Перевозка товаров морским видом транспорта, помимо продолжительности по времени, имеет ряд сложившихся исторически особенностей, присущих исключительно этому способу транспортировки. К примеру, за время доставки может измениться собственник товара на борту или владелец судна, а также могут поменяться участники перевозочного процесса. Целью статьи является анализ и структурирование возможных участников перевозки, их функций и обязанностей, чтобы продемонстрировать сложность их взаимодействия в различных ситуациях.
Ключевые слова: морская перевозка, грузовой терминал, порт, фрахтователь, фрахтовщик, крюинговая компания, судовой брокер, судовладелец, коносамент.
Доставка товара морским видом транспорта начинается в порту или на грузовом терминале. В порт или на терминал товар чаще всего доставляется наземными видами транспорта и складируется (если есть такая возможность) до тех пор, пока не будет подготовлено судно к рейсу или не накопится достаточное количество товара для перевозки. В это время подготавливаются все необходимые документы для отправки груза. Грузоотправители могут осуществлять подготовку самостоятельно или обратится к судовому брокеру.
Судовые брокеры (экспедиторы) предоставляют услуги по юридическому сопровождению перевозки грузов, страхованию, оказывают помощь клиентам (чаще грузоотправителям) в подготовке всех необходимых для перевозки документов. Судовые брокеры могут выступать в качестве доверенных лиц грузоотправителей. В таком случае заключается договор на все процедуры, связанные с подготовкой документов, заключением договоров с судовладельцами, крюинговыми компаниями, погрузкой в порту отправления и выгрузкой в порту назначения. Под крюинговой компанией понимается компания, которая занимается поиском и наймом морского персонала для работы на коммерческих судах, может предоставлять услуги по образованию, страхованию и медицинскому обслуживанию моряков, являясь посредником между моряками и работодателями.
Судовладельцы (фрахтовщик) предоставляют свои суда под фрахт, также могут предоставлять полную команду для обслуживания грузов. Если у судовладельца нет в штате рабочих, то в зависимости от условий договора между судовладельцем и фрахтователем (физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов) либо судовладелец обращается в крюинговую компанию для поиска экипажа с необходимой квалификации, либо фрахтователь делает это сам.
Чтобы доставить груз от поставщика к получателю, оформляется фрахтовый договор. Он заключается между фрахтовщиком и фрахтователем и содержит условия найма транспортного средства.
Условия процедуры устанавливаются договором и действующими положениями закона. Предметом договора выступает транспортное средство, которое берет в аренду владелец груза.
Для морского фрахта важно соблюдать объем товара, указанный в договоре. Если фактический объем окажется больше указанного, вырастет и сумма к оплате. Если количество груза будет меньшим, судовладелец вправе рассчитывать на компенсацию упущенной выгоды.
Морской фрахт сопровождается следующими документами.
— Коносамент, определяющий право собственности на груз.
— Морская накладная, подтверждающая наличие договора о доставке груза в порт получения.
— Упаковочный лист, представляющий список перевозимых товаров с указанием товарных мест.
— Штурманская расписка — бумага, подтверждающая передачу товара грузоперевозчику.
— Доковая расписка — бумага, подтверждающая прибытие груза в порт для дальнейшей перевозки по воде.
Ввиду значительной продолжительности морской перевозки во время рейса может смениться судовладелец, грузовладелец, грузополучатель или даже порт назначения. Если во время рейса меняется судовладелец, то фрахтователь заключает договор с новый судовладельцем, обычно в таком случае маршрут рейса не меняется, но это зависит от условий договора между фрахтователем и новым судовладельцем. Если меняется грузовладелец, а порт назначения остается прежним, то маршрут рейса остается прежним. В случае изменения порта назначения, прокладывается новый маршрут рейса и заключается новый договор, если по предыдущему договору изменения маршрута не предусмотрены. Если во время рейса происходит одно из описанных изменений, судно встает на якорь у ближайшего порта или заходит в него до тех пор, пока капитан не получит от судовой компании дальнейших распоряжений, а в это время вся команда должна оставаться на борту.
В таблице 1 приведены основные участники перевозочного процесса и их обязанности. В таблице 2 приведены основные виды коносаментов и их особенности. Представленный материал может быть полезен для изучения особенностей морских перевозок и систематизированного представления процесса перевозки.
Таблица 1
Основные участники транспортного процесса [1]
Участник перевозочного процесса |
Описание обязанностей |
Терминалы |
Обеспечивают хранение и перемещение товаров на территории порта, оформляют документы на товар, отвечают за безопасность и качество обработки товаров |
Суда |
Осуществляют перевозку товаров морским транспортом; Соблюдают международные и национальные правила и стандарты безопасности морского сообщения. |
Судовладельцы |
Осуществляют эксплуатацию судна, отвечают за его состояние, обеспечивают перевозку товаров с соблюдением норм и правил безопасности мореплавания |
Фрахтователи |
Заключают договоры на перевозку товара, обеспечивают его страхование и своевременную оплату, поставляют товар в порт и получают его в пункте назначения |
Судовые брокеры (экспедиторы) |
Оказывают помощь при стратегическом планировании перевозки товара, оформлении документов и решении спорных вопросов между сторонами перевозки |
Страховые компании |
Обеспечивают страхование товара от рисков потери и повреждения во время перевозки |
Портовые власти |
Контроль за товаром, безопасность перевозки |
Отправители товаров |
Подготавливают товар к перевозке; Оплачивают услуги транспортных компаний и страховые взносы. |
Перевозчики |
Осуществляют фактическую перевозку товара на судне или других средствах морского транспорта, отвечают за безопасность и сохранность товара |
Капитан судна |
Организация перевозки товара, обеспечение безопасности на борту судна |
Экипаж судна |
Обслуживание и управление судном, помощь капитану в организации перевозки |
Товарополучатели |
Принимают товар на свои склады; Проверят наличие повреждений и соответствие товара заказу;| Совершают документальные операции. |
Товаровладельцы |
Осуществляют оплату за перевозку товара, предоставляют документы на товар и следят за его доставкой в пункт назначения |
Таблица 2
Основные виды коносаментов и их особенности [2]
Вид коносамента |
Определение |
Участники сделки |
Формы |
Содержание |
Правовой режим |
Особенности распространения и передачи |
Именной |
Документ, подтверждающий договор перевозки грузов конкретно названного грузополучателя |
Грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик |
Бумажная, электронная |
Данные о грузе, адрес грузоотправителя и грузополучателя, стоимость перевозки, условия перевозки |
Стороны не могут передать права по коносаменту третьим лицам без согласия другой стороны |
Обычно передается грузополучателю или через его банк |
Ордерный |
Документ, подтверждающий договор перевозки грузов и передачу прав на груз через постановку в обращение |
Грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик |
Бумажная, электронная |
Данные о грузе, адрес грузоотправителя и грузополучателя, стоимость перевозки, условия перевозки |
Права на груз переходят к другому лицу посредством передачи коносамента |
Обычно передается через своего банка или банк грузополучателя |
Предъявительный |
Документ, который не приписывает прав и не идентифицирует грузополучателя, либо груз может быть забран другим лицом, нежели грузополучатель |
Грузоотправитель, перевозчик |
Бумажная, электронная |
Данные о грузе, адрес грузоотправителя, стоимость перевозки, условия перевозки |
Права на груз могут быть предъявлены к любому лицу, имеющему коносамент в актуальном состоянии |
Обычно передается через свой банк или банк грузополучателя |
Линейный |
Документ, подтверждающий договор перевозки грузов на определенных судах |
Грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик |
Бумажная, электронная |
Данные о грузе, адрес грузоотправителя и грузополучателя, стоимость перевозки, условия перевозки |
Применим только к перевозке на определенном судне указанного перевозчика |
Обычно передается грузополучателю или через его банк |
Фрахтовый |
Документ, подтверждающий договор фрахтования судна на период времени или для одной конкретной перевозки |
Фрахтователь, фрахтовщик, перевозчик |
Бумажная, электронная |
Данные о судне, грузе, формула расчета фрахта, условия перевозки |
Права на груз могут быть предъявлены к любому лицу, имеющему коносамент в актуальном состоянии |
Обычно передается через свой банк или банк грузополучателя |
Чистый |
Документ, подтверждающий факт получения груза для перевозки без отметок о повреждениях или недостачах |
Грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель |
Бумажная форма, электронная форма |
Описание груза, условия перевозки, указание получателя |
Заключается договор на перевозку груза |
Может быть передан путем непосредственной передачи или путем электронного документа |
Нечистый |
Документ, содержащий отметки о повреждениях или недостачах груза |
Грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель |
Бумажная форма, электронная форма |
Описание груза, условия перевозки, указание получателя, отметки о повреждениях или недостачах груза |
Заключается договор на перевозку груза, возможен спор о повреждениях груза |
Может быть передан путем непосредственной передачи или путем электронного документа |
Прямой |
Документ, оформляемый грузоотправителем и передаваемый грузополучателю |
Грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель |
Бумажная форма |
Описание груза, условия перевозки, указание грузоотправителя и грузополучателя |
Заключается договор на перевозку груза, грузоотправитель может передать коносамент грузополучателю |
Может быть передан путем непосредственной передачи |
Сквозной |
Документ, оформляемый только один раз и содержащий информацию о перевозке на нескольких транспортных средствах |
Грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель |
Бумажная форма |
Описание груза, условия перевозки, указание получателя |
Заключается договор на перевозку груза, может потребоваться дополнительное оформление документов на каждый этап перевозки |
Может быть передан путем непосредственной передачи |
Бортовой |
Документ, сопутствующий грузу во время погрузки на судно |
Грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель |
Бумажная форма |
Описание груза, условия перевозки, указание получателя |
Заключается договор на перевозку груза, может потребоваться дополнительное оформление документов на каждый этап перевозки |
Передается непосредственно перевозчику или его агенту |
Литература:
- https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72388/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/?ysclid=lfmfpe8j1x239911079
- https://www.tambrok.ru/news/novosti/1262/
[1] Разработано автором
[2] Разработано автором