В работе рассмотрены несовершенные системы в политике и экономике по защите окружающей среды. Разработано предложение решения по защите окружающей среды путем переосмысления естественного права и естественной справедливости.
Ключевые слова: экология, экологическая политика.
The paper examines imperfect systems in politics and economics to protect the environment; a proposal for a solution to protect the environment is developed by rethinking natural law and natural justice.
Keywords: ecology, environmental policy.
Экология прямым образом воздействует на все сферы жизни деятельности общества, экологическая тема в научной литературе широко исследуется.
Государство играет важную роль в обеспечении экологической политики. Но есть и другие субъекты, включая политические партии, научные и профессиональные организации, экономические организации, общественные движения. Экологическая политика — это одно из основных направлений деятельности государств. Работа в этом направлении влияет на отношение населения к государственным институтам.
Экологическая политика играет важную роль в социально-экономической жизни общества. Тема экологии и охраны окружающей среды напрямую затрагивает экономические составляющие любой страны. Тема климата должна рассматриваться регулярно и должна быть основой национальной экологической политики.
Для Российской Федерации (Далее — РФ) при разработке экологической политики необходимо принимать во внимание, что сосредоточение только на предотвращении экологических рисков недостаточно. Проблема переноса затратной компоненты на налогоплательщиков в условиях санкционного давления замедлит темпы перехода, однако меры социальной поддержки общества нельзя осуществлять без их учета [1, с. 209].
Процесс разработки и реализации экологической политики происходит при участии самих природопользователей или субъектов экологической политики. В последние годы также было введено разграничение между тремя секторами социальных и экологических отношений: государством, предприятий и общественностью [4, с. 150].
Существует несколько причин ухудшения экологической ситуации в РФ. Правительства и неправительственные организации ищут решения экологических проблем России. К причинам ухудшения экологической ситуации относятся: неэффективное использование природных ресурсов, отсутствие инфраструктуры для утилизации отходов, износ основных фондов заводов, использование некачественного сырья и топлива, экономичность природоохранных мероприятий, низкий уровень экологической осведомленности населения. В результате загрязнения почвы, воздуха и воды растет заболеваемость и смертность, особенно в промышленных городах и населенных пунктах, расположенных вблизи промышленных предприятий [3, с. 34].
Одной из проблем реализации экологической политики в РФ является неисполнение хозяйствующими субъектами требований российского законодательства, отражающих экологическую политику государства.
Эффективная реализация предпринимаемых в РФ системных мер по охране окружающей среды, направленных на уменьшение негативного воздействия на нее, локализацию и ликвидацию накопленного в результате природопользования ущерба, и минимизацию последствий изменений климата, невозможна без правовой охраны непосредственно природы и граждан, имеющих конституционное право на благоприятную окружающую среду и компенсацию причиненного экологическими правонарушениями ущерба. В связи с чем абсолютно очевидной является необходимость совершенствования правоприменительной практики в сфере природопользования и природоохранной деятельности — применяется экологическое законодательство в рамках всех видов судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, о приостановлении и прекращении экологически опасной деятельности, об оспаривании нормативных актов, решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц в сфере экологии, об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и, разумеется, экологических преступлений.
Следующей проблемой является разграничение полномочий по правовому регулированию, контролю и предоставлению услуг между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, текучесть кадров и недостаток опыта у многих административных работников.
Нередко наблюдается дублирование контрольных и надзорных полномочий в сфере охраны окружающей среды между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, что негативно сказывается на эффективности их деятельности. Если рассматривать сферу обращения с отходами, то здесь пересекаются контрольные и надзорные полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Вопрос обращения с отходами является одним из ключевых вопросов экологического надзора, которым в настоящее время занимаются федеральные и местные органы экологического контроля (надзорной деятельности).
На сегодняшний день вопросы обращения с отходами все еще остаются нерешенными, а несанкционированные свалки угрожают не только экологической безопасности отдельных регионов, но и всей страны [2, с. 347].
Еще одной проблемой при разработке и реализации единой государственной экологической политики в Российской Федерации является правовой нигилизм, массовое пренебрежение законом, с одной стороны, и в то же время растущая вера в новые природоохранные законы, с помощью которых могут решаться насущные вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Причиной этого является возникновение правового нигилизма в экологическом сознании из-за соблюдения стандартов, необходимых для охраны окружающей среды, неуважение в природоохранном законодательстве. Нынешний глобальный экологический кризис можно определить как нарушение баланса экосистем и взаимоотношений между человеческим обществом и природой.
Таким образом, необходимо признать, что недостаточное регулирование экологической политики в законодательстве приводит к отсутствию эффективного взаимодействия органов экологического контроля (надзорной деятельности) на всех уровнях государственной власти. Это не позволяет обществу и государству полностью контролировать экологическую ситуацию. Чтобы преодолеть проблему правового нигилизма в экологическом сознании человека, необходимо создать новое эколого-правовое мировоззрение, что возможно только путем переосмысления естественного права и естественной справедливости.
Литература:
- Зацепин, И. А. Экологическая политика России: перспективы использования мирового опыта / И. А. Зацепин, Ю. А. Косова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2023. — № 4–2. — С. 209–214. https://vaael.ru/ru/article/view?id=2786 дата обращения 15.06.2023
- Младенова Е. В. Проблема разграничения компетенции федеральных и региональных органов государственного экологического контроля (надзора) // Известия Саратовского университета. — 2022. — № 3. — С. 346–352 https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razgranicheniya-kompetentsii-federalnyh-i-regionalnyh-organov-gosudarstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya-nadzora дата обращения 15.06.2023
- Назаревский Д. А., Мордасова А. А., Елисеева Н. В. Особо охраняемые природные территории Краснодарского края // Естественно-гуманитарные исследования. — 2017. — № 16 (2). — С. 31–35. https://cyberleninka.ru/article/n/osobo-ohranyaemye-prirodnye-territorii-krasnodarskogo-kraya дата обращения 15.06.2023
- Сорокин, А. В. Проблемы и перспективы реализации национального проекта «Экология» / А. В. Сорокин // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 95–3. — С. 150–152. https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-natsionalnogo-proekta-ekologiya дата обращения 15.06.2023