Правовое обеспечение и научно-теоретическое обоснование экологической безопасности объективно изменилось в связи с новыми угрозами, появившимися в указанной сфере. Это отразилось и на деятельности Российской Федерации в области защиты экологии нашей страны. На фоне усиления глобальной конкуренции возможны ведение экологически неоправданной хозяйственной и иной деятельности и попытки размещения на территории РФ экологически опасных производств, а также отходов производства и потребления недобросовестными иностранными или транснациональными бизнес-структурами.
Ключевые слова: угрозы экологической безопасности, экологическая безопасность.
Экологическая безопасность, согласно с анализируемыми нормами и мнениями ученых, рассматривается как состояние защищенности прав и свобод человека, гражданина, общества и государства во взаимодействии с окружающей средой. Раскрывая содержание экологической безопасности, можно изучить отличительные черты экологической безопасности от других видов безопасности. Значимость экологической безопасности заключается в том, что, во-первых, экологическая безопасность способствует исполнению функций, стоящих перед государством, во-вторых, помогает стабилизировать отношения между человеком, гражданином, обществом, государством и природ Права и свободы граждан могут нарушаться в случае образования угроз экологической безопасности. Термин «угроза экологической безопасности» на законодательном уровне не закрепляется. Однако, в Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» установлено, что под угрозой национальной безопасности понимается совокупность условий, факторов, которые создают прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам РФ [1]. Из этого следует, что угрозы экологической безопасности следует трактовать, как те условия, факторы и обстоятельства, возрастание и образования которых способно нарушить не только экологических права и интересы граждан, но и национальные интересы в целом.
Природная среда является составляющей экологической системы планеты. Поэтому состояние природной среды на сегодняшний день характеризуется наличием глобальных экологических проблем. Урегулирование таких проблем должно осуществляться не только на внутригосударственном уровне, но и на международном уровне с целью достижения наибольшего результата [2].
Основные угрозы экологической безопасности:
– Уменьшение лесного покрова;
– Разрушение озонового слоя;
– Потеря биологического разнообразия;
– Изменение климата;
– Деградация экосистем;
– Истощение и дефицит природных ресурсов;
– Трансграничное воздействие на окружающую среду;
– Деградация сельскохозяйственных угодий;
– Химическое, радиационное, физическое загрязнение окружающей среды.
Угрозы экологической безопасности в Российской Федерации, необходимо рассматривать более глобально, а именно, в нарушении безопасности не только Российской Федерации, но и другим странам мира. Глобальность угроз экологической безопасности не должна ограничиваться только территорией одного государства, так как окружающая среда — это единый комплекс элементов природы.
Под деградацией экосистем понимается ухудшение состояния экосистем, приводящие к уничтожению видов или замене первоначальных представителей флоры и фауны. Иными словами, деградации экосистем способствует снижению способности экосистем поддерживать постоянно качество жизни, в связи с чем, компоненты природной среды теряют те качества и свойства, которыми обладают изначально. Примером деградации экосистем на территории Российской Федерации является воздействие на различные типы экосистем озера Байкала. В следствие чего, происходит затянутый процесс восстановительного покрова пастбищ, сокращению общей площади лесов, истощение плодородного слоя земли в связи с развитием эрозии и локально — опесчаниванием [3]. Особое значение вопросы состояния земель имеют для коренных малочисленных народов, так как выступают их исконной средой обитания и обеспечения традиционного образа жизни [4].
Неравномерность в размещении, потреблении и производстве природного сырья обуславливает роль мирового рынка. С помощью каналов международной торговли в последние годы реализуется около 54 % мирового экспорта нефти, 33 % газа, около 80 % молибдена, урана, золота, алмазов, 43 % медной руды, 43 % медных руд и концентратов, 46 % железной руды. Стоит отметить, что только 1/6 от общего числа добытого сырья употребляется мировым населением. Результатом такой добычи полезных ископаемых может стать истощение и дефицит природных ресурсов. Истощение и дефицит природных ресурсов возникает по таким причинам как [5]:
– Перенаселение;
– Технологическое и промышленном развитие;
– Эрозия почвы;
– Чрезмерное потребление и отходы;
– Добыча полезных ископаемых в неограниченном количестве;
– Загрязнение и контаминация ресурсов.
В соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, в области развития минерально-сырьевой базы в дальнейшем должно происходить при соблюдении необходимого и достаточного потребления, экспорта, импорта минерального сырья путем своевременного воспроизводства и рационального использования запасов полезных ископаемых [6]. Основной целью разработки и принятия Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года является формирование условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития государства и поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности. Также, устанавливается, что во избежание негативного влияния на окружающую среду добывающих и перерабатывающих производств и геологоразведочных работ предусматривается:
– Совершенствование экологических требований при недропользовании;
– Развитие государственного регулирование в отношении недропользования в части экологической экспертизы проектов предприятий, деятельность которых направлена на добычу и переработку природных ископаемых;
– Принятие и обозначение прозрачности санкций за нарушение экологических требований;
– Вовлечение в освоение отходов горнопромышленного производства;
– Усиление экологического контроля за недропользованием.
Итак, дефицит и истощение природных ресурсов рассматривается не только, как угроза экологической безопасности, но и как угроза экономической и энергетической безопасностям. Со стороны государства принимаются меры по сохранению природных ресурсов на сегодняшний день, что выражается в установлении санкций за нарушение природного законодательства, в определении правил по обращению, добыче, использованию полезных ископаемых. Соблюдение баланса добычи и использования природных ресурсов поможет в восстановлении природных ресурсов и в обогащении и обеспечении гражданам достойного уровня жизни в дальнейшем.
Обозначенные угрозы экологической безопасности при отсутствии контроля со стороны государства нарушают не только состояние окружающей среды в целом, но и наносят ущерб жизнедеятельности человека, различным сферам общественной жизни, например, социальной сфере или экономике. При должно регулировании и принятии соответствующих мер со стороны государства возможно достижение соблюдения и исполнения конституционных прав человека на благоприятную окружающую среду, на достойную жизнь и свободное развитие человека.
Литература:
- Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 27 (часть II). — Ст. 5351.
- Якунина В. А. Экологические угрозы финансово-экономической безопасности России // Инновационная наука. 2021. № 11–1. С. 75.
- Бажа С. Н. Причинно-следственный анализ деградации экосистем бассейна Байкала на основе долговременного мониторинга сети модельных полигонов // Аридные экосистем. 2021. № 2 (87). С. 19.
- Заметина Т. В. Конституционные основы национальной политики Российской Федерации. Саратов, 2006. С. 257.
- Земсков В. В., Прасолов В. И. Истощение минеральных ресурсов как угроза экономической безопасности России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 10А. С. 200.
- Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2018 г. № 2914-р «Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 53 (часть II). — Ст. 8762.