В данной статье, автор раскрывает понятия налоговых льгот и преференций. Установлены порядок, процедура, условия и сроки предоставления и использования налоговых льгот и преференций. Проведен сравнительно-правовой анализ данных терминов.
Ключевые слова: налоговые льготы, преференции, привилегии, налоговый орган, Налоговый кодекс.
С целью эффективного формирования экономики государства следует развитие результативной концепции налогообложения. Привилегии считаются одним из ключевых компонентов налога, а кроме того, одним из наиболее значимых компонентов в концепции налогового регулирования экономики государства. С помощью льгот правительство способно проявлять воздействие на движения, совершающиеся в экономике, подстегивая их, или подавляя. Таким образом, к примеру, применяя налоговые привилегии, вероятно воздействие на модернизацию, инноватизацию, а кроме того, инвестиционную притягательность экономики, а также единичных ее сфер, в значительной мере способствовать решению социальных и политических проблем в обществе.
Пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации определяет понятие налоговых льгот: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [1]. Также, в пункте 2 этой же статьи закрепляется право налогоплательщика отказаться от использования льготы или приостановить ее на один или несколько льготных периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Анализируя трактование термина «налоговые льготы» по Налоговому кодексу Российской Федерации, следует отметить, что определение выражено недостаточно четко. Данное понятие наиболее полно раскрывает С. В. Баруллин, который рассматривает налоговые льготы как: «совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного или частичного) налоговых обязательств налогоплательщика в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач» [2].
Подпункт 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований. Как известно, существуют 3 уровня управления налоговыми льготами: федеральные, региональные и местные. Пример федеральных налогов — налог на добавленную стоимость (НДС), регулируемый главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В статье 149 перечислены налоговые льготы, не подлежащие налогообложению. Региональные льготы закреплены в налоговом кодексе Российской Федерации, а также в законах субъектов Российской Федерации о налогах. Статья 361.1 описывает форму обращения заявления налогоплательщика, который имеет право на налоговую льготу. Местные налоговые льготы регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. К примеру, статья 407 раскрывает круг лиц, освобождающийся от налогообложения, виды объектов.
Касаемо порядка предоставления налоговых льгот, если налогоплательщик уверен, что подходит под одну из категорий физических лиц, которые имеют право на налоговую льготу, а также если такая привилегия возникла впервые или не учтена налоговым органом, необходимо подать заявление, в установленной форме, о предоставление льготы по земельному, транспортному налогу или налогу на имущество физических лиц в любой налоговый орган. Санкций за неприменение льгот нет.
Итак, стоит обобщить и выделить основные характеристики налоговых льгот, которые являются отличительными чертами от иных элементов налога:
— Целевой характер — введение льготы для достижения цели;
— Добровольность — применение льготы не носит обязательный характер (п.2 ст. 56 НК РФ);
— Момент введения, сроки — налоговая льгота применяется в течении определенного времени, которое закреплено в законодательстве или установлено органами власти. Введение льготы возможно в любой момент;
— Избирательность — привилегия предоставляется лишь отдельным категориям налогоплательщиков (ст. 407 НК РФ).
Проанализировав налоговые привилегии, механизмы их функционирования, возможно встретить тесно связанное с ними понятие — налоговая преференция. Налоговая преференция — предоставление государством льгот по созданию благоприятных условий для налогоплательщика. В данном значении возможно определить, что «налоговая преференция» и «налоговая льгота» — определения схожие. Однако, эти термины имеют характерные отличительные свойства в особенностях их функционирования.
Понятие «налоговая преференция» не содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации, поэтому, наиболее полно данное определение выражает А. С. Баландина: «…предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящие обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика» [3]. По мнению автора, следует выделить главное различие преференции от льгот — обязательный характер.
Понятие «налоговая преференция» стоит рассмотреть в сравнительной характеристике с льготами. Преференция в отличие от налоговой льготы вводится вместе с налогом и имеет обязательный характер, приостановление преференции невозможно. В Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О защите конкуренции», а именно в статье 21, раскрываются последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции. Отмена налоговой преференции допускается не ранее начала следующего налогового периода.
При сравнительно-правовом анализе, следует учесть еще одно немало важное отличие: при возникновении у налогоплательщика вопросов, касающихся применения налоговой преференции, уполномоченный орган обязан дать разъяснение по письменному заявлению налогоплательщика. При применении льгот, налоговые органы не обязаны разъяснять их применение.
Обобщая вышесказанное, стоит также выделить некоторые общие черты льгот и преференций:
— Снижение налоговой нагрузки на деятельность налогоплательщика;
— Специализированные меры налогового регулирования;
— Составная часть системы налогообложения;
— Возможность сокращения налогового обязательства.
Несмотря на большое количество исследований в области налоговых льгот и преференций, выбранная тема остается актуальной и по сей день. Как верно отмечают авторы Д. А. Артеменко и Т. В. Конц: «льготы и преференции касаются практически каждого налогоплательщика от пенсионера, которому жизненно необходима льгота на имущественный налог, до крупнейшего инвестора, претендующего на льготы, сумма которых измеряется в миллионах рублей» [4]. Таким образом, подводя итоги вышесказанного, налоговые льготы и преференции несмотря на некоторые негативные аспекты, преследуют единую цель: поддержка налогоплательщиков путем снижения налогового бремени.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023). Ст.56.
- Барулин С. В., Макрушин А. В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. 2010. № 2.-С. 8.
- Баладина А. С. Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4(16). С. 50.
- Артеменко Д. А., Конц Т. В. Инструменты льготного налогообложения в России: стимулы или необходимость? // Теоретическая экономика. 2021. № 78(6). С.161.