В статье рассмотрена тема формирования компетенций и навыков у волонтеров посредством их участия в социально-культурных проектах. Уточнены некоторые аспекты, способствующие формированию и развитию навыков, а также компетенций.
Ключевые слова : волонтер, доброволец, добровольческая деятельность, навык, компетенция, культура.
Благотворительная деятельность, в частности, добровольчество, имеет богатую историю, которая в нашей стране берет свое начало еще в дореволюционной России. Пройдя долгий путь, волонтерство не утратила своей важности и полезности.
Сегодня добровольческая деятельность, как и много лет назад основывается на трех ключевых принципах: добровольности, полезности и безвозмездности [2]. Последний особенно актуален, ведь волонтеры чаще всего не получают за свою деятельность ни финансовых, ни материальных благ. Однако, у людей, занимающихся добровольческой деятельностью, есть уникальная возможность получить бесценный опыт, а также развить свои навыки и личностные компетенции, оказывая безвозмездную помощь в рамках различных мероприятий и событий.
По данным портала «Добро.Ру», в настоящее время в Российской Федерации наиболее популярными направлениями осуществления добровольческой деятельности являются: «дети и молодежь» (546 141 чел.), «культура и искусство» (346 447 чел.), «здравоохранение и здоровый образ жизни» (328 833 чел.), «образование» (313 676 чел.), «спорт и события» (306 399 чел.) и «экология» (295 641 чел.) [1]. Исходя из вышеописанных данных, можно констатировать, что вторым по популярности направлением волонтерства определяется сфера «культура и искусство», к которым также и относятся социально-культурные проекты.
В настоящее время социально — культурные проекты представляют собой не только различные тематические события и мероприятия, но также и строительство, реконструкцию музеев, театров, концертных залов и других объектов общественного культурного притяжения, где волонтеры могут оказывать необходимую помощь, имея возможность приобрести взамен новые компетенции и навыки [3].
Специфика социально-культурных проектов и мероприятий определяется непосредственно широким спектром направлений работы, в которых добровольцы могут проявить себя, начиная от работы с проектно-технической документацией и заканчивая взаимодействием с большим количеством людей. Это основание позволяет утверждать, что волонтерская деятельность в рамках социально-культурных проектов, позволяет добровольцам не только повысить компетенции и навыки во многих сферах жизни, но и получить бесценный опыт.
Участие волонтеров в социально-культурных проектах позволяет им развить коммуникационные навыки. Эта возможность эффективного общения связана в первую очередь с частым взаимодействием с людьми разных возрастов, национальностей, конфессий и социальных статусов. Помимо этого, волонтеры могут улучшить навыки межличностной коммуникации, а также научиться работать в команде и разрешать конфликтные ситуации.
Другим немаловажным аспектом является возможность развития лидерских и организаторских навыков. В процессе работы, волонтерам может представится возможность возглавить небольшую группу или команду, организовать локальное мероприятие, управлять временем и соблюдать сроки, а также курировать конкретный блок задач. Все это позволяет добровольцам в дальнейшем эффективнее планировать, управлять, координировать, соблюдать и создавать свои собственные проекты.
Часто в рамках осуществления добровольческой деятельности, акторы могут столкнуться с различными вызовами и непредвиденными, чрезвычайными ситуациями, в которых нужно принять быстрое, но верное решение. Подобное чаще всего возникает неожиданно, и позволяют волонтерам улучшить навыки адаптации, а также принятие решений в условиях неопределенности.
Крупные социально-культурные проекты отличаются своей масштабностью и количеством участников, среди которых нередкими гостями бывают представители иностранных делегаций, с которыми чаще всего коммуницируют волонтеры-лингвисты (переводчики). Подобная деятельность повышает межкультурную компетентность, дает возможность эффективно взаимодействовать с людьми разных национальностей, позволяя практиковать иностранный язык с непосредственным его носителем.
Другим важным аспектом определяется возможность приобретения или развития творческих составляющих личности волонтера. Все это формируется посредством оказания помощи при создании тематических выставок, концертов, фестивалей и театральных постановок. В таком случае добровольцы напрямую взаимодействуют со сферой искусства и культуры, что позволять расширить кругозор и развить чувство прекрасного.
Участие волонтеров в социально-культурных проектах формирует определенную среду, которая позволяет самим участникам добровольческой деятельности развить свои навыки, а также повысить личностные компетенции.
Волонтерство в рамках подобных проектов может также способствовать личностному росту, развитию самоуверенности, расширению социальной сети и возможности внести полезный вклад в общество.
Подводя итог, можно констатировать, что волонтерство в рамках социально-культурных проектов предоставляет уникальную возможность для развития компетенций и навыков, которые могут оказаться ценными и полезными во многих аспектах жизнедеятельности добровольца.
Литература:
- Аналитика портала «Добро.Ру». — Текст: электронный // Добро.Ру: [сайт]. — URL: https://dobro.ru/analytics (дата обращения: 22.06.2023).
- Галстян, С. А. Механизмы вовлечения молодёжи в волонтерскую деятельность на базе культурно-досуговых учреждений / С. А. Галстян // Апгрейд молодёжных инициатив: Обновление — 2025: VIII всероссийская научно–практическая конференция, Москва, 26 октября 2022 года. — Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2022. — С. 78–81. — EDN RZZWJI.
- Галстян, С. А. Социально-культурные проекты как драйверы развития мегаполиса (на примере Южного административного округа Г. Москвы) / С. А. Галстян // Перспективные направления развития современного образования: Материалы VIII международной научно-практической конференции. в 3 -х частях, Москва, 05–26 апреля 2023 года. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2023. — С. 261–265. — EDN RMYQKL.
- Ершова, О. В. Театрально-музыкальный event-проект как форма социально-культурной деятельности / О. В. Ершова, М. А. Норкина // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 4(308). — С. 60–62.
- Опарина, Н. А. Речевые жанры эстрады в культурно-досуговых программах / Опарина Н. А., Левина И. Д., Кайтанджян М. Г., Грибкова Г. И., Дольгирева Е. В., Портников В. И., Потапкина Е. В. — Учебник. — Москва, 2020. (2-е издание, исправленное и дополненно
- Полосина, А. А. Волонтерская деятельность как фактор формирования социальной активности молодежи / А. А. Полосина // Образование и педагогика: теория, методология, опыт: Сборник статей / Редколлегия: Ж. В. Мурзина, О. Л. Богатырева, А. С. Егорова. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. — С. 40–43. — EDN CRHMUB.
- ГБУ города Москвы «Мосволонтер [Электронный ресурс]. URL: https://mosvolonter.ru/ (дата обращения: 22.06.2023).