Данная статья посвящена изучению формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе проектной деятельности. В работе рассматриваются подходы к изучению познавательного интереса, исследуется природа и этапы его формирования.
Кроме того, в приведённой статье анализируется применение проектной деятельности, её эффективность в процессе обучения, истоки и история данного метода в образовании, а также труды учёных, работавших над разработкой, исследованием и совершенствованием проектной деятельности. Для формирования более понятного и полноценного восприятия в работе приведены примеры проектов на школьном и городском уровнях.
Ключевые слова: познавательный интерес, интерес, младший школьный возраст, проектный метод.
Изучение познавательного интереса является актуальным направлением в психолого-педагогической науке. Наличие познавательного интереса у младшего школьника — одно из важнейших условий эффективности его обучения. Интерес к учёбе помогает детям не только получать новые знания, но и увлекаться учебным процессом. В связи с этим, педагогу необходимо развивать познавательный интерес у обучающегося.
Формирование познавательного интереса начинается с самого раннего детства и должно продолжаться на протяжении всей жизни. Познавательный интерес может быть одним из сильнейших мотивирующих факторов, влияющих на учебу младших школьников.
Вопросами познавательного интереса, в частности, занимались такие учёные, как: М. Ф. Беляев, Д. К. Гилева, А. Ю. Дейкина, Т. В. Костаева, А. К. Маркова Н. Г. Морозова, В. И. Селиванов, Г. И. Щукина и др.
Педагог Я. А. Коменский может по праву считаться родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса. В своей книге «Великая дидактика» он указывал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно» [3]. А. Коменский считал, что основная цель работы педагога по активизации познавательной деятельности состоит в развитии творческих способностей у его учеников, ведь даже у слабых учеников под влиянием познавательного интереса, процесс обучения проходит гораздо более эффективно. Я. А. Коменский писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» [2, с.138].
Формирование познавательного интереса может быть достигнуто через использование различных методов обучения, таких как:
– интерактивные методы обучения (использование игр, конкурсов, дискуссий и других форм активного участия учеников в обучении);
– изучение и обсуждение интересных, практических тем (выбор тем, которые будут интересны и актуальны для обучающихся. Например, здоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, изучение Московского Кремля и т. д.);
– использование современных технологий (компьютерные программы, интерактивные доски, мультимедийные презентации и другие средств, которые могут привлечь внимание младших школьников и сделать процесс обучения интереснее);
– организация экскурсий и выездных занятий (посещение музеев, выставочных залов, библиотек, парков и других мест, где дети смогут получить новые знания и опыт;
– применение проектных методов обучения (создание проектов, которые будут интересны и практически полезны для младших школьников).
В своём развитии познавательный интерес проходит несколько этапов, среди которых можно выделить такие, как: любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. Если в дошкольном возрасте преобладающими вопросами у детей были: «Что это?» и «Почему?», то для детей младшего школьного возраста характерны такие вопросы, как: «Для чего?» и «Как?». Главной особенностью познавательных интересов детей данного возраста выступает внимательное наблюдение за определенным процессом, рассмотрение того или иного объекта, явления в стремлении узнать у взрослых людей его причины и особенности.
Особое внимание заслуживает изучение познавательного интереса младших школьников через проектную деятельность. Данный метод позволяет детям самостоятельно исследовать тему, которая интересна им, и находить ответы на свои вопросы. Важно выбирать темы проектов, которые будут интересны именно детям и поддерживать их на всех этапах исследования и получения новых знаний. Младшие школьники — это маленькие исследователи, которым интересно изучать всё вокруг, — именно поэтому так важно не только не пресечь данный интерес, но и всячески поощрить, укрепить.
Подходами к организации проектной деятельности занимались такие исследователи и педагоги, как: Л. П. Виноградова, Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, Э. Коллингс А. В. Леонтович, А. Н. Поддъякова, А. И. Савенков и др.
Проектный метод — это средство организации учебного процесса, в основе которого лежит взаимодействие учителя, ученика и родителей. В рамках данного метода существенную роль играет взаимодействие ученика с окружающей средой, а также поэтапная практическая деятельность по достижению цели, поставленной в рамках проекта.
Термин «Метод проектов» пришёл к нам из Америки в начале прошлого века. Основателями его считаются американские учёные Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик. Они предлагали выстраивать процесс обучения на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни [6].
Проектная деятельность может проводиться в рамках учебного процесса, а также во внеурочное время. Она может быть организована на различных уровнях — от классных проектов до международных конкурсов и фестивалей.
Деятельность учащихся в рамках проектного метода направлена на выполнение учебного проекта. Учебный проект — это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела [4]. В школе учебные проекты представляют собой: учебно-познавательные, исследовательские, творческие или игровые. Все эти проекты имеют общую цель, согласованные методы и, главное, требуют совместных усилий для решения той или иной проблемы.
Проекты могут быть различными: от создания презентации на заданную тему до организации эксперимента или создания модели объекта. В рамках проектного метода важно, чтобы дети могли проявить и раскрыть свои творческие способности. Примером проекта для младших школьников может быть создание модели солнечной системы. Дети могут изучить информацию о планетах, их размерах и расстояниях между ними. Затем они могут создать модели планет и расположить их в соответствии с реальными расстояниями. Для этого можно использовать различные материалы, такие как: пластилин, бумага, картон и т. д. Такой проект позволит детям не только узнать новые факты о солнечной системе, но и проявить себя с точки зрения творчества и науки. Он также поможет формированию познавательного интереса и привлечет внимание детей к изучению науки.
Ранее говорилось о том, что в основе проектного метода лежит взаимодействие учителя, ученика и родителя. Мы хотим обратить внимание на роль родителя в процессе реализации проектной деятельности. Для ее успешного осуществления необходимо участие не только педагога, но и родителя, чьи поддержка и помощь крайне значимы для младшего школьника. Это обусловлено рядом причин, о которых пойдет речь далее. В первую очередь, в силу своих возрастных особенностей не каждый ребёнок и не сразу способен самостоятельно выполнять проект на всех этапах. Другая причина уходит корнями в проблему существования реального дефицита семейного общения. Большую часть своего времени родители проводят на работе, поэтому проектная деятельность так же направлена на объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но и родителя. Ярким примером такого рода взаимодействия может выступать проект «Откуда моя семья, где мои корни?». С данным проектом выступала ученица 3 «А» класса ГБОУ Школы № 281 на открытой городской конференции проектно-исследовательских работ «Россия — моё Отечество — 2023». Данная работа была выполнена под эгидой двух научных руководителей — педагога 3 «А» класса и педагога 2 «Г» класса. Однако, безусловно, значимую роль в проекте сыграла помощь родителей ученицы. В рамках проекта «Откуда моя семья, где мои корни?» Дарина изучала географию корней своей семьи, её влияние на быт и традиции, а затем выступила на интерактивном уроке, рассказав одноклассникам о городе и регионах, связанных с её родословной. Стоит отметить, что именно этот проект занял призовое место на Конференции.
Таким образом, познавательный интерес младших школьников связан с желанием узнавать что-то новое, познавать мир и расширять свои знания. Он является важным фактором в обучении, так как помогает детям лучше усваивать материал и развиваться. Проектный метод обучения помогает развивать этот интерес у младших школьников, позволяет им самостоятельно исследовать тему, которая интересна именно им. Проектная деятельность является эффективным методом обучения, который помогает учащимся не только усвоить теоретические знания, но и применить их на практике. Она также способствует развитию творческого мышления и помогает детям осознать свои сильные и слабые стороны, что позволяет им лучше планировать своё будущее.
Литература:
- Захаревич, Л. Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса / Л. Ф. Захаревич: дис. …канд. пед. наук. — М., 1970. — 272 с.
- Коменский Я. А. Великая дидактика / Пер. А. Щекинского. — М., 1893. — 138 с.
- Коменский Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»): Со вступительной статьей проф. А. А. КРАСНОВСКОГО. –– М: Государственное учебно-педагогическое издательство HAPKOМПPOCA РСФСР, 1940.
- Аверкина, Т. П. Из опыта применения метода проектов в средней школе / Т. П. Аверкина. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.06.2023).
- Митрофанова, Г. Г. Метод проектов вчера и сегодня. / Г. Г. Митрофанова. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-vchera-i-segodnya (дата обращения: 20.06.2023).
- Хусаинова, Ч. Р. Теоретическое обоснование основ проектного обучения в школе. / Ч. Р. Хусаинова. — Текст: электронный // МЦОиП: [сайт].—URL: https://mcoip.ru/blog/2022/05/12/teoreticheskoe-obosnovanie-osnov-proektnogo-obucheniya-v-shkole (дата обращения: 20.06.2023).