Статья посвящена исследованию параметров оценки и выбора инновационных технологий маркетинга для предприятий спутниковой связи, которые можно использовать для выявления наиболее перспективных и эффективных маркетинговых инноваций.
Ключевые слова: инновационные технологии маркетинга, маркетинговые инновации, спутниковая связь.
В настоящее время инновационные технологии маркетинга вытесняют типовые, причиной этого служит их большая эффективность, они лучше решают маркетинговые задачи, а для рынка спутниковой связи, в условиях его монополизации, маркетинговые инновации позволяют занять устойчивую позицию, перспективные сегменты рынка и продвигать операторов связи.
Однако, для каждого оператора спутниковой связи одни инновационные технологии маркетинга могут быть более перспективными, чем другие, из этого следует, что необходимо сформировать параметры, по которым можно будет оценить и выбрать маркетинговые инновации.
Основываясь на специфике инновационных рынков, особенностях рынка спутниковой связи, а также факторах спроса на услуги спутниковой связи, можно выделить следующие критерии:
- Трудность внедрения. Некоторые инновационные технологии маркетинга требуют дополнительной подготовки перед их внедрением, например, системы анализа больших данных требуют намного больше подготовительных мероприятий, иногда включая организацию другого отдела и программирование такой системы, при этом, организация эффективного SMM требует гораздо меньше усилий.
- Степень риска от внедрения. Чем больше ресурсов для внедрения инновационной технологии маркетинга требуется, тем более рискованной она является, операторам необходимо оценивать потенциальный эффект и потери от их внедрения, которые могут быть не только финансовыми, но и репутационными (например, при использовании вирусного маркетинга). Если потери выше, чем положительный эффект, тогда следует либо отложить внедрение технологии или же отказаться от неё.
- Направленность на определённый сегмент. Например, компании, имеющей в качестве приоритетного сегмента B2C, следует выбрать продвижение с помощью SMM, и различные лидогенераторы, в то время как в сегменте B2B следует продвигать услуги с помощью E-mail-, Event-маркетинга и прочих. Следует также понимать, что на рынке спутниковой связи большое количество подсегментов, например, в B2B это добывающие, финансовые и другие организации. Это также необходимо учитывать.
- Стоимость внедрения. Различные технологии требуют различных ресурсов и их объёма, так, это могут быть квалифицированный персонал, затраты на маркетинг и НИОКР, наличие специализированных направлений бизнеса и другие. Важно прорабатывать технологию до мелочей, чтобы на в середине процесса не осознать, что у компании недостаточно денег на остаток проекта или нехватка квалифицированного персонала, в связи с текучестью кадров.
- Потенциал внедрения. Для разных компаний спутниковой связи различные технологии будут иметь и отличающийся потенциал. Для того, чтобы оценить потенциал технологии, необходимо спрогнозировать некоторые показатели, в зависимости от цели: количество привлечённых клиентов, степень увеличения среднего чека и прочие; степень достижения цели (ставятся плановые и прогнозные количественные и качественные показатели); потенциальная отдача на единицу затрат от внедрения и другие, в зависимости от компании-оператора.
- Степень синергии с уже имеющимися/внедряющимися технологиями. Важно оценивать и синергетический эффект, который может возникать от совместимости технологий. Например, в одном канале связи с клиентом могут использоваться мессенджеры, мессенджер-маркетинг и омниканальная система, эффективность совокупности этих технологий в целях привлечения клиентов увеличат SMM и социальные сети, в целях анализа данных CRM-маркетинг и технологии BigData и т. д.
Таким образом, на основании приведённых критериев появляется возможность сформулировать параметры оценки инновационных технологий маркетинга, они представлены ниже, в таблице 1.
Таблица 1
Параметры критериальной базы оценки и выбора инновационных технологий маркетинга (составлено автором)
Критерии |
Параметры |
Комментарии к параметрам и основания для оценки |
Трудность внедрения |
Высокая |
Ресурсоёмкость, требования дополнительной подготовки |
Средняя |
||
Низкая |
||
Степень риска от внедрения |
Высокая |
Затраты на внедрение и потенциальный прогноз эффективности |
Средняя |
||
Низкая |
||
Направленность на определённый сегмент |
B2C |
Приведены сегменты, с которыми ведут работу операторы спутниковой связи |
B2B |
||
B2G |
||
B2O |
||
Стоимость внедрения |
Высокая |
Оценка необходимых ресурсов для внедрения |
Средняя |
||
Низкая |
||
Потенциал внедрения |
Высокий |
Степень достижения цели, потенциальная отдача и прочие |
Средний |
||
Низкий |
||
Степень синергии с существующими/внедряемыми технологиями |
Высокая |
Оценка синергетического эффекта технологий, на сколько повысится их эффективность при взаимодействии |
Средняя |
||
Низкая |
Необходимо отметить, что перед оценкой определённых инновационных маркетинговых технологий важно определить цель их внедрения и сформировать перечень предпочтительных из них, чтобы сразу отсечь часть неподходящих. Инновационные технологии маркетинга могут быть направлены на решение различных целей: повышение удовлетворённости клиентов, их привлечение, увеличение среднего чека, повышение имиджа компании и другие.
Наиболее перспективными инновационными технологиями маркетинга на рынке спутниковой связи являются:
— новые ценовые стратегии;
— новые каналы продаж;
— Digital-маркетинг;
— использование новых приёмов продвижения;
— системы управления содержимым (управление контентом, построение лендингов и многостраничных сайтов) и другие.
Таким образом, оценка и выбор перспективных инновационных технологий маркетинга является непростой задачей, поскольку попутно необходимо прогнозировать показатели, оценивать необходимые на их внедрение ресурсы.
При внедрении крупных технологий следует подготовить почву: создать систему, отладить бизнес-процессы, а иногда создать отдельное подразделение или должность внутри уже существующего и большинство из этих действий должны выполняться ещё до, а некоторые во время интеграции в существующую бизнес-модель и структуру.
Поэтому следует оценивать инновационные технологии маркетинга перед их внедрением, поскольку при неправильном подходе к их оценке и выбору они способны принести больше вреда, чем пользы.