правового регулирования досудебных и примирительных процедур в арбитражном процессе Российской Федерации. Рассматривается процедура совершения переговоров для разрешения правового конфликта.
Ключевые слова: примирительные процедуры, посредничество, переговоры, судебное примирение, арбитражный процесс.
В теории права институт примирения приобретает особое значение, поскольку практика применения примирительных процедур взаимосвязана с обеспечением и защитой законных прав, интересов и свобод граждан. Также, процессы развития и распространения практики применения примирительных процедур оказывают существенное воздействие на уровень престижности государства.
Ключевой целью примирительных процедур является, что следует из названия, примирение сторон, то есть поиск такого решения конфликта, при котором стороны, обладающие равными правами и обязанностями, приходят к совместному, удовлетворяющему всех участников процесса решений.
Следует также отметить определенную специфику примирительных процедур и их ключевое отличие от судебных решений. Так, даже несмотря на наличие определенного регулирования процесса и наличие в данном процессе третьего лица (определенного арбитра, независимой третьей стороны), примирительный процесс является выработкой оптимального решения спора или конфликта со стороны самих заинтересованных сторон. Сами стороны решают, как именно они будут решать данный вопрос, какие издержки и выгоды понесет та или иная сторона.
В ходе реализации примирения различных видов соблюдаются определенные принципы — например, добровольность (никто не может заставить стороны пойти на примирение), равноправия (стороны в рамках примирения являются равными и обладают равными правами и обязанностями по ликвидации последствий совершенного деяния), сотрудничества и т. д.
В соответствии со статьей 153.3 Гражданского кодекса Российской Федерации законодательно установлены виды примирительных процедур. Так, споры могут быть урегулированы путем проведения переговоров, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.
Также, в сфере применения примирительных процедур можно отметить основные составляющие, подразделяющиеся на два направления:
1. Содержательная составляющая примирительных процедур. Данная составляющая выражается:
— посредством законодательного установления и закрепления определенной последовательности действий, в нормативно-правовых актах или положениях соглашения сторон;
— посредством целевой направленности установленных действий в сфере урегулирования конфликта, а также добровольной позитивности поведения сторон;
— посредством привлечения третьей стороны (как особенность субъектного права), также возможно урегулирование конфликта исключительно между сторонами с противоположными интересами;
— посредством формализованности, поскольку результатом урегулирования конфликта между сторонами является формирование нормативно-правового акта, например, соглашения, судебного акта или примирительного акта.
2. Функциональная составляющая примирительных процедур. Данная составляющая проявляется в определении специфической роли примирительных процедур в процессах урегулирования конфликтов между сторонами. Так, функциональная составляющая примирительных процедур раскрывает их ценность.
Во-первых, структура примирительных процедур подразумевает включение общей свободной воли, интересов субъектов права. Также, примирительные процедуры способствуют сохранению отношений в рамках взаимоотношений отдельных субъектов права и государства.
Во-вторых, ценность применения примирительных процедур также заключается в степени эффективности урегулирования конфликта. Достижение эффективности примирительных процедур обеспечивается фактом выигрышности каждой из сторон конфликта, поскольку учитываются интересы каждой из сторон. В следствие — обеспечивается решение проблемы неисполнительности судебного решения.
В-третьих, ценность примирительных процедур проявляется в срочности урегулирования конфликта. Поскольку временной ресурс является одним из наиболее востребованных, актуальность применения примирительных процедур возрастает.
Достаточно детально, на наш взгляд, характеризует факторы, обуславливающие проблемы применения примирительных процедур на практике и Ю. В. Гущева, подразделяющая их на следующие категории:
- социально-экономические факторы (сложная экономическая ситуация, социальная напряженность, социальное расслоение общества, недостаточность восходящей социальной мобильности и т. д.);
- политические факторы (нарушение принципов демократии, императивность правового регулирования, отсутствие идеологии, необходимой для формирования истинно правового государства, и т. д.);
- правовые факторы (чрезмерная доступность правосудия, неразвитость системы приведения в исполнение медиативных соглашений, отсутствие обязательного досудебного порядка разрешения правового конфликта и т. д.);
- организационно-информационные факторы (недостаточная информационная поддержка, неосведомленность граждан о примирительных процедурах и т. д.);
- культурно-ценностные факторы (особенности менталитета, отсутствие культуры компромиссов, противостояние субкультур и т. д.) [1].
Говоря о процедуре совершения переговоров, на наш взгляд, следует согласиться с Е. В. Ерохиной в том, что действующее российское законодательство никак не регламентирует указанную процедуру, применяемую сторонами для разрешения правового конфликта, возникшего из уже заключенного договора (переговоры по поводу заключаемого договора, в целом, регламентируются гражданским законодательством) [2, с.168]. Соответственно, в данном случае особенно очевидным становится такой принцип примирительных процедур, как добровольность, поскольку стороны по доброй воле прибегают к процедуре, которую законодатель никак не формализует. Тем не менее, практика показывает, что процедура переговоров в разных случаях, в целом, состоит из одних и тех же этапов, которые, как нам кажется, достаточно подробно характеризует Е. В. Судоргина. Прежде всего, Е. В. Судоргина отмечает, что поскольку переговоры представляют собой процесс, направленный на достижение сторонами компромисса, способы ведения переговоров могут выбираться сторонами в зависимости от конкретных преследуемых ими целей, которыми могут являться достижение компромисса или, напротив, твердое отстаивание собственной позиции. Помимо этого, классифицируя переговоры, Е. В. Судоргина обращает внимание на то, что они могут происходить между сторонами или между представителями сторон конфликта, а также осуществляться на уровне позиций или на уровне принципиальных интересов. Соответственно, характер переговоров во многом зависит от конкретной ситуации, в которой они осуществляются.
В свою очередь, И. Д. Карпенко, обращающий внимание на крайне невысокое обладание российскими гражданами навыками ведения переговорного процесса, составляющее всего 5–7 % и, соответственно, усиливающее возможность перерастания переговоров в более серьезный конфликт.
Таким образом, переговоры являются примирительной процедурой, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны. Соответственно, очевидными преимуществами переговоров являются простота, быстрота, конфиденциальность и т. д., необходимые в условиях торгового оборота. В то же время переговоры обладают и некоторыми недостатками, затрудняющими их применение и снижающими их эффективность, к числу которых можно отнести необходимость переговорных навыков и т. д.
Литература:
- Гущева Ю. В. Примирительная процедура в праве (доктрина, практика, техника): автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2013. С. 10–11.
- Ерохина Е. В. Переговоры как один из способов альтернативного разрешения гражданско-правовых споров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2014. № 4 (25). С. 168.