Разработка комплекса коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на основе дифференцированного подхода (при дислалии и легкой степени дизартрии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 23.06.2023

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Евдокимова, К. А. Разработка комплекса коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на основе дифференцированного подхода (при дислалии и легкой степени дизартрии) / К. А. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 325-330. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104372/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: преодоление нарушений звукопроизношения,звук, фонематическое недоразвитие речи, легкая степень дизартрии, дислалия, занятие, автоматизация звука, упражнение, этапы, автоматизация звуков, постановка звуков, выдох, просодика, артикуляционная гимнастика, комплекс занятий, коррекция звукопроизношения.

Стоит понимать, что логопедическое воздействие в рамках реализации коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения должно осуществляться поэтапно, при этом на каждом из этапов должна решаться определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия.

Комплекс занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с ФНР (с дислалией и легкой степенью дизартрии) включает в себя 3 этапа:

1 этап — ориентировочный.

Цель этапа при дислалии и лёгкой степени дизартрии — включить детей в логопедический процесс посредством формирования у них произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям, а также посредством параллельного развития психических функций: произвольного внимания, памяти, мышления, аналитических операций.

2 этап — основной.

Цель этапа при дислалии — сформировать у детей первоначальные умения правильного произнесения звука посредством развития фонематического восприятия, формирования артикуляторных умений и навыков, постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Цель этапа при легкой степени дизартрии — подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, а также развитие речевого общения и звукового анализа, посредством нормализации у детей мышечного тонуса; нормализации моторики артикуляционного аппарата; нормализации речевого выдоха и выработки плавного, длительного выдоха; нормализации просодики; нормализации мелкой моторики рук; выработки основных артикуляционных укладов; определении последовательности работы над звуками; развития фонематического слуха; постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

3 этап — закрепляющий.

Цель этапа при дислалии и легкой степени дизартрии — сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения посредством выработки самоконтроля и закреплении произносительных навыков.

Рассмотрим представленные этапы более подробно, учитывая специфику проявлений нарушений звукопроизношения при дислалии и легкой степени дизартрии.

Ориентировочный этап.

Данный этап подразумевает единую цель при планировании и реализации коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения для детей с фонетическим недоразвитием речи при дислалии и легкой степени дизартрии.

Основная цель его — включить детей в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия, что подразумевает установку с ребенком доверительных отношений, расположения его к себе, адаптировании к обстановке логопедического кабинета, вызывания у него интереса к занятиям и желание в них включиться.

Для решения данных задач могут быть использованы беседа-знакомство тестовая беседа, игра-беседа, наблюдение за детьми в игре(дидактическая, сюжетно-ролевая, наблюдение в совместной с ребенком игре).

Также в задачи подготовительного этапа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с дислалией и легкой степенью дизартрии входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций. Данные задачи могут решаться посредством включения в занятия игровых упражнений (подвижных и статичных) на индивидуальных занятиях с параллельным установлением контакта.

Второй этап в реализации комплекса занятий по преодолению нарушений звукопроизношения — основной.

На данном этапе при дислалии конкретными логопедическими задачами являются: формирование умения опознавать (узнавать) и различать фонемы, формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков, постановка звуков и формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференциация).

При легкой степени дизартрии задачами на основном этапе выступают: нормализация мышечного тонуса; нормализация моторики артикуляционного аппарата; нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха; нормализация просодики; нормализация мелкой моторики рук; выработка основных артикуляционных укладов; определение последовательности работы над звуками; развитие фонематических процессов; постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

Изначально, на основном этапе, проводятся занятия направленные на развитие просодики речи детей с легкой формой дизартрии, которые включают:

1) работу над интонацией: выразительностью повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений;

2) работу над ритмикой слова;

3) работу над ударением;

4) работу над ритмом;

5) работу над паузой, насыщенной речевым содержанием.

6) работу по развитию высоты голоса и речевого дыхания

Также с детьми с легкой степенью дизартрии проводится дифференциация носового и ротового вдоха — выдоха:

– вдох носом — выдох через рот;

– вдох одной ноздрёй — выдох другой;

– вдох выдох через нос;

– вдох носом — выдох через нос;

– вдох ртом — выдох через рот;

– вдох через одну ноздрю — выдох через другую;

– вдох через одну ноздрю — выдох через обе ноздри;

– вдох через одну ноздрю — выдох через рот в положении трубочка;

– вдох через нос — выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.

Далее проводится фонационная дыхательная гимнастика:

– воспроизведение гласных звуков на одном выдохе;

– воспроизведение согласных звуков, подражая животным;

На завершающем этапе работы над дыханием в занятия вводятся упражнения, подразумевающие произношение слогов, слов и фраз:

– слоги на одном выдохе: ПА ПО; ПА ПО ПУ; ПА ПО ПУ ПЫ; ПА ПО ПУ ПЫ ПЭ.

– слова на одном выдохе: счёт до 5, до 10;

– перечисление дней недели;

– перечисление месяцев.

– фразы на одном выдохе.

Работа по преодолению нарушений голоса у детей с легкой степенью дизартрии включает в себяразвитие:

1) силы голоса

2) модуляций голоса

3) тембра голоса.

Упражнения для развития силы голоса:

– усиление голоса (от шёпота до крика);

– ослабление голоса (от крика до шёпота);

– усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе;

– называние времён года с постепенным усилением, а затем ослаблением;

– произнесение предложений с изменением силы голоса;

Упражнения выполняются по показу, со зрительной опорой и графическими элементами.

Упражнения для развития модуляции голоса выполняются для

формирования интонационного навыка, умение контролировать высоту голоса и включают в себя [4]:

– упражнения на развитие чувства ритма («Белка»);

– упражнения на коррекцию интонации («Составление предложений» «Удивись»);

– упражнения на высоту, силу, громкость голоса («Укачивание куклы», игра «Дни недели»).

– работу над тембром: «Изобрази голосом» и т. д.

У детей с дислалией нет нарушений голоса и дыхания, в связи с чем вышеописанные упражнения не входят в комплекс занятий по преодолению у них нарушений звукопроизношения.

Занятия по развитию мелкой моторики рук являются обязательными в реализации комплекса коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии и содержат в себе упражнения пальчиковой гимнастики, которые формировали тонкие дифференцированные движения пальцев обеих рук.

Так как речевые и моторные зоны мозга расположены близко друг к другу в головном мозге, то развитие движений пальцев рук способствует улучшению артикуляции.

Упражнения начинаются с самомассажа кистей рук и пальцев по 2–3

минуты:

1) поглаживание и растирание ладоней сверху — вниз;

2) растирание каждого пальца вдоль, затем — поперёк;

3) разминание пальцев спиралевидными движениями.

У детей с дислалией мелкая моторика рук не нарушена, но данное направление коррекционной работы можно реализовывать, чтобы совершенствовать более тонкие и сложные движения кистей и пальцев рук, а также разнообразить занятия.

Далее проводится подготовка артикуляционного аппарата детей к постановке звуков. Это направление представляет собой выработку чётких координированных движений органов артикуляции и подразумевает формирование кинестетического и кинетического ощущения артикуляторных движений [5].

Выработка основных артикуляционных укладов считается одним из главных направлений и является фундаментом в преодолении нарушений звукопроизношения у детей с дислалией и легкой степенью дизартрии. В комплекс коррекционных занятий включаются упражнения, направленные:

1) на определение положения губ (гласные звуки);

2) на различение узкого и широкого кончика языка;

3) на определение положения кончика языка (поднят, опущен).

Стоит отметить, что артикуляционной гимнастике у детей с легкой формой дизартрии необходимо уделять пристальное внимание, т. к. она лежит в основе коррекции данного речевого нарушения. Для детей с легкой степенью дизартрии артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно и активно.

Артикуляционная гимнастика для детей с легкой степенью дизартрии отличается от гимнастики, проводимой с детьми с дислалией тем, что она проводится, как рекомендует Е. Ф. Архипова, с функциональной нагрузкой [2].

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. Это объясняется тем, что у детей с дислалией не отмечается грубых моторных нарушений, а наблюдается лишь несформированность некоторых специфических для речи произвольных движений органов артикуляции. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе речевого развития.

По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, происходит переход к отработке движений, обязательных для других звуков.

Система упражнений по формированию правильной артикуляционной моторики у детей с дислалией, как и в случае с детьми с легкой формой дизартрии, включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Далее активная артикуляционная гимнастика, в ходе проведения коррекционных занятий с детьми с дислалией, постепенно усложняется, подразумевая утрированное, четкое выполнение всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

Для формирования кинестетической основы артикуляционных движений проводятся дифференцированные упражнения, цель которых создание прочных кинестезий через усиление афферентных импульсов разной модальности от мышц, задействованных в артикуляции, фонации, и фонационном дыхании.

Также логопедическая работа в ходе реализации коррекционных занятий на данном этапе параллельно уделяется нормализации мышечного тонуса детей с легкой степенью дизартрии. В рамках этого направления проводится самомассаж.

Далее в занятия с детьми с дислалией и легкой степенью дизартрии параллельно включаются упражнения, направленные на формирование фонематических процессов, которые подразумевают формирование задатка различать и узнавать неречевые звуки; развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса; различение интонационных средств выразительности в чужой речи; дифференциацию речевых и неречевых звуков; различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков [3].

Нельзя не отметить, что одним из главнейших направлений на основном этапе реализации комплекса коррекционных занятий является работа по коррекции звукопроизношения, которая подразумевает:

1) подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков;

2) постановку звуков — устранение нарушенного произношения имеющихся звуков в речи и постановка отсутствующих звуков;

3) автоматизацию звуков — введение поставленных звуков в собственную речь ребенка на разнообразном лексическом материале;

4) дифференциацию звуков — формирование у дошкольников навыков различения в произношении одинаковых по звучанию звуков.

Принцип индивидуального подхода определяет способ постановки и коррекции нарушенных звуков у детей с легкой степенью дизартрии и дислалии: имитационный, механический, смешанный.

Как правило, в работе с детьми с легкой степенью дизартрии чаще всего используется механический способ постановки звуков.

Постановка звуков проводится перед зеркалом: показ артикуляции, показ профиля звука, показ кистью руки положения языка, наглядная демонстрация звука.

У детей с дислалией постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех сохранных анализаторов.

Постановка звука у детей с дислалией по подражанию является более легким и доступным способом, так как этот способ требовал минимальных усилий и времени. В рамках постановки звука по подражанию в присутствии ребенка ясно и четко произносится требуемый звук. Ребенок слушает звук, и, вместе с тем, видит его артикуляцию. Нередко сразу поле этого ребенок с дислалией может его воспроизвести.

В таком случае считается, что ребенок уже научился произносить звук правильно и постановку звука можно считать законченной. Важно отметить, что такой способ постановки звука возможен лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности органов артикуляции, а также их правильного строения.

После успешного завершения процесса постановки изолированного звука происходит переход к следующему этапу коррекции звукопроизношения, то есть к этапу автоматизации этого звука.

Автоматизация звуков в ходе проведения коррекционных занятий у детей с фонетическим недоразвитием речи (при дислалии и легкой степени дизартрии) организовывается в следующей единой последовательности (по Т. Б. Филичевой) [6]:

– автоматизация звука изолированно;

– автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

– автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

– автоматизация звука в предложении;

– автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

– автоматизация звука в коротких, затем длинных рассказах;

– автоматизация звука в разговорной речи.

Этап автоматизации звуков является самым сложным и длительным направлением логопедической работы в основном этапе реализации коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи при легкой степени дизартрии. Это объясняется тем, что изолированно дети поставленные звуки произносят правильно, а в речевом потоке звуки искажаются\заменяются.

В связи с данной особенностью автоматизация звуков при легкой степени дизартрии осуществляется по принципу от простого к сложному. Необходимо учитывать рекомендации Е. Ф. Архиповой [1] об использовании, с целью усиления кинестезий при автоматизации звуков, оптимизирующих логопедическую работу приемов, включающих пальцевые движения на аппликаторе, имеющем игольчатую поверхность.

При включении автоматизируемого звука в слово соблюдается ряд требований к лексическому материалу. В нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков без включения неправильно произносимых ребенком звуков. Учитывается и смысловая доступность лексического материала.

У детей с дислалией, как и у детей с легкой степенью дизартрии, первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (звук [с] — «шум воды»; звук [ш] — «песенка змеи»; звук [з] — «песенка комарика» и пр.).

Сначала звук автоматизируется в разных типах слогов и звукосочетаний (ас-са, ос-со, ста-аст), а после этого уже в отдельно взятых словах с разной по сложности звукослоговой структурой (сок, нос, са-ни, ста-кан, со-суль-ка).

Следующим этапом предполагается автоматизация этого звука в специально подобранных фразах, где нужный звук содержится в каждом слове

(усатый сом, сонный сом).

Наконец, последним этапом выступает автоматизация звука и группы звуков в небольших текстах. На данном этапе работы важно исключить из речевого материала все артикуляторно и акустически близкие звуки.

Этап автоматизации звука считается законченным тогда, когда ребенок овладевает навыком правильной артикуляции «нового» звука в обычной разговорной речи, и произносит его правильно в потоке речи.

Переходя к этапу дифференциации, стоит упомянуть, что основная задача данного этапа состоит в том, чтобы сформировать, в ходе проведения коррекционных занятий, у детей с фонетическим недоразвитием речи (при дислалии и легкой форме дизартрии) устойчивый навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками.

Дифференциация проводится с использованием наглядности:

– изолированно;

– в слогах;

– в словах;

– в словосочетаниях;

– в предложениях;

– в тексте.

Как и на предыдущем этапе, предполагается, что сложность речевого

материала здесь тоже должна нарастать постепенно.

Работа над произношением параллельно ведется с развитием фонематического слуха и восприятия на материале отрабатываемого звука.

На данном этапе в занятия могут быть включены упражнения:

– Направленные на дифференциацию звуков, которые различаются по тональности, длительности и высоте: «Жмурки с голосом», «Где позвонили?», «Найди пару»;

– По воспроизведению ритмического рисунка на слух: «Простучи за мной», «Прохлопай как я»;

– На узнавание заданного звука среди других фонем: «Хлопни, если в слове есть звук», «Определи место звука в слове»;

– По дифференциации звуков, близких по моторным или слуховым свойствам: «Подними нужный символ».

И наконец, третий этап реализации коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи при дислалии и легкой форме дизартрии — закрепляющий.

На данном этапе целью является формирование у детей умения и навыков безошибочного употребления звуков речи в ситуациях общения.

На данном этапе при реализации комплекса логопедических занятий конкретными логопедическими задачами являются: закрепление у детей с дислалией и легкой степенью дизартрии навыка употребления звуков в самостоятельной речи; использование театрализованной деятельности; организация сюжетно-ролевых игр; автоматизация звуков в процессе диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах и т. д.; развитие самостоятельных высказываний.

На занятиях с детьми на описанном этапе широко применяются тексты, а не отдельные слова, используются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Подводя итог необходимо уточнить, что продолжительность и интенсивность реализации комплекса коррекционных занятий зависит от многих факторов: тип и глубина имеющихся речевых нарушений, количество и характер, нарушенных звуков, сотрудничество родителей и воспитателей, посещаемость ребенком занятий и т. д.

Таким образом, реализация коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи при дислалии и легкой степени дизартрии имеет свою специфику. Она включает в себя определенные этапы работы, имеющие определенные цели и задачи, принципы и положения, учитывающие специфику проявлений нарушений звукопроизношения при дислалии и легкой степени дизартрии.

Литература:

  1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. [Текст] /Е. Ф. Архипова — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254с.
  2. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст]:: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 320 с.
  3. Лалаева, Р. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Р. И. Лалаева — Москва: Педагогика, 1999–320 с.
  4. Пискунов, М. А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия [Текст] / М. А. Пискунов. — М.,: МЕДГИЗ, 1962.
  5. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с.
  6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. — 103 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, преодоление нарушений звукопроизношения, автоматизация звука, занятие, звук, дизартрия, автоматизация звуков, постановка звуков, упражнение, фонетическое недоразвитие речи.


Похожие статьи

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В статье рассмотрены понятия «речь» и «фонетико-фонематическое недоразвитие», раскрыты группы нарушений речи и их проявления, уделено внимание особенностям логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Разработка комплекса глазных упражнений для профилактики нарушений зрения

Статья посвящена созданию комплекса глазных упражнений для фиксации зрения при миопии, гиперметропии, косоглазии и астигматизме. Осуществлен системный анализ, охватывающий научную литературу и патентную документацию, подтверждающую положительное влия...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при примен...

Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Коррекция звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией

Данная статья посвящена проблемам нарушения речи у младших школьников со стертой дизартрией. Раскрывается целесообразность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, даны рекомендации и упражнения, способствую...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Похожие статьи

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В статье рассмотрены понятия «речь» и «фонетико-фонематическое недоразвитие», раскрыты группы нарушений речи и их проявления, уделено внимание особенностям логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Разработка комплекса глазных упражнений для профилактики нарушений зрения

Статья посвящена созданию комплекса глазных упражнений для фиксации зрения при миопии, гиперметропии, косоглазии и астигматизме. Осуществлен системный анализ, охватывающий научную литературу и патентную документацию, подтверждающую положительное влия...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при примен...

Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Коррекция звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией

Данная статья посвящена проблемам нарушения речи у младших школьников со стертой дизартрией. Раскрывается целесообразность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, даны рекомендации и упражнения, способствую...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задать вопрос