Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 24.06.2023

Статья просмотрена: 482 раза

Библиографическое описание:

Рынкевич, А. А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности / А. А. Рынкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104387/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья посвящена изучению формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе проектной деятельности. В работе рассматриваются подходы к изучению познавательного интереса, исследуется природа и этапы его формирования.

Кроме того, в приведённой статье анализируется применение проектной деятельности, её эффективность в процессе обучения, истоки и история данного метода в образовании, а также труды учёных, работавших над разработкой, исследованием и совершенствованием проектной деятельности. Для формирования более понятного и полноценного восприятия в работе приведены примеры проектов на школьном и городском уровнях.

Ключевые слова: познавательный интерес, интерес, младший школьный возраст, проектный метод.

Изучение познавательного интереса является актуальным направлением в психолого-педагогической науке. Наличие познавательного интереса у младшего школьника — одно из важнейших условий эффективности его обучения. Интерес к учёбе помогает детям не только получать новые знания, но и увлекаться учебным процессом. В связи с этим, педагогу необходимо развивать познавательный интерес у обучающегося.

Формирование познавательного интереса начинается с самого раннего детства и должно продолжаться на протяжении всей жизни. Познавательный интерес может быть одним из сильнейших мотивирующих факторов, влияющих на учебу младших школьников.

Вопросами познавательного интереса, в частности, занимались такие учёные, как: М. Ф. Беляев, Д. К. Гилева, А. Ю. Дейкина, Т. В. Костаева, А. К. Маркова Н. Г. Морозова, В. И. Селиванов, Г. И. Щукина и др.

Педагог Я. А. Коменский может по праву считаться родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса. В своей книге «Великая дидактика» он указывал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно» [3]. А. Коменский считал, что основная цель работы педагога по активизации познавательной деятельности состоит в развитии творческих способностей у его учеников, ведь даже у слабых учеников под влиянием познавательного интереса, процесс обучения проходит гораздо более эффективно. Я. А. Коменский писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» [2, с.138].

Формирование познавательного интереса может быть достигнуто через использование различных методов обучения, таких как:

– интерактивные методы обучения (использование игр, конкурсов, дискуссий и других форм активного участия учеников в обучении);

– изучение и обсуждение интересных, практических тем (выбор тем, которые будут интересны и актуальны для обучающихся. Например, здоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, изучение Московского Кремля и т. д.);

– использование современных технологий (компьютерные программы, интерактивные доски, мультимедийные презентации и другие средств, которые могут привлечь внимание младших школьников и сделать процесс обучения интереснее);

– организация экскурсий и выездных занятий (посещение музеев, выставочных залов, библиотек, парков и других мест, где дети смогут получить новые знания и опыт;

– применение проектных методов обучения (создание проектов, которые будут интересны и практически полезны для младших школьников).

В своём развитии познавательный интерес проходит несколько этапов, среди которых можно выделить такие, как: любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. Если в дошкольном возрасте преобладающими вопросами у детей были: «Что это?» и «Почему?», то для детей младшего школьного возраста характерны такие вопросы, как: «Для чего?» и «Как?». Главной особенностью познавательных интересов детей данного возраста выступает внимательное наблюдение за определенным процессом, рассмотрение того или иного объекта, явления в стремлении узнать у взрослых людей его причины и особенности.

Особое внимание заслуживает изучение познавательного интереса младших школьников через проектную деятельность. Данный метод позволяет детям самостоятельно исследовать тему, которая интересна им, и находить ответы на свои вопросы. Важно выбирать темы проектов, которые будут интересны именно детям и поддерживать их на всех этапах исследования и получения новых знаний. Младшие школьники — это маленькие исследователи, которым интересно изучать всё вокруг, — именно поэтому так важно не только не пресечь данный интерес, но и всячески поощрить, укрепить.

Подходами к организации проектной деятельности занимались такие исследователи и педагоги, как: Л. П. Виноградова, Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, Э. Коллингс А. В. Леонтович, А. Н. Поддъякова, А. И. Савенков и др.

Проектный метод — это средство организации учебного процесса, в основе которого лежит взаимодействие учителя, ученика и родителей. В рамках данного метода существенную роль играет взаимодействие ученика с окружающей средой, а также поэтапная практическая деятельность по достижению цели, поставленной в рамках проекта.

Термин «Метод проектов» пришёл к нам из Америки в начале прошлого века. Основателями его считаются американские учёные Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик. Они предлагали выстраивать процесс обучения на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни [6].

Проектная деятельность может проводиться в рамках учебного процесса, а также во внеурочное время. Она может быть организована на различных уровнях — от классных проектов до международных конкурсов и фестивалей.

Деятельность учащихся в рамках проектного метода направлена на выполнение учебного проекта. Учебный проект это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела [4]. В школе учебные проекты представляют собой: учебно-познавательные, исследовательские, творческие или игровые. Все эти проекты имеют общую цель, согласованные методы и, главное, требуют совместных усилий для решения той или иной проблемы.

Проекты могут быть различными: от создания презентации на заданную тему до организации эксперимента или создания модели объекта. В рамках проектного метода важно, чтобы дети могли проявить и раскрыть свои творческие способности. Примером проекта для младших школьников может быть создание модели солнечной системы. Дети могут изучить информацию о планетах, их размерах и расстояниях между ними. Затем они могут создать модели планет и расположить их в соответствии с реальными расстояниями. Для этого можно использовать различные материалы, такие как: пластилин, бумага, картон и т. д. Такой проект позволит детям не только узнать новые факты о солнечной системе, но и проявить себя с точки зрения творчества и науки. Он также поможет формированию познавательного интереса и привлечет внимание детей к изучению науки.

Ранее говорилось о том, что в основе проектного метода лежит взаимодействие учителя, ученика и родителя. Мы хотим обратить внимание на роль родителя в процессе реализации проектной деятельности. Для ее успешного осуществления необходимо участие не только педагога, но и родителя, чьи поддержка и помощь крайне значимы для младшего школьника. Это обусловлено рядом причин, о которых пойдет речь далее. В первую очередь, в силу своих возрастных особенностей не каждый ребёнок и не сразу способен самостоятельно выполнять проект на всех этапах. Другая причина уходит корнями в проблему существования реального дефицита семейного общения. Большую часть своего времени родители проводят на работе, поэтому проектная деятельность так же направлена на объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но и родителя. Ярким примером такого рода взаимодействия может выступать проект «Откуда моя семья, где мои корни?». С данным проектом выступала ученица 3 «А» класса ГБОУ Школы № 281 на открытой городской конференции проектно-исследовательских работ «Россия — моё Отечество — 2023». Данная работа была выполнена под эгидой двух научных руководителей — педагога 3 «А» класса и педагога 2 «Г» класса. Однако, безусловно, значимую роль в проекте сыграла помощь родителей ученицы. В рамках проекта «Откуда моя семья, где мои корни?» Дарина изучала географию корней своей семьи, её влияние на быт и традиции, а затем выступила на интерактивном уроке, рассказав одноклассникам о городе и регионах, связанных с её родословной. Стоит отметить, что именно этот проект занял призовое место на Конференции.

Таким образом, познавательный интерес младших школьников связан с желанием узнавать что-то новое, познавать мир и расширять свои знания. Он является важным фактором в обучении, так как помогает детям лучше усваивать материал и развиваться. Проектный метод обучения помогает развивать этот интерес у младших школьников, позволяет им самостоятельно исследовать тему, которая интересна именно им. Проектная деятельность является эффективным методом обучения, который помогает учащимся не только усвоить теоретические знания, но и применить их на практике. Она также способствует развитию творческого мышления и помогает детям осознать свои сильные и слабые стороны, что позволяет им лучше планировать своё будущее.

Литература:

  1. Захаревич, Л. Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса / Л. Ф. Захаревич: дис. …канд. пед. наук. — М., 1970. — 272 с.
  2. Коменский Я. А. Великая дидактика / Пер. А. Щекинского. — М., 1893. — 138 с.
  3. Коменский Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»): Со вступительной статьей проф. А. А. КРАСНОВСКОГО. –– М: Государственное учебно-педагогическое издательство HAPKOМПPOCA РСФСР, 1940.
  4. Аверкина, Т. П. Из опыта применения метода проектов в средней школе / Т. П. Аверкина. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.06.2023).
  5. Митрофанова, Г. Г. Метод проектов вчера и сегодня. / Г. Г. Митрофанова. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-vchera-i-segodnya (дата обращения: 20.06.2023).
  6. Хусаинова, Ч. Р. Теоретическое обоснование основ проектного обучения в школе. / Ч. Р. Хусаинова. — Текст: электронный // МЦОиП: [сайт].—URL: https://mcoip.ru/blog/2022/05/12/teoreticheskoe-obosnovanie-osnov-proektnogo-obucheniya-v-shkole (дата обращения: 20.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, проектная деятельность, проектный метод, проект, процесс обучения, ребенок, учебный процесс, школьник, младший школьник, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Развитие познавательной деятельности у детей школьного возраста в процессе игровой деятельности

Развитие познавательной активности является обязательной частью соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности у детей школьного возраста. Ц...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

В статье приводятся данные исследования особенностей сотрудничества старших дошкольников в различных видах деятельности. Раскрываются научные направления исследования данного вопроса и возможности развивающей работы по данной проблематике в русле раз...

Похожие статьи

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Развитие познавательной деятельности у детей школьного возраста в процессе игровой деятельности

Развитие познавательной активности является обязательной частью соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности у детей школьного возраста. Ц...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

В статье приводятся данные исследования особенностей сотрудничества старших дошкольников в различных видах деятельности. Раскрываются научные направления исследования данного вопроса и возможности развивающей работы по данной проблематике в русле раз...

Задать вопрос