Актуальность темы заключается в том, что японские субкультуры и культура в целом привлекает молодежь других стран мира и оказывает на нее существенное влияние. В статье рассмотрена одна из самых известных молодежных субкультур Японии, история ее появления, смысл и основные ценности.
Ключевые слова: японские субкультуры, японская мода, традиционная культура, Япония, массовая культура.
Культура Японии всегда была и будет визитной карточкой страны. Именно культура привлекает в Японию большое количество людей со всего мира. А японская молодежь является примером для подражания и источником вдохновения для молодых людей из других стран. Но молодежная культура сильно контрастирует с другой стороной Японии, где все одеты в строгие деловые костюмы, следуют определенным правилам и трудятся на благо своей страны.
Целью исследования является анализ одной из молодежных субкультур Японии, чтобы на ее примере понять, почему возникают неформальные молодежные группы и какие мотивы лежат в основе их философии. Поставленная цель требует решения следующих задач:
— рассмотреть историю Японии и найти причины появления субкультур;
— проследить историю их формирования и развития и выявить причины изменений;
— определить, как сформировалась японская массовая культура.
Лолита как субкультура. Точное время зарождения направления не определено, но стоит отметить, что в 70-х прошлого века в продаже появились первые вещи, которые в будущем стали прообразом данного стиля. В 90-х годах XX века стиль лолита стал популяризироваться благодаря музыкальным группам. Одной из них была Malice Mizer, участники которой выходили на сцену в бальных платьях и с макияжем. Их ранние композиции можно было охарактеризовать как стилизацию под барокко и ренессанс, позже появились готические очертания. В целом проявлялась внешняя схожесть со стилем викторианской эпохи. Стилистические особенности лолит зависели от многих аспектов. В основном это была музыка в жанре Visual kei, исполняемая ранее упомянутой группой. Некоторые образы становились отражением происходящего в обществе и стране.
Японская мода давно является полноценной частью японской массовой культуры. Так же, как и субкультура, мода несет особый смысл и даже философию. Для молодежи субкультуры ― это способ сбежать от реальности и выразить свой протест конформистскому обществу, с правилами которого они не согласны.
В случае лолит девушки пытаются сбежать от серого и грустного общества, одеваясь в яркие и красивые наряды. Раньше лолиты сами шили себе платья, но в связи со стремительным прогрессом такая необходимость отпала. Появилось множество компаний, которые шьют одежду в подобном стиле. Многие из них находятся в Японии и производят вещи высокого качества и в соответствии с канонами субкультуры. Но проблем добавляет Китай, который начал производить платья лолит в промышленных масштабах, превращая их в обычную одежду и убивая тем самым смысл культуры.
Субкультура лолит выглядит довольно невинной и не должна вызывать проблем в обществе. В отличие от босодзоку, гяру и отаку лолиты не радикальны. Философия лолит не несет никаких вредоносных идей, но даже в такой мирной субкультуре есть свои проблемы.
Лолиты обвинялись в тех же грехах, что и гяру. Более того, связь между молодостью и сексуальностью хотя и не является целью лолит, все же часто используется мужчинами ― потребителями японской поп-культуры, изображающей гибридизированную эстетику лолиты. Это привело к спорам вокруг лолит — в них стали видеть возможное топливо для педофилии и объективации женщин. Однако лолиты, несмотря на свою миловидность и скромность, выступают против объективации и сексуального подчинения женщин. Идеалом для них является женская сила в форме самоконтроля и правильного поведения.
Стоит отметить, что со временем субкультура разделилась на несколько направлений. Теперь лолиты подбирают наряды в зависимости от своего мировоззрения и состояния души. Так, например, лолиты, которые страдают и видят мир в темных красках, принадлежат к подстилю готическая лолита. Разберем его подробнее.
Готическая лолита . Направление сочетает готическую и лолитную моду. Готическая лолита была прототипом всей субкультуры и возникла в 90-х годах прошлого века. Такой стиль являлся неким социальным протестом по отношению к ярким, выбивающимся из общей массы людей гяру. Также большое влияние на готических лолит оказал жанр японской музыки Visual kei и один из его основателей, вокалист группы Malice Mizer Мана ― не только музыкант и участник готик-рок-группы, но и модельер. Мана создал свой личный лейбл Moi-meme-Moitie, который выпускает одежду в стиле готическая лолита.
В прошлом на молодых людей Японии оказывалось давление, чтобы они строго следовали гендерным ролям и выполняли свои обязанности. Переход девочек от детства к женственности был трудным, с потерей невинности и надвигающейся ответственностью. Это изменение заставляло их вести себя как сексуальные объекты. Но лолиты хотели исследовать и показать людям их существование. Увлечение детской одеждой позволило им сбежать от взрослой жизни и отправиться в мир фантазий, где они живут по-своему.
Они также говорят, что им нравится их культура и то, как они одеваются. Такой образ жизни придает им уверенности. Они никогда не хотели навредить традиционному японскому обществу, это их способ жить.
Литература:
- Волкова В. В. Основные признаки и функции субкультуры / В. В. Волкова. — Текст: электронный // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: [сайт]. — URL: http://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.htmlhttp://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.html (дата обращения: 18.11.2022).
- Павленко, Н. В. Чужой среди своих, свой среди чужих: молодежные субкультуры в национальном культурном ландшафте Японии / Н. В. Павленко, С. Н. Якушенко. — Текст: непосредственный // Galactica Media: Journal of Media Studies. — 2019. — № 1. — С. 177–205.
- Катасонова Е. Л. Другая Япония: лики молодёжной субкультуры / Е. Л. Катасонова. — Текст: непосредственный // Ежегодник «Япония». — 2008. — № 37. — С. 182–201.